140
141
ЭКОНОМИКАНОВЫЕ РУССКИЕ ПРОЕКТЫКИТАЙСКИЙ ДЕСАНТИгорь Моржаретто, Максим Приходькоинвестиции могут достигнуть 200 млн. долл. Не исключено, что контракт будет подписан уже летом этого года. А весной на «Автоторе» была еще собрана пробная партия (380 штук) легких грузовиков «Юэдзин» (грузоподъемность – 1 и2 т). Решение о дальнейшем развитии проекта примут по результатам ее продажи. Остается добавить, что недавно закончились переговоры с компанией Kinlon Motors – крупнейшим в Китае производителем мототехники, и в Калининград уже поступила первая партия агрегатов для опытно-промышленной сборки. – Сейчас предстоит оценить перспективы нового для нас рынка китайских машин, – заключает В. Горбунов. – По нашим прогнозам, он очень далек от насыщения. В лидерах окажется тот, кто предложит не только конкурентоспособные модели по привлекательной цене, но еще и качественное послепродажное обслуживание. Созданием современной дилерско-сервисной сети мы сейчас и занимаемся. Новосибирский концерн «ТрансСервис» договорился о сборке автомобилей Chery раньше, чем калининградцы, но пока что успехами похвастать не может. Причина в том, что подписание соглашения с Минпромэнерго по промсборке затянулось и завезенное в город оборудование для новосибирского завода хранится пока на таможенном складе. Чтобы не терять время, на главном сервисном центре компании уже несколько месяцев собирают две модели – «Амулет» и «Тигго»; к началу июня выпущено около 200 машин. Это, конечно, куда меньше, чем планировали, но при этом персонал под руководством китайских инженеров уже прошел полноценный курс обучения. За это время сумели получить и все сертификаты, а также внести в конструкцию автомобилей ряд улучшений. Директор завода Александр Бойко рассчитывает собрать как минимум 2–3 тысячиРоссийский рынок за последние несколько лет стал одним из самых притягательных для иностранных автопроизводителей. За прошедшие полгода сразу несколько зарубежных компаний объявили о начале строительства заводов в нашей стране: растущий рынок плюс дешевая рабочая сила – можно развернуться. Постановление правительства РФ № 166 предоставляет для этого неплохие условия, к тому же губернаторы наперебой предлагают местные льготы – только бы привлечь богатых инвесторов. Речь идет о немалых вложениях: «Форд» и «Рено» инвестировали уже в свои заводы свыше 200 млн. долл. каждый! Вслед за европейцами в Россию двинулись и китайские производители. Но если «западники» долго думают, прежде чем решиться на серьезный проект, восточные соседи сразу бросаются в бой. В конце прошлого ив первой половине нынешнего года уже объявлено, что в РФ создается как минимум шесть сборочных предприятий! А это значит: и так невы-сокая цена на «китайцев» может опуститься еще ниже…И СНОВА «АВТОТОР»Самый крупный из проектов сейчас – безусловно тот, что реализуется на калининградском заводе компании «Автотор». Справедливости ради отметим: здесь благодаря льготам для особой экономической зоны любой проект превращается в «живые» автомобили куда быстрее, чем в другом регионе страны. На очереди «Чери». – Китайский автопром сейчас наиболее перспективный из действующих бизнес-игроков, – считает генеральный директор «Автотор Груп» Валерий Горбунов. – О нем много слухов, часть из них вымысел, а часть – правда, но то, что он сделал огромный шаг вперед – отрицать невозможно. В Китае действуют сотни автомобильных заводов разной величины, разного качества, но среди них есть действительно современные, созданные в сотрудничестве с мировыми брендами. С этими игроками, которые через несколько лет станут еще сильнее и наверняка займут важное место на миро-вой арене, мы наладили сотрудничество. Результат – появление на «Автоторе» новых подразделений по производству легковых и коммерческих автомобилей, мототехники и электроники. В сегменте легковых автомобилей партнерами калининградцев стала компания Chery Motors. В апреле-мае в режиме опытнопромышленного производства под руководством китайских инженеров была собрана первая партия из ста автомобилей «Амулет» и «Тигго». Параллельно шло обучение персонала. Начиная с июня ежемесячный план по сборке – 1700 машин двух моделей (к концу года появится и третья). У «Автотора» есть преимущественное право выбора новых моделей «Чери». Если решают, что какая-то перспективна на нашем рынке, могут браться за ее сборку. Если нет, китайцы вправе предлагать ее другим. Еще более примечательно, что сейчас рассматривается возможность строительства в Калининградской области полноценного завода Chery Motors с долевым участием «Автотора»; суммарныеВ Новосибирске идет сборка «амулетов».140 За рулем 07/2006 НОВЫЕ РУССКИЕ ПРОЕКТЫмашин в этом году, если соглашение подпишут в ближайшие месяц-два.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙСтоит ли покупать китайский автомобиль?ВЕЛИКАЯ СТЕНА – ОТ МОСКВЫ ДО ВОЛГИОбъявила о планах строительства автомобильного завода в России и другая известная компания – Great Wall. Ее представители для этого знакомились с перспективными площадками от Москвы до Иркутска ив конце концов подписали соглашение с правительством Татарстана. Завод мощностью 45 тыс. машин в год построят в свободной экономической зоне «Елабуга»; инвестиции – более 100 млн. долл. Пока до открытия китайского завода еще далеко (запланировано на середину 2007 года), и «Великая стена» доверила сборку вседорожников моделей Hover и SUV G5 своему дистрибьютору – компании ИРИТО. Сборку начали, как сообщил руководитель отдела общественных связей Андрей Матвеев, в цехах электроизоляторного завода в подмосковной Гжели. Экономия на таможенных пошлинах (импортная на новый легковой автомобиль составляет 25%, а на машинокомплект – 15%) позволила ИРИТО уже снизить цену: с 1 апреля полноприводная модель SUV G5 стоит 17 950 долл. (вместо 22 990 долл.), полноприводный Hover – 22 450 долл. (вместо 26 950 долл.). До конца года рассчитывают собрать тысячу автомобилей, а в будущем – локализовать производство, увеличить объемы и основательнее снизить цену. В заключение назовем еще два сборочных проекта. На автомобильном заводе компании «Дервейс» в Черкесске небольшими партиями собирают четыре модели китайских вседорожников: «Шаттл», «Аврора», «Ленд Краун» и «Саладин». Все это – клоны японских «джипов» «Ниссан» и «Тойота» 10–20-летней давности. Об объемах производства не сообщается. Ничего не известно ио судьбе проекта по сборке китайских пикапов на бийском автозаводе «Алтай» (бывший котельный). Здесь в прошлом году начали выпускать Tianye Admiral; точ-7% да, сейчас 37% лучше подождать 56% не стоитно о количестве собранных машин сведений нет. По некоторым данным, «Адмирал» в Бийске больше не выпускают, но планируют открыть этим летом сборочное производство вседорожника Landmark. До конца года вроде бы намечено собрать 1500 машин. Таковы пока действующие проекты, о которых мы знаем. Все вместе, при благоприятном стечении обстоятельств, они уже в этом году дадут около 20 тыс. автомобилей! Известно еще, что крупнейший китайский автопроизводитель – FAW ищет площадку в России для организации производства 30–50 тысяч легковых автомобилей класса B. …У китайских автомобилей в России есть и сторонники, и противники. Первые хвалят их за неплохое (по сравнению с российским) качество при низкой цене, наличие современных опций; вторые ругают за невысокое (по сравнению с настоящими иномарками) качество, несовременный дизайн и т.д. В любом случае еще не очень понятно, как поведут себя эти автомобили хотя бы через пару лет эксплуатации в наших условиях, да и сервисную сеть по всем правилам пока строят лишь две-три марки. Одно только ясно: китайские производители пришли на наш рынок.