92
93
94
95
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯГде только не пробовали за долгую историю автомобиля размещать двигатель: сзади, спереди, посередине... А если - в колесе? Что ж, прятать под колесным колпаком компактные электродвигатели научились давно. Но засунуть в колесо ДВС? Да еще вместе с коробкой передач, радиатором, аккумуляторной батареей, глушителем и... бензобаком? В «мотоцикле будущего», представленном на Женевском салоне фирмой «Сбарро», в заднем колесе ухитрились смонтировать четырехцилиндровый двигатель мощностью 118 кВт/160 л. с ! Не беда, что размерность «самоведущего» колеса достигла 28 дюймов, зато какая красивая идея. Кроме мотоцикла, фирма показала автомобиль «Челлендж» (вызов), выполненный по такой же схеме. Здесь, правда, трехлитро-Автомобиль «Челлендж», конечно, впечатляет... ...но еще больше интересовал специалистов его задний мост.Франко Сбарро в «седле» своего мотоцикла.вый двигатель V6 мощностью 221 кВт/300 л. с. выступает из 22-дюймового колесного диска, да и глушитель пришлось разместить в заднем мосту, но... Экономия снаряженной массы составила, по оценкам разработчиков, 30—40% и, самое главное, оказалось возможным снабдить четырехместный автомобиль спортивного покроя двумя багажниками по кубометру каждый. Не совсем ясно, как обстоит дело с неподрессоренными массами, с развесовкой - даже не по осям - по колесам, как удалось обеспечить ход подвески мотор-колеса в 150 мм (такие данные дает фирма), но на го ведь и существует ноу-хау.Самое деятельное участие в разработке принимал отецоснователь швейцарской фирмы, 64-летний итальянец Франко Сбарро.Даже не верится, что в колесе притаились 160 «лошадок»!92За рулем 5/2003 ИЗОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯВПЕРЕД В... ПРОШЛОЕДо последнего времени основным способом была точечная электросварка, требующая для алюминия с его низким сопротивлением и большой теплопроводностью особенно много энергии. При новом способе раТаи выглядит новая установка.зогрев точки сварки происходит за счет быстрого вращения плотно прижатого инструмента и лишь на это вращение и расходуется электричество. Выигрыш составил... 99% для алюминия и 80% для стали.Дыма под стержнем не видно, но сварка получается прочной и чистой.обывать огонь трением умели еще наши далекие предки. Доисторическую технологию, казалось бы, навсегда забыли. Но если поручить дело не знающему усталости роботу, да еще с электромотором в «руке», он сможет разогреть материал до весьма приличной температуры. Такой, что детали из алюминия намертво сварятся друг с другом. Так, в общих чертах, работает новая сварочная уста-Дновка «Мазды». Сварка трением давно вошла в учебники и энциклопедии, но вот применять эту технологию для автоматизированной конвейерной сборки алюминиевых кузовов японцы начали впервые. Пока «доисторическим» способом сваривают крышки багажника и задние двери роторной «Мазды-}ЧХ8», но это только начало. Ведь экономия на стоимости оснастки и на энергии оказалась немалой.На правахрекламы1<<Ш|".1И<».1И.uxoilЛетнее масло Luxoil Polus SAE10W50. Показывает отличные результаты в жару. Luxoil Polus - всегда легкий запуск, чистота, защита от износа и длительный срок службь Вашего двигателя. Luxoil Polus - забудьте о погоде и наслаждайтесь ездой!щ№ Iff *$Осенью 2002 года компания LUXOIL выпустила на рынок новое полусинтетическое моторное масло Luxoil Polus, разработанное специально для российских климатических условий. Главное преимущество Luxoil Polus, которое оценили российские автолюбители при эксплуатации машин в зимний период -легкий запуск двигателя в любую стужу.Моторное масло Luxoil - просто Люкс!За рулем 5/2003 93 НОВИНКИИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯМАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИКроме выхлопных газов, автомобильный двигатель выделяет не менее вредные картерные. Они появляются из-за того, что через микрозазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндров продукты сгорания проникают в картер. Там этот «выхлоп» смешивается с частицами масла и сажи. Газы нельзя оставить в картере: постепенное повышение давления приведет к выдавливанию масла через сальники. Когдато проблему решали просто - с помощью трубочки, выведенной под автомобиль (так и сегодня поступают нерадивые хозяева машин с изношенными двигателями). Потом спохватились и замкнули систему, возвращая газы через воздушный фильтр во впускной тракт и далее в камеру сгорания. Круг замкнулся, но вот беда - частицы масла начинают портить благостную картину выхлопа, отравляя потихоньку не только атмосферу, но и дорогой нейтрализатор. Разного рода лабиринтные маслоотделители на пути промасленных картерных газов эффективны процентов на 70, обычные фильтры получше (степень очистки до 95%), но требуют периодической замены. Забьются - беды не избежать, все масло незаметно для водителя окажется на дороге. Решение, предложенное фирмой «Манн+Хуммель»,Немудреный с виду клапан дает мотору «второе дыхание».Такой моторчик в трубопроводе бережет наши легкие и продляет жизнь нейтрализатору.выглядит неожиданно: в трубопровод вентиляции картера встроили миниатюрный (чуть толще карандаша!) электросепаратор, ротор которого, раскрученный до 8000 об/мин, отбрасывает тяжелые частицы масла на стенки, по которым они стекают обратно в масляную ванну. Обслуживания устройство не требует, потребляет около 50 Вт мощности и, говорят, не менее долговечно, чем сам двигатель... Еще одно изобретение фирмы обещает увеличить крутящий момент двигателя за счет так называемого импульсного (или инерционного) наддува. Оказывается, если впускать воздух в цилиндр не плавно, по мере открытия клапана, а резко, «щелчком», его войдет больше. Соответственно, можно увеличить и количество топлива. В теории все выглядит достаточно просто, вот только этот добавочный «тактовый клапан» во впускном тракте должен срабатывать раз сто в секунду, да еще со временем открытия «на полную», не превышающим 3 мс! (Та еще задача для электромагнитного механизма!) Тогда получается выигрыш в крутящем моменте «на низах» около 20%. При большей частоте вращения работает обычный турбокомпрессор, обеспечивая ровную, без провалов, характеристику.ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯК94онцерны «Пежо-Ситроен» и «Форд» представили два новых дизеля «коммон рейл», созданных в рамках своего плана кооперации. Один и гот же мотор будет называться на французских автомобилях Hdi, на американских Duratorq TDCi. Подготовлены два варианта с рабочим объемом 1,6 и 2,0 л. Эти агрегаты окажутся в самом ближайшем будущем под капотами 37 моделей.За рулем 5/2003Шестнадцатиклапанный двигатель объемом 1,6 л выполнен целиком из сплавов алюминия и весит менее 120 кг, что делает его пригодным для автомобилей малого класса. Система впрыска «Бош» второго поколения работает при давлении в рампе 1600 бар, причем впрыск осуществляется дискретно, в шесть этапов. Это резко снижает шумность, вибрации, расход топлива ивыброс вредных веществ, прибавляя мотору резвости. Мощность двигателя - 80 кВт/110 л. с. или 66 кВт/90 л. с. в зависимости от исполнения. При разработке двухлитрового дизеля больше внимания уделили максимальной отдаче: мощность - 100 кВт/136 л. с, на четверть больше, чем у предшественника, при том же аппетите. Крутящий момент вырос на целых 36%! Разумеется, оба мотора выполняют экологические нормы Евро ГУ. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«ВЕБАСТО». С ГОРЕЛКОЙ ВЕНТУРИИмя «Вебасто» хорошо знакомо по отопительным установкам. Новая серия отопителей «Термо Ви» (Thermo V) вскоре сменит популярную «Термо Си». Буква выбрана не случайно, она символизирует использование в новинке так называемого сопла Вентури (итальянский ученый XVHI-XIXBB. известен трудами по газодинамике), благодаря которому процесс розжига и выхода на рабочий режим занимает вдвое меньше времени. Воздух в горелке разгоняется до скорости примерно 50 м/с. В результате достигают лучшего распыления топлива и его мгновенного воспламенения на свече накаливания. Кроме того, керамика имеет значительно меньшую теплопроводность и большую теплостойкость, чем металл. Поэтому она быстро разогревается до температур, обеспечивающих полное испарение поступающего топлива, - в результате выход на полную тепловую мощность занимает всего 60 с. Без ложной скромности «Вебасто» сравнивает свою разработку с переходом в двигателестроении к непосредственному впрыску топлива. Кроме достигнутого КПД 83%, «Термо Ви» обладает на треть меньшими габаритами и на одну пятуюУстройство «Термо Ви»: 1 - крыльчатка вентилятора. 2 - вода (вход-выход); 3-теплообмен; 4-горелка; 5 - выход отработавших газов;6 - вход топлива; 7 - вход воздуха.меньшей массой, что особенно актуально для современных компактных автомобилей с плотно забитым моторным отсеком.На правах рекламыACTQЖизнь, здоровье, имущество - э тото , что в первую очередь требует сохранности и защиты. Страховая компания "АСТО Гарантия"Ч тобы не спучипосьАСТОМосква, ул. Правды, 23 теп. 745-6070, факс 745-6071 e-mail: [email protected] www.acto.ruЗа рулем 5/200395