264
265
266
РЕТРОИСТОРИЯ «БЕНТЛИ»В 1910-м, уже работая в «Нэшнл мотор кэб компани», эксплуатирующей несколько сотен такси, Бентли купил свой первый автомобиль – французский «Сизэр-Надин». А через пару лет вместе с братом Горацием основал компанию «Бентли и Бентли». Братья успешно импортировали французские автомобили DFP. Тут-то Уолтер получил возможность заняться тем, что влекло его больше всего. На серийном DFP заменили стандартные поршни на легкие, из алюминиевого сплава и усовершенствовали распредвал. Братья Бентли сумели убедить французскую фирму принять свое изобретение к серийному производству, но началась война. Уолтер Бентли служил в техническом бюро авиации Королевского военноморского флота. Совершенствуя двигатели аэропланов, он, по сути, создал два новых мотора, получивших даже обозначение BR (Bentley Rotary). Труд инженера оценили очень высоко: он демобилизовался, скопив несколько тысяч фунтов.ОТ ПАРОВОЗОВ ДО ЛИМУЗИНОВСе р ге йКанунниковТолько очень опытный глаз мог заподозрить нечто странное в шасси, выставленном в октябре 1919-го на лондонской автомобильной выставке. Заводная ручка вроде бы установлена необычно. Немудрено: ведь в двигателе нет… коленвала, а маховик висит на коротенькой оси! Уолтер Оуэн Бентли – глава фирмы, представившей этот «несамодвижущийся экипаж», – не хотел никого обманывать. Он просто очень торопился заявить о потенциальных возможностях компании. И хотя еще в мае 1919-го в журнале «Отокар» появилось подробное описание «Бентли-3l» и даже рисунок машины, а с октября начали принимать заказы, первый экземпляр EXP 1 (экспериментальный) вышел на испытания лишь в начале 1920-го. А товарные, как сказали бы теперь, «бентли» появились лишь в 1921-м – ровно 85 лет назад. У мистера Бентли были все основания торопиться: с самого рождения фирма жила в долг. И ее основатель спешил доказать, что сможет делать очень хорошие автомобили. А ведь начинал Бентли с… паровозов. Отец конструктора, чье имя ныне ассоциируется с роскошными, быстрымиПервое шасси «Бентли-3l» рядом с заводом.автомобилями, не был богачом. Но смог дать девяти детям приличное, пусть не классическое, но хотя бы техническое образование. Младший Уолтер охотно отправился на железнодорожную фирму, где за деньги отца учился у конструкторов паровозов. В свободное время подрабатывал помощником кочегара. Образование, при всей его заурядности, оказалось неплохое. Заработав, Бентли смог удовлетворить свою вторую страсть (первой, как иу многих молодых британцев, был крикет) – приобрести мотоцикл. Но ездить просто так молодому инженеру было не очень интересно, его влекли гонки. Он выступил в нескольких соревнованиях, но вновь почувствовал – не то. Уолтер понял, что готовить машину к гонке даже более интересно, чем самому взойти на подиум.264 За рулем 07/2006 ИСТОРИЯ «БЕНТЛИ»Версия 1929 года с редким закрытым кузовом имела имя собственное – Blue Train. Не в память ли о паровозной юности У.О. Бентли? Гонщики Фрэнк Клемент, Джон Дафф и Уолтер Оуэн Бентли (посредине) возле «Бентли-3l» после победы в Ле-Мане в 1924-м. Последний автомобиль, в создании которого участвовал Бентли, – «Астон-Мартин DB2». Шестицилиндровый двигатель объемом 2,6 л выдавал 106–127 л.с.Бентли сманил из компании «Хамбер» конструктора и гонщика Фрэнка Бурнеса, из «Воксхолл» – Гарри Варли, и работа над первым автомобилем, тем самым EXP 1, закипела. Особых технических изысков Уолтер не планировал: автомобиль должен быть прочным, надежным, ну и, конечно, быстрым. Мощная рама, крепкие подвески, тормоза, как иу большинства машин того времени, – лишь на задние колеса. Четырехцилиндровый мотор объемом 3л развивал совсем немалые для тех лет 72 силы. Автомобиль с открытым кузовом (британцыговорили – турер) достигал 90 миль/ч – около 145 км/ч. Уже второй образец EXP 2 подготовили для гонок. Мощность мотора удалось поднять до 85 л.с. А серийных «бентли» в 1921-м сделали лишь 21. Правда, заказов собрали аж на два года. В 1922-м выпустили уже 122 машины, в 1923-м – 204. Крохи по масштабам массового производства даже тех лет. Но «бентли», хоть и не были столь роскошными, как «роллс-ройсы», предназначались богатым клиентам – ценителям солидности, надежности и скорости. В 1923-м глава фирмы выставил ав-томобиль на первые гонки в Ле-Мане: машина финишировала четвертой. В это время Бентли, чья компания сидела по уши в долгах (продажи хоть и росли, но не покрывали расходов), улыбнулась удача. Сын владельца алмазного прииска Вульф Барнато, купив 3-литровый автомобиль, буквально влюбился в него. Дабы поддержать фирму, он стал акционером, при этом фактически не вмешиваясь в дела.За рулем 07/2006 265 РЕТРОИСТОРИЯ «БЕНТЛИ»держания фирмы уже не хватало. Летом 1931-го случилось неизбежное: компания не смогла оплатить текущие долги. Бентли вел переговоры о ее продаже с фирмой «Нэпир». Но цену перебила некая компания с длинным, ни о чем не говорящим названием. О том, кто стоял за ней, первой узнала жена Бентли, случайно услышав знакомое имя на одном из светских коктейлей. Через пару дней о том, что «Бентли» куплена «Роллс-Ройсом», толковала вся Британия. Довольно молодую, но уже знаменитую марку новые хозяева не уничтожили. Продали оставшиеся 33 шасси с 8-литровыми моторами (всего их изготовили 100) и предложили Бентли работу конструктора. Он согласился, но большой радости от участия в создании «Бентли-3,5l» – не сильно переделанного «Роллс-Ройс 20/25 НР» – не испытывал. С 1933-го, когда 3,5-литровая модель вышла на рынок, все «бентли» были конструктивными аналогами «роллсов». В 1935-м Уолтер Оуэн, отказавшись продлевать контракт, перешел шефконструктором в компанию «Лагонда». К «Роллс-Ройсу» его душа явно не лежала. К тому же «Лагонда» специализировалась на близких ему по духу скоростных автомобилях. Усилиями Бентли уже в 1936-м, кстати, всего на год позже «Роллс-Ройса», «Лагонда» выпустила модель с мотором V12 объемом 4,48 л. «Роллс», конечно, был богаче и солидней, зато, к радости Бентли, гоночные «лагонды» в 1939-м отличились в ЛеМане, заняв 3-е и 4-е места. Бентли создал еще несколько 6-цилиндровых моторов, последний уже после войны для знаменитого «Астон-Мартин DB2», когда одноименная фирма, как и «Лагонда», вошла в промышленную группу «Дэвид Браун». Уйдя на покой, Бентли до самой кончины в 1971-м активно участвовал в жизни британского клуба владельцев автомобилей… конечно, своего имени. Члены элитного сообщества ценят любые «бентли». Но особенно – самые знаменитые, редкие, легендарные – те, что созданы в эпоху отца-основателя. Кстати, большой поклонник таких машин – принц Кентский. Кузен королевы Елизаветы организовал нашумевшие пробеги, маршруты которых проходили и по России. Старички, которым от 70 до 85, и сегодня ведут себя молодцевато. Эти легендарные автомобили Уолтера Бентли, учившегося конструкторскому искусству еще в эпоху паровозов, продолжают побеждать…«Лагонда-V12» с двигателем работы Уолтера Бентли. При рабочем объеме всего 4,48 л мотор развивал 180 л.с. Самый большой и дорогой «Бентли-8l» с моторами мощностью 200–225 л.с. строили в 1930– 1931 гг.В 1924-м «Бентли-3l Супер Спорт», способный достигать 160 км/ч, первым пришел к финишу в Ле-Мане, принеся фирме славу и… новые расходы. А вскоре Уолтер Оуэн начал проектировать новую модель. Толчком стало то, что многие клиенты, к удивлению Бентли, заказывали не открытые, а тяжелые закрытые кузова (сама фирма, как и многие другие в то время, делала лишь шасси). Динамика таких машин, разумеется, была хуже, чем у легких «туреров». Смириться с этим Бентли не мог, а к входящим в моду компрессорам относился скептически. Значит, надо наращивать рабочий объем. В 1926-м появился 6-цилиндровый 6,5-литровый мотор, развивающий 147 л.с. Автомобили с такими двигателями оснащали тормозами на всех колесах. Прежнюю модель с производства не сня-ли. Мало того, в 1927-м 3-литровый «Бентли» вновь выиграл гонку в Ле-Мане, которая год от года становилась все представительней и престижней. Лучшим годом «Бентли» эпохи Бентли стал 1928-й. Первым к финишу в Ле-Мане пришел главный спонсор компании – Барнато – на новом 4,5-литровом автомобиле. К тому же в 1928-м удалось реализовать рекордные 408 машин. В следующем году «Бентли-бойз» (так стали называть британскую команду) заняли четыре первых строчки итоговой таблицы Ле-Мана. В 1930-м – опять первое место! Упоенный славой, Бентли, словно не желая знать, что мир охватил финансовый кризис и спрос на предметы роскоши упал, выпустил в 1930-м автомобиль с 8-литровым 225-сильным двигателем. Даже состояния Барнато для под-266 За рулем 07/2006