172
173
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА АККУМУЛЯТОРЫ 55 А . ЧА ТЕПЕРЬ – НЕ ДЛЯ ПРОТОКОЛА...Михаил КолодочкинС выходом майского номера ЗР казалось, что очередного обращения к аккумуляторной теме придется ждать как обычно – примерно год. Однако вышло иначе… – Есть предложение! – раздался в трубке голос эксперта из 21-го НИИИ МО РФ. – Вы пока не забирайте батареи: задумали еще испытания… Подержим их месяца четыре без всякого обслуживания, а потом проверим, на что годятся – интересно? Конечно же интересно – с батареями не может быть иначе! И возни куда меньше, чем обычно – по магазинам бегать не надо, поскольку состав участников прежний (ЗР, 2005, № 5). А вот кто из них настоящий лидер, а кто – «счастья баловень безродный», сразу станет видно. нительный характер: стандарты стандартами, а реальная жизнь – дело другое. К примеру, мы неоднократно писали о том, что длительное хранение батарей на складах пагубно сказывается на параметрах – все наши испытания это подтверждают. Хочется развить мысль: как поведет себя батарея, купленная давным-давно «про запас»? И легко ли должна пускаться машина, брошенная хозяином на несколько месяцев? В общем, ситуация самая что ни на есть жизненная. Заметим, 120 суток при плюсовой температуре – это много: на холоде разряд был бы меньше. А вот снимать разрядную характеристику будем все же на морозе – в поддавки играть не станем. Стандартная проверка должна проводиться при минус 18°С – тащим заскучавшие «батарейки» в морозильник! А затем оценим, смогут ли они реально крутить стартеры.СРОК – СТО ДВАДЦАТЬ СУТОКНапомним: с формальной точки зрения все батареи были признаны в майской экспертизе «соответствующими требованиям ГОСТ». Нынешняя проверка носит допол-БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКАРезультаты испытаний приведены в таблице. Победители удо-VARTA BLUE DYNAMIC («Варта блю динамик»),ГерманияMEDALIST («Медалист»),США-КореяBOSCH SILVER («Бош Сильвер»),ГерманияBANNER («Баннер»),АвстрияЗаявленный ток разряда – 420 АОриентировочная цена – 1550 руб. В основных испытаниях «Варта», как известно, выступила хорошо – лучший зарядный ток, самый низкий саморазряд... Поэтому первый показатель в факультативном «забеге» неожиданностью не стал.Заявленный ток разряда – 430 АОриентировочная цена – 1450 руб. Американо-корейский аккумулятор – победитель основной экспертизы – вновь на пьедестале. Приверженцы этого бренда могут отметить, что его заявленный ток несколько выше, чем у «Варты.Заявленный ток разряда – 420 АОриентировочная цена – 1500 руб. В марафоне предыдущих испытаний «Бош» порадовал высоким зарядным током и уверенным поведением при минус 30°С. Поэтому нынешняя «бронза» вполне закономерна.Заявленный ток разряда – 450 АОриентировочная цена – 1750 руб. Австрийское изделие опять удивило – в тестах прошлых лет бренд особо не блистал… С этого года – новая жизнь? Было шестое место, теперь – четвертое: тенденция неплохая.«ЗВЕРЬ-55»,РоссияZUBR («Зубр»),БелоруссияINCI AKU CLASSIC («Инчи Аку Классик»),Турция..TOPLA ENERGY («Топла Энерджи»),СловенияЗаявленный ток разряда – 440 АОриентировочная цена – 1600 руб. «Зверь» вцепился в пятое место – не выше, не ниже! К сожалению, это единственный «россиянин», достойно выдержавший многомесячные испытания как в рамках стандарта, так и вне его пределов.Заявленный ток разряда – 440 АОриентировочная цена – 1400 руб. А вот к «Зубру» отношение неоднозначное: в основных испытаниях его, как мы помним, вообще «не было видно»: лишь 19-й результат. Второе дыхание? Как бы там ни было – хранение выдержал очень хорошо.Заявленный ток разряда – 460 АОриентировочная цена – 1100 руб. «Турок» во время основного «забега» все время прятался в середине таблицы – поэтому нынешний высокий результат удивил. Отметим довольно высокий заявленный ток тем приятнее успех.Заявленный ток разряда – 480 АОриентировочная цена – 1250 руб. «Топла» уселась на подножку уходящего поезда: еще бы чуть-чуть и – мимо! Но заметьте: заявленный ток гораздо выше, чем у остальных лидеров! Будь цифра поменьше – стоять бы на пьедестале… РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ БАТАРЕЙ НА РАЗРЯД ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ№* Марка батареи Ток Напряжение через 30 с разряда, А от начала разряда, В Требования ГОСТ 959-2002 0,6Iх.п.** Не менее 8,5 В 252 258 252 270 264 264 276 288 270 270 276 288 288 264 267 270 255 255 306 270 288 252 9,07 8,91 8,83 8,61 8,55 8,53 8,51 8,5 8,48 8,23 8,23 8,23 8,11 8,09 8,09 8,01 8,0 7,95 7,65 7,63 7,34 7,27VARTA BLUE DYNAMIC («Варта блю динамик»), Германия 2 (1) MEDALIST («Медалист»), США-Корея 3 (2) BOSCH SILVER («Бош Сильвер»), Германия 4 (6) BANNER («Баннер»), Австрия 5 (5) «ЗВЕРЬ-55», Россия 6 (19) ZUBR («Зубр»), Белоруссия .. 7 (14) INCI AKU CLASSIC («Инчи Аку Классик»), Турция 8 (7) TOPLA ENERGY («Топла Энерджи»), Словения 9 (8) MUTLU («Мутлу»), Турция 10 (15) ПАЗ, Россия 11 (22) «ПИЛОТ», Россия 12 (18) «ПАУЭР ИНТЕРНЭШНЛ SILVER» («Сильвер»), Россия 13 (13) «ПИЛОТ SILVER» («Сильвер»), Россия 14 (16) TYUMEN («Тюмень»), Россия 15 (11) ЗиД, Россия 16 (20) ISTA STANDART («Иста Стандарт»), Украина 17 (10) «АкTех», Россия 18 (3) «АМУР», Россия 19 (9) ТИТАН ARCTIC («Арктик»), Россия 20 (12) SELENIUS («Селениус»), Россия 21 (21) «ТИТАН HD», Россия 22 (17) «ЭЛЕКТРОИСТОЧНИК», Россия1 (4)*В скобках указана позиция, занятая батареей в основных испытаниях (ЗР, 2006, № 5). **Iх.п. – заявленный ток холодной прокрутки.стоены чести быть сфотографированными, остальные скромно стоят в сторонке. Что получилось, то получилось... Обратите внимание: в таблице указаны места, занятые батареями как в данной экспертизе, так ив предыдущей, основной. Сравнивая их, можно назвать полученные результаты в целом ожидаемыми. Суммировать их или оценивать отдельно – дело второе: кому как нравится. Но при любом варианте тройка лидеров неизменна: «Бош», «Варта» и «Медалист» подтвердили свой уровень очень уверенно. Отметим российского «Зверя» – он сохранил пятое место в компании серьезных соперников. Почти столь же стабильно выступили «Баннер» и «Топла». А вот успешные результаты «Зубра» и «Инчи Аку» предсказать было тяжеловато. Однако же – факт… До требуемой стандартом планки остальные батареи «не допрыгнули». Но если «Мутлу» не хватило до зачетной оценки всего-то 0,02 В – и это при отменном заявленном токе! – то в нижней части таблицы скопились те, кому подобные упражнения из реаль-КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Испытания на саморазряд проводили по методике ГОСТ 959-2002. Батареи в состоянии бездействия хранились в течение 120 суток при температуре окружающей среды 15±10°С. Затем они были помещены в холодильную камеру и доведены до температуры электролита минус 18±1°С. После охлаждения батареи без подзаряда нагрузили током, равным 0,6 Iх.п. Напряжение через 30 с разряда должно составлять не менее 8,5 В. ной жизни явно не по силам. Разочаровала неудача «Амура», скатившегося с 3-го места на 18-е... Обижать отстающих не будем, но и хвалить, извините, тоже. От себя еще раз добавим, что результаты могли бы стать лучше, если бы производители батарей указывали не завышенные, а реальные токи, которые им по силам. Амбиции амбициями, но раз уж написаны на этикетке твоего изделия какие-то циферки – изволь их подтвердить!