290
291
292
293
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬЛови момент!ТЯЖЕЛО В ТЕОРИИНе покривлю душой, заключив: современный ав томобиль покладис тостью во многом обязан электронике. Она и предупредит, и поправит водителя, и даж е при необходимости устранит ошибку. Одна из самых интересных разработок в облас ти активной безопаснос ти, которая появитс я на новой модели (какой – пока с екрет!) – активный задний дифференциал. Сис тема Dynamic Per formance Control ( дословно, контроль над динамическими характерис тиками) умеет перераспределять кру тящий момент меж ду задними колесами, обеспе чивая лучшуюНа очередном «Дне технологий», который БМВ проводит традиционно, продемонс трировали достижения в области активной безопасности. Новинки опробовал Максим Сачков.курсовую ус тойчивость, управ ляемость, комфорт и, естественно, безопасность. Идея подобной конс трукции родилась еще в 1930-е годы. А в 1970-х австрийский инженер Ва льтер Фляйш вс троил планетарные передачи в поворотный механизм гусеничных машин. Разработчики БМВ пошли да льше, дополнив исполните льную механику умной электроникой. Итак, предс тавьте с ебе обычный задний редуктор с дифференциалом, от которого к колесам иду т приводы. Кс тати, при прямолинейном движении, когда ни одно из задних колес не проска льзывает, DPC ведет с ебя как обычный симметри чный дифференциал – момент равномерно распределяется на прав ую и лев ую с торону. Между колесами и дифференциалом установлены планетарные переда чи с многодисковыми сцеплениями и асинхронными электромоторами. Блок управления, получая информацию от датчиков системы стабилизации DSC, распознает на чинающийся снос или занос и отдает команды одному или другому электромотору. Те приводят в движ ение механизмы, с жимающие пакеты многодисковых сцеплений, – в работу вс тупает планетарна я переда ча, через которую на ну жное колесо пос тупает дополнительный крутящий момент. Таким290 За рулем 09/2007 Масса активного дифференциала – около 50 кг. Кстати, он необслуживаемый – масло заливают на весь срок службы.51 2436Конструкция исполнительного устройства системы Dynamic Performance Control: 1 – выходной вал; 2 – симметричный дифференциал; 3 – планетарная передача; 4 – многодисковое сцепление; 5 – привод сцепления; 6 – электромотор. Когда возникает снос (на рисунке), система DPC перебрасывает крутящий момент на наружное колесо, а xDrive – c передней оси на заднюю. Ав томобиль начинает возвращаться на траекторию, а электроника постепенно уравнивает моменты на задних колесах и восстанавливает соотношение между осями – 40:60. Если начинается занос, то система xDrive поступает так же, а вот DPC перебрасывает момент, наоборот, на внутреннее колесо.образом, можно перераспреде лять тяг у между задними колесами, что дает возможность удержать автомобиль на траектории, не прибегая к помощи иных систем активной безопасности. Управляющая электроника позволяет за 100 мс созда ть разницу до 1800 Н . м на правом и левом колес е. Впрочем, зас луга электроники не только в скорости. Благодаря датчикам и управляющим блокам активный дифференциа л работает не только под тягой, но и ког да водитель тормозит двиг ателем или даж е выж ал педа ль сцепления, разъединив мотор с колесами, что, увы, недос тупно обычным механическим устройствам. Управляет электромоторами, подключающими планетарные переда чи, блок с двумя процессорами – по одному на каждый привод. Процессоры постоянно сверяют данные, проверяя друг друг а. При неисправности устройство просто отключается, и активный дифференциа л превращается в обычный. Систему DPC можно ус тановить как на полноприводные машины, так и «классику». Однако сначала она появится лишь на моделях, имеющих в обозначении букву X – со всеми ведущими колесами. Разработчики у тверждают, что сочетание DPC и xDrive, распределяющих кру тящий момент соответс твенно меж ду задними колесами и обеими ос ями, дает наилучшие результаты. «Ну а на ос тальные вопросы ответим на спецдорог ах», – закончил лекцию господин Дирндофер, директор департамента управ ляемости фирмы БМВ. Наш пу ть лежит на испыта тельный полигон БМВ, расположенный в лег ендарной облас ти Франции Провансе, неподалеку от города Мирамас.ПОНЯТНО НА ДОРОГЕЗанимаю место за рулем БМВ- X5 и внимательно с лушаю короткий инс труктаж испытателя, сид ящего рядом. За разговорами мы незаметно въеха ли на одну из самых с тарых трасс полигона, г де еще до Второй мировой испытыва ли спортивные автомобили. «Первый круг проходим спокойно, знакомимся с поворотами. В торой побыстрее… и не забывайте фиксирова ть ощущения», – напу тствует сос ед. Тес товый Х5 г ладко прописывает виражи, лишь изредка, ког да я ув лекаюсь, покрякивая сис темой с табилизации. Круг пройден – испыта тель щелкает тумблером, и автомобиль превращается в обычный серийный вседорожник без системыЗа рулем 09/2007 291 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬШтурм подъема: левые колеса стоят на мокром полированном граните (практически лед), правые – на асфальте.DPC. Разницу почувствовал уже после пары поворотов. Машина стала более нервной – на дуге я постоянно корректировал ее поведение рулем и газом. Уверенность вернулась лишь на с ледующем круге, когда вновь заработал активный дифференциал. В том же мес те, г де несколькими минутами ранее X5 пытался уйти с траектории, он послушно ввинтился в поворот без проскальзывания колес. Не ожидал! «DPC приходит на выручку первой, – пояснил испыта тель. – Ес ли ее м ягкого вмешательства будет недостаточно, чтобы выровнять ав томобиль, помог ут другие, более грубые помощники, например электронная система стабилизации DSC». Другое показа тельное выс тупление устроили на подъемах, на покрытиях с разными коэффициентами сцепления. Педаль в пол! От колес донеслись автоматные очереди – тормозные механизмы пыта лись сдержать проб уксовку. Поерзав, ав томобиль вс е-таки вскарабка лся на вершину. Повторил упражнение с включенной системой DPS. Почти как на с ухом асфальте – короткая заминка, и Х5 почти без проб уксовок и отклонений от курса берет высоту. «DPS позволила грамотнее использовать кру тящий момент, перекинув большую его час ть на колесо, с тоящее на асфальте, – по с ути, сымитирова ла блокировку дифференциа ла. У далось свес тиНа БМВ 7-й серии клапан, регулирующий жесткость амортизаторов, механический. Он не столь гибко подстраивается под ситуацию, зато выставляет нужную жесткость при ходе штока в обоих направлениях, что позволяет сделать подвеску более комфортной.Вклад в активную безопасность вносят амортизаторы с изменяемой жесткостью. На модели X5 ее рег улирует электромагнитный клапан (показан стрелкой), изменяющий проходное сечение перепускного канала.292 За рулем 09/2007 МОЛОДО-ЗЕЛЕНО ВЫРУЧАЛОК КОМАНДИРУстройств, повышающих активную безопасность, все больше. Например, уже сейчас выходить из трудных ситуаций водите лю БМВ помог ают ABS, система с табилизации DSC, полный привод xDrive , активное рулевое управление Active Steering. Скоро компанию пополнит и Dynamic Performance Control. При таком обилии помощников мож ет произойти конфликт, ес ли… вс е одновременно бросятся на выручку. Долж ен быть один г лавный, координирующий работу ос тальных. Эту ф ункцию возложат на ICM (Integrated Chassis Management). Сис тема б удет получать сигна лы со вс ех датчиков, которыми с ейчас располаг ают средс тва активной безопаснос ти, ана лизировать данные и отдава ть своевременные и четкие команды исполните льным механизмам. к минимуму проб уксовку колеса, с тоящего на скользком покрытии, и не понадобилось активное вмеша тельство сис темы стабилизации», – пояснил испытатель. Таким мог ос таться БМВ-Х5, если бы над его обликом не поработа ли дизайнеры. Конечно, это шутка – перед вами не совсем прототип, но вс е-таки предок нынешнего спортивного вс едорожника. Точнее, измерите льный комплекс д ля сбора данных, которые нельзя получить или проверить на компьютере, а только при реа льных дорожных испытаниях. Автомобиль облеплен да тчиками, фик-сирующими силы, ускорения, нагрузки, которые влияют на поведение, в са лоне – множ ество индика торов и приборов. Естественно, чтобы замеры были корректными, этот «измерительный комплекс» должен иметь с перспективной моделью одинаков ую колею, базу , развесовку, жесткость кузова. Кс тати, обратите внимание на номера – машина проходит испытания не только на полигонах, но и на дорогах общего пользования.Послушание ав томобиля дейс твительно впечатляет. Вспоминаю, с каким нетерпением ждал момента, когда соскальзывающая с траектории машина наконец- тоцепляется колесами за покрытие. DPC от БМВ способна на большее – она не ж дет подходящего момента, а ловит его и распределяет.На правах рекламыЗа рулем 09/2007 293