114
115
РЫНОК И СЕРВИССДЕЛАНО В РОССИИ«АВТОТОР» - ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГОИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУИнтересно, как отреагировал бы простой советский человек лет этак пятнадцать назад, если б услышал: в нашем Калининграде на одном оборонном заводе будут выпускать немецкие БМВ, а на другом - американские люксовые вседорожники? Кто-то, наверно, рассмеялся, кто-то покрутил пальцем у виска, а кто-то поспешил сообщить в «компетентные органы», но все вместе - конечно, не поверили бы. И правильно сделали - о подобных проектах в то время и речи не могло быть. Сегодня с конвейера калининградского завода «АвтоТОР» ежедневно сходят десятки автомобилей четырех мировых марок - и уже никто этому не удивляется, как и словам «Хаммер» российской сборки».ОДНАЖДЫ, ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД- В начале 90-х Калининградская область стояла на распутье - искали новые«КИА-Спортидж» из Калининграда - один из самых востребованных российских «проходимцев».модели развития, новые подходы и решения, - вспоминает экс-губернатор, ныне - председатель постоянного комитета по экономической политике областной Думы Юрий Маточкин. - Судьба свела нас с Владимиром Ивановичем Щербаковым, бывшим вице-премьером правительства СССР, а тогда - руководителем фонда «Интерприватизация». Обсуждая с ним варианты развития Калининградской области, пришли к выводу: надо создать некую системообразующую отрасль, которая собрала бы вокруг себя другие. Такой могла стать автомобильная промышленность. Тогда мы уже пытались вести переговоры с представителями «Фольксвагена», «Вольво», но они не были готовы осваивать наш рынок. Продолжая поиски стратегических партнеров, мыодновременно разрабатывали принципы особой экономической зоны. Десять лет назад, в декабре 1994 года в Калининграде зарегистрировали компанию «АвтоТОР», а два года спустя был принят закон об особой экономической зоне, подписаны два постановления правительства, указ президента и вступил в силу местный закон о поддержке автомобильного производства в области. В 1997 году с конвейера «АвтоТОРа» сошел первый автомобиль КИА. И хотя у компании не все поначалу получилось, как планировали, считаю, что у нее очень хорошие перспективы. Создан такой локомотив местной экономики, который постепенно переводит все остальные отрасли на рельсы кооперации. А сэкономленные налоговыми льготами средства поступают в ви-114За рулем 12/2004 СДЕЛАНО В РОССИИВ цехах бывшего советского оборонного завода теперь собирают американские вседорожники «Шевроле». де инвестиции на развитие основного производства в области. В САМОМ ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ Калининградская область - самая маленькая в России, в том числе и по населению, но географический центр Европы находится всего в 300 км восточнее областного центра, а, скажем, до Берлина отсюда вдвое ближе, чем до Москвы. Наряду с другими причинами это продиктовало создание здесь особой экономической зоны. «Сердцем» же ее стал «АвтоТОР». Это уже не один завод. а два: на одном собирают автомобили БМВ, на втором - КИА, вседорожники «Хаммер» и «Джи-Эм», наращивая объемы производства на 70-80% в год. Сейчас на автомобильных предприятиях компании работают более 1500 человек; инвестиции в проект за 10 лет превысили 300 млн. долларов. Руководители завода не без основания гордятся тем, что еще в феврале 2001 года «АвтоТОР» первым из предприятий российского автопрома получил международный сертификат качества ISO 9002. Качество, высокая надежность автомобилей позволили увеличить гарантию завода по легковым моделям КИА до 5 лет (или 120 тыс. км пробега), а по грузовым - до 3 лет (или 60 тыс. км). Это, конечно, впечатляет. Но не менее важно и другое. Шесть лет назад на сборочном производстве БМВ работало несколько десятков немецких специалистов. Теперь - только один, Рольф Беттнер, уполномоченный баварского концерна в Калининграде.Новый российский Маджентис» отправляется на испытательный трек. дем производителями автомобилей. Правда, опыт прошедших лет заставил нас отказаться от идеи крупномасштабного производства - для этого нет достаточных инвестиционных ресурсов. Решили: самое выгодное для нас - мелкосерийное (10-50 тысяч в год), причем нескольких моделей и брэндов по технологии CKD (сварка, окраска, сборка), способное в течение 2-3 месяцев при незначительных инвестициях, технических и управленческих изменениях оперативно переключиться на выпуск иной продукции. Это может быть и другой автомобиль, и вообще другой продукт например, автомобильные компоненты. Мы ведь уже всем доказали, что можем работать на самом высоком уровне здесь, в России, собираем машины БМВ и «Дженерал моторе». ...У предприятия еще немало нерешенных проблем, но, кажется, все понимают: автосборочное производство в Калининграде - всерьез и надолго. Акционерам и руководителям завода (а все ведущие управленцы здесь - выходцы с АвтоВАЗа и КамАЗа) оно приносит не только прибыль, но и удовлетворение от того, что дело, которым они занимаются, в стране знают и ценят. Для жителей же области это не только многочисленные рабочие места, но и налоговые поступления. К примеру, местный пенсионный фонд уже на 20% состоит из поступлений от «АвтоТОРа». Да и вообще, провожая взглядом известный в мире вседорожник, можно - так, к слову - сказать: «А этот «Хаммер» у нас в городе собирают»... У калининградцев теперь есть собственная гордость. За рулем 12/2004 115- Я абсолютно удовлетворен качеством работы наших российских коллег, говорит он. - Автомобили, собранные здесь, ничем не отличаются от тех, что сходят с конвейера в Германии. В Калининграде я уже пять лет и за свои слова отвечаю. КАЧЕСТВО И МОБИЛЬНОСТЬ Здесь не очень-то любят распространяться о перспективах - близких ли, дальних, не важно. Слишком много рождалось проектов, которым уже не суждено осуществиться. Еще пару лет назад планировали выйти на уровень 50 тыс. автомобилей в год - планка (пусть и не по вине россиян) не достигнута по сей день. Концерн КИА так и не стал стратегическим партнером, а лишь одним (пусть самым крупным) из поставщиков комплектующих. Не осуществились обнародованные в свое время проекты по сборке польских автобусов, германской сельхозтехники. Контракты с отечественными производителями компонентов можно пересчитать по пальцам... Но несмотря на это оптимизма не убавилось ни у руководителей завода, ни у рядовых работников (средняя зарплата здесь, кстати, в три раза выше, чем по области). - Мы часто обсуждаем перспективы развития, - рассказывает генеральный директор ЗАО «АвтоТОР» Валерий Горбунов. - Я не назову вам нового партнера, чьи автомобили начнем собирать с будущего года, - всему свое время. Но одно могу гарантировать: профиль предприятия не изменится. Мы были, есть и бу-