150
151
МИХАИЛ ГЗОВСКИИ. ФОТО ГЕОРГИЙ САДКОВБЕСПОЛЕЗНОЕ С НЕПРИЯТНЫМИтак. поспедователи дурацкой (пардон!) моды на затемненные стекла приводят свои аргументы. Одни свято верят, что оставленные в салоне вещи и дорогую «музыку» не смогут разглядеть с улицы, а значит меньше шанс, что их украдут. Другие утверждают: тонировка уменьшает проникновение в салон ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Как говорится, блажен кто верует! Если кто-то намерен обчистить вашу машину, тонировка не спасет, а, возможно, даже привлечет злоумышленника: типа, есть что прятать. А разговоры про то. что в тонированной машине прохладнее в жару, отчасти справедливы в отношении изотермических стекол. Но они дороги и не имеют ничего общего с теми, которые затемнены массовыми пленками. С еще одним аргументом не поспоришь: за «глухой» тонировкой абсоНАША СПРАВКА В соответствии с ГОСТ 5727-88 минимальное светопропускание стекол должно быть: 75% для ветровых; 70% для боковых передних и 60% для всех остальных. Заднее стекло допускается затемнять при наличии зеркал заднего вида с обеих сторон. Имейте в виду, что даже абсолютно новое ветровое стекло задерживает до 20% светового потока. Оно, между прочим, не должно искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Примерный максимум допустимого мы видим на машинах с легкой зеленоватоголубой заводской тонировкой (многие иномарки, часть «десяток). лютно не видно, кто же едет в машине. Учитывая царящие на наших дорогах нравы, неудивительно, что некоторые- Здравствуйте, можно у вас затонировать машину? - Конечно; у нас отличные американские пленки. - А проблем с ГАИ не будет? - Эээ... честно говоря, ни с одной, даже самой легкой нашей тонировкой машина техосмотр не пройдет... Такой же примерно ответ мне дали ив нескольких других известных в Москве сервисных центрах. Удивит ельное дело: пройти техосмотр нельзя, а на дорогах России чуть ли не половина машин с «наглухо» тонированными стеклами! Впрочем, оставим юридический аспект на совести тех. кто техосмотр не получает, а покупает. II продает. А сами попробуем разобраться, почему же ГАИ относится к тонировке резко отрицательно. II как к ней вообще стоит отно-В 10 метрах за «восьмеркой» спрятался «Мицубиси-Лансер»,ехать за которым значительно приятнее.Обзору в боковое зеркало мешают многочисленные блики. 150 За рулем 12/2004Осторожно, пешеход! Видите его? Он в4 метрах, на «зебре»... ТОНИРОВКА." • ••Помеха справа без габаритных огней становится невидимкой.Насколько же приятнее смотреть на мир сквозь обычное стекло!водители хотят спрятаться от посторонних глаз. Чем же приходится расплачиваться за «конфиденциальность»? Проверим на себе. Передо мной ВАЗ-21083 с «глухой» тонировкой, через которую разглядеть профиль хозяина крайне затруднительно. На вопрос «зачем тонировал?», отмахивается: «да купил такую». Затем он пересаживается на пассажирское сиденье, а я сажусь за руль в полумрак салона. Да... совсем унылым предстает через эти стекла родной город... А вот и солнышко выглянуло - и тут же возникли первые неприятные оптические эффекты : в наружные зеркала толком ничего не видно! В КАЧЕСТВО ОБЗОРНОСТИ (С ТОНИРОВКОЙ / БЕЗ ТОНИРОВКИ), БАЛЛЫБоковое стекло 3,5/4,5 2/3,5 ЗаднееСТЕКЛОооковых стеклах отражается светлая одежда пассажира, безбожно бликует и передняя панель. Коротким взглядом в зеркало оценить ситуацию крайне затруднительно. Приходится фокусировать взгляд на дальнем плане, «продираясь» сквозь блики на стекле. «Смотри-ка, близнец едет», - смеется хозяин, когда перед нами встраивается точно такая же тонированная «восьмерка». Ехать за «клоном» неприятно - через непрозрачный салон неСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Сильно тонированные стекла:Сильно тонированные стекла слишком высокая цена за неочевидный комфорт.оценишь, что происходит впереди. Даже разглядеть стоп-сигналы едущей через одну от нас машины не удается, а ведь это помогает обезопасить себя в плотном потоке. Особенно коварна тонировка в сумерки. Пришлось напрягаться, подъезжая к нерегулируемому перекрестку. «Помеху справа», которая посчитала, что включать хотя бы «габариты» еще рановато, я заметил только после предупреждения пассажира. В городе зажглись фонари, закрапал противный осенний дождь. В этот момент я понял окончательно - тонированную машину не буду водить никогда, по крайней мере, по собственной воле. Помните, лошадей, чтобы не отвлекались, облачали в шоры? Т.; А здесь? Шоры надел водитель, как будто ему не нужно знать, что происходит в паре метров сбоку. Тонированные13% украшают автомобиль ,. оберегают салон от ° посторонних взлядов 49% затрудняют управлениеНа просвет извне 2/3,5 2,5/44/5 1/4МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Требования ГОСТа, кстати, далеко не самые жесткие в мире, взяты не с потолка и продиктованы соображениями безопасности. Это подтверждают и субъективные ощущения от езды на тонированной машине испытателей «За рулем». Мы перевели их на язык цифр, оценив обзор по пятибалльной шкале: дистанция обнаружения препятствия, поле зрения и т. д. Итак, ВАЗ-2108, с пленкой фирмы CPFilms, степень тонировки 90% в сравнении с «законопослушным» автомобилем. Сравните оценки... Нужны ли здесь какие-нибудь комментарии?стекла лишают бокового зрения в темноте почти полностью. Особенно неуютно чувствуешь себя при повороте на 90°. Пожалуй, хватит на сегодня: такая езда очень утомляет, пора возвращать машину владельцу, пока не попал в аварию. Сейчас этот пешеходный переход проедем и... «Осторожно!» Предостережение коллеги подоспело вовремя. Вынырнувшего на «зебру» из темноты человека я просто не увидел. «Ну а сам-то доволен тонировкой?» - поинтересовался я, передавая ключи хозяину. «Так и не привык», - покачал тот головой. «Когда вечером во дворе паркуюсь, оба окна открывать приходится. Да и блики все время мешают. Сам бы тонировать машину пи за что не стал». Может быть, и вам не стоит? • >угем 12/2004 151