208
209
210
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА СВЕЧИ ВАЗИнтрига с контроллеромСнова свечи? Да! Но теперь маленькие такие, с шестигранником «на 16» – для впрыскового шестнадцатиклапанника ВАЗ. В особенностях их сложного характера разбираются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.Казалось бы, све чам вс е равно – впрысковый мотор или карбюра торный: те же бензин да воздух! Все это так, вот только в карбюраторном моторе све ча работает сама по себе, а движок смиренно терпит ее капризы. А во впрысковом моторе – вс е не совсем так: у него ес ть мозги контроллера. Поэтому через обратную связь он пытаетс я отреагировать на чу дачества искрообразования изменением подачи топлива. Выяснить, какие свечи милее контроллеру – первая цель нашей экспертизы. Вторая зада ча возникла из «разбора полетов» по нашим предыдущим экспертизам. Представители фирм, не нашедших с ебя на пьедес тале, неизменно кивают на факторслучайности. Хорошо – в этот раз специа льно возьмем по нескольку комплектов све чей и оценим с табильность их качества по каждому производителю. А испытыва ть б удем одноэлектродные све чи д ля впрысковых ВАЗов. Что сразу поразило – так это более чем дес ятикратный разбег в ценах – от 120 ру блей у APS Приоритет от «Группы Бош» до 1310 ру блей за Denso Iridium! Неужели оно того с тоит? Вот и выясним.ВЕСОМОСТЬ И СУБЪЕКТИВНОСТЬБазовый вариант методики мы отработали еще пару лет назад со свечами на вазовский восьмиклапанник. Теперь понимаем – в целом получилось хоро-шо. Не с лучайно многие из фирм–производителей све чей впоследствии доводили свои изделия именно подобным образом – хотя, коне чно, кое-что в методике пришлось скорректировать. Подробности – в нашей справке. Результаты вс ех тес тов получены, обработаны и сведены в итогов ую таблицу. Там приведены промеж уточные оценки каж дого тес та по пятибалльной шкале. Высший ба лл – 5, низший – 1. Эти данные объективны, поскольку в их основе леж ат результа ты прямых измерений – без в лияния человеческого фактора. А вот итоговый ба лл подс читан с учетом весовых коэффициентов, пред ложенных нами. Не согласны с ними? Тог да рас-ставьте свои коэффициенты и получите свой, индивиду альный рейтинг свечей!СВЕЧА И КОНТРОЛЛЕР – НЕ ПАРА?Сразу бросаетс явг лаза довольно большой разброс полученных параметров двиг ателя на разных свечах. Даже на базовом цикле испытаний, в шта тном режиме, разброс по рас ходу топлива и мощнос ти доходил до 3–4%, а по токсичности – еще больше, до 12–15%. На аварийном же цикле испытаний все ус угубилось – на одних комплектах мотор вообще не реагировал на «вольтовую диету», а на других «лома лся» у же при половине нагрузки! Конечно, не что подобное мы видели и на карбюра тор-15-е место ENKER SFE 65 CPR 11Босния и Герцеговина, Черногория14-е место APS ПРИОРИТЕТ АУ17 ДВРМ 1.0Россия13-е место WEEN 37212-е место АУ-17ДВРМ «ПЕРЕСВЕТ-3»,ЛюберцыОриентировочная цена (за 4 свечи) – 140 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор рекомендовано проверить – для ВАЗ указано 1,1 мм Стабильность параметров низка я, понижения питающего напряж ения боитс я – в общем, до лучших образцов еще далеко. Впрочем, цена приемлемая, так что свою нишу получит! Невысокая цена, красивая полиграфия. Нестабильность параметров, невысокие моторные показатели.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 120 руб. Указанная применяемость – ВАЗ Зазор – 1,0 мм Кто-то должен ос таться в конце – с этим комплектом так и произошло. Особых нареканий его работа не вызвала, но в моторной с ерии оказался пос ледним, да и разброс по сопротивлениям значительный. Зато – рекордсмен по низкой цене. Самая низкая цена. Невысокие моторные показа тели.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 135 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – 1,1 мм В «подвал» испытаний свечи попали отчасти «за одежку»! Визу альное изучение электродов показывае т, что кое-где боковые – перекошены. А при первых же испытаниях на одной из свечей лопнул изолятор! Но остальные – работают, да и цена не раздражает. Доступная цена. По всем позициям троечник. Непонятен изготовитель: Бельгия?Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 205 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – не указан Никаких дв ух искр, конечно же, здесь нет и быть не може т! Да, открытый разряд чу ть-чуть поднял мощность, но какой у пиленых электродов будет ресурс? Впрочем, качество хромает во всем. Прирост мощнос ти двиг ателя на 2–3%. Низкое ка чество изготовления, нестабильность параметров, низкие моторные показатели.208 За рулем 09/2007 11-е место FINWHALE F51610-е место BOSCH FR7 DCX, Германия9-е место CHAMPION RC9YCC48-е место CHAMPION 702 EON 2Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 170 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2110 Зазор – 1,1 мм. Р екомендовано проверить зазор согласно требованиям завода–изготовите ля ав томобиля. Результаты средненькие, без особого блеска, но и без явных провалов. Существенный разброс по зазорам. Невысокая цена соответс твует качеству. Необходимость обяза тельной регулировки зазоров. Неявно указана с трана-изготовитель: Г ермания?Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 240 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – 1,1 мм Откровенно говоря, у дивили своими скромными результа тами. Качество изготовления – высокое, идентичность параметров – такая же, а вот по моторном у циклу – вс е достаточно средне. Впрочем, мож ет, за этим и таитс я немецка я надежность? Высокое качество изготовления, сравнительно небольшая д ля этого бренда цена. Невысокие параметры работы при усложненных условиях.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 410 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – не указан Весьма средний комплект. Почем уто сопротивление резис тора помехоподавления в несколько раз выше, чем у всех остальных. Специально для автомеломанов? На высоких нагрузках мотор работае т не очень стабильно. Да и цена кажетс я завышенной. Лучше вс ех переносит падение напряжения в бортсети. Высокая цена, не лучшие моторные показа тели. Непонятно происхождение товара.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 675 руб. Применяемость – не указана Зазор – не указан Скромные показатели за нескромную цену. Абсолютно г ладкий изолятор, без канавок д ля удержания колпачка высоковольтного провода. При испытаниях один провод периодически хоте л спрыгну ть со свечи. Но работают в целом без особых замечаний. Высокая идентичность зазоров, неплохие моторные показатели. Высокая цена, неу дачная форма изолятора. Не указана с транаизготовитель.ном моторе, но не до такой же степени! На лицо любовь и нелюбовь контроллера к определенным све чам. На некоторыхрежимах, ког да ус ловия воспламенения смеси в цилиндре достаточно за труднены, отдельные свечи начинают «сач-ковать», давая пропуски вспышек. В отработавших газах возрастает коли чество несработанного кис лорода, и сис темауправления, через лямб дазонд, получает команду на его обогащение. Топлива добавили, кис лорода с тало меньше –7-е место DENSO Q20PR-U11,Япония6-е место BOSCH PLATIN FR 7 DPX,Германия5-е место BERU ULTRA 14FR-7DUX,Франция4-е место FINWHALE ProSeries FS11Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 250 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – предлагается «отрегулировать согласно характеристикам мотора». Зазоры и сопротивления почти не имеют разброса. Моторные показатели – ус тупающие лидерам, но при этом вполне дос тойные. В общем – неплохо. Высокая стабильность параметров, приемлемые показатели. Непонятная инс трукция по регулировке зазоров.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 320 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – не указан Этот комплект прогнозировалс яв лидеры, но – не свершилось. При очень высокой стабильности качества и неплохих показателях на основном моторном цикле малос ть с дал на аварийных режимах испытаний. Образцовая с табильность ка чества. Не любит усложненных условий работы, особенно пониж енного напряжения питания.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 160 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – 1,1 мм Крепкий «хорошист», стабильно набирающий «четверки» по большинству тестов. С учетом невысокой цены – неплохой выбор д ля любого вазовского шес тнадцатиклапанника. Лучшим нигде не стал, но в среднем – очень хорошо. Качество – достойное, цена – невысокая. Не любит пониженного напряжения питания.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 240 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – 1,0 мм Достаточно высокие показатели по всем тес там – особо отметим с табильность искровых промеж утков и невысокий разброс параметров. Невысокая цена, неплохое качество работы. Ухудшение моторных показа телей при ус ложненных ус ловиях эксплуатации. Неявно указана страна-изготовитель: Германия?За рулем 09/2007 209 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА СВЕЧИ ВАЗНАША СПРАВКА3-е место EYQUEM RFC58LS5,Франция2-е место DENSO IRIDIUM POWER 0.4 mm,Япония1-е место NGK BCPR 6EМЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯНа безмоторном этапе мы измерили искровые зазоры и сопротив ления, оценили качество изготовления свечей. Это позволяет оценить уровень производс тва и технологии изготов ления свечей – кроме того, можно уже на на чальной с тадии выявить заведомый брак. Отсеяли те све чи, которые выбивались из общего ряда собратьев по зазору и по сопротивлению. С формировали д ля каж дого испытания усредненный комплект свечей, наиболее близких к средним зна чениям по выборке. А сам разброс параметров по всей выборке взяли в ка честве одного из критериев оценки: чем этот разброс меньше, тем лучше. И да льнейшие моторные тесты это лишь подтвердили! Вновь с формированные комплекты отправили на стендовые моторные испытания. Они проходили в несколько с тадий. Сна чала – цикл измерения мощнос ти, расхода топлива и токси чности на заданных двадцати точках при разли чных оборотах и нагрузках на мотор. Затем – то же самое, но при пониж енном напряжении в бортовой с ети: так имитировали ситу ацию с усложненными ус ловиями искрообразования (собс твенно падение напряж ения, а такж е износ, загрязнение свечи и т.п.). Определяли, насколько равномерно работают свечи методом отключения пода чи топлива в отде льные цилиндры. Измеряли минимальное напряжение в бортовой с ети, при котором све чи на заданном режиме работы перестают работа ть и мотор глохнет.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 190 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – 1,1 мм Очень неплохой комплект, чес тно замкнувший тройку лидеров. Высокое ка чество изготовления, хорошие моторные параметры – и все за крайне привлека тельную цену. О ткровенно неожиданный результат – молодцы, французы! Высокое ка чество изготов ления, хорошие параметры работы, доступная цена. Несколько недолюбливают низкое напряжение питания.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 1310 руб. Указанная применяемость – ВАЗ-2112 Зазор – не указан Абсолютный рекордсмен по цене проявил с ебя лучшим образом – очень высокие баллы во всех тестах. Тонкий центральный электрод справляется с любыми ус ловиями работы, свеча «г аснет» при напряжении, существенно меньшем порогового для контроллера. Высокие показа тели работы и качества изготовления. Заоблачная цена.Ориентировочная цена (за 4 свечи) – 240 руб. Применяемость – не указана Зазор – не указан Явный лидер во вс ех номинациях. Мотор на вс ех режимах и при любых ус ловиях работает абсолютно устойчиво, а пониженного напряжения вообще не замечает. Что это – с ледствие качества или самого малого искрового зазора из всех испытанных? Уверенная работа на вс ех режимах, высокие показа тели при реальной цене. Не указаны применяемос ть и страна-производитель: дана некая ссылка на Японию.проходит команда: на обеднение! Это фиксирова л компьютер, но и без него вс е было видно по измерителю кру тящего момента. На одних комплектах стрелка стояла как в литая, а на других – мета лась вверх-вниз. При чем либо вблизи холос того хода, г девентиляция цилиндров плохая и воспламенение смеси затруднено, либо с определенной нагрузки, г де све ча на чинала не справ ляться с дав лением. На таких непредсказу емых комплектах б удет нехорошо не только с мощнос тью, но ис ос тальными параметрамимотора. И пониж енное напряжение усугубляло ситуацию! Здесь-то и проявилась с тепень неравномернос ти зазоров и сопротивлений! Чем она выше, тем, в большинс тве случаев, ниж е мес то комплекта в моторном рейтинге. Аккуратность побеждает!РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СВЕЧЕЙ ВАЗНаименование Место Измеряемые параметры и соответствующие весовые коэффициенты Итог, Равномер- Равномер- Напряжение Р авномер- Базовый Моторный баллы ность ность прекращения ность работы мотортест при сопротив- искрового искрообразопо цилиндный пониженном ления зазора вания рам тест напряжении 0,05 4,7 4,6 4,5 4,7 4,0 5,0 4,9 2,1 3,5 4,0 4,3 3,6 3,6 2,6 1,0 0,05 5,0 4,0 5,0 4,0 4,0 4,0 5,0 5,0 2,0 5,0 1,5 1,0 2,0 4,0 4,0 0,10 5,0 5,0 3,7 4,5 3,1 2,8 3,5 4,7 5,0 1,9 3,4 3,5 3,5 4,0 1,0 0,10 4,5 5,0 4,0 4,5 4,5 5,0 4,5 5,0 3,0 4,0 3,5 1,0 2,1 3,0 3,5 0,40 5,0 3,9 3,9 3,9 3,9 4,0 3,2 3,5 1,5 3,0 2,8 2,7 2,0 1,0 3,3 0,30 5,0 4,8 4,5 3,3 3,8 2,9 3,7 2,9 4,8 2,9 3,2 2,8 3,2 4,2 1,0 4,935 4,430 4,155 3,885 3,860 3,700 3,685 3,595 3,115 3,110 3,060 2,600 2,600 2,480 2,3201 23456789 10 11 12 13 14 15NGK BCPR 6E Denso Iridium Eyquem RFC58LS5 Finwhale ProSeries FS11 Beru Ultra 14FR-7DUX Bosch Platin FR 7 DP X Denso Q20PR-U11 Champion 702 EON 2 Champion RC9YCC4 Bosch FR7 DC X Finwhale F516 АУ-17 ДВРМ «Пересвет-3» Ween 372 APS Приоритет АУ17 ДВРМ 1.0 Enker SFE 65 CPR 11210 За рулем 09/2007