378
379
380
381
РЕТРОИСТОРИЯ FORD MUSTANGХод конемВ истории найдется немного моделей столь успешных, как «Форд-Мустанг». А ведь машина конструктивно была абсолютно банальной! Ход событий, начавшихся 45 лет назад, вспоминает Сергей Канунников.ад маркетолог ами часто иронизируют, но все-таки хлеб они едят не зря. Вероятно, никто из американцев, привыкших к изобилию и вдруг загнанных в очереди ж еланием приобрести новинку весны 1964-го – «Форд-Мус танг», не отдавал себе отчета, что машина-то по с ути абсолютно банальна. Конструктивно, да и по некоторым комплектующим она близка прос тенькому по американским меркам дешевому «Форду-Фалкон». Некоторым дилерам приходилось вызывать полицию –Нразгоряченные клиенты б уквально бились за немногочисленные купе и кабриолеты. Рассказывали, что один покупатель ос тался ночева ть в облюбованной машине. Даж е если это лег енда, то появилась она неспрос та. Очарование спортивных форм вс его за 2368 долларов вс тандартной комплектации манило ба лованных автомобильным разнообразием американцев. Вскоре «мус танги» дела ли у же на двух заводах, но машин вс е равно не хватало… Первый прототип показали в 1962-м. Правда, машинаМаркетологи планировали, что «Форд-Мустанг» для многих американских семей станет вторым автомобилем. Но лишь самые смелые могли предполагать, что настолько популярным.внешне имела ма ло общего с той, что потряс ла Америку двумя годами позж е, но концептуально была ей близка – спортивный кузов на с ерийных недорогих узлах. Этот принцип пере черкнул идею вице-президента компании «Форд» Роберта Макнамары, предлагавшего выпуска ть компактный автомобиль европейской конс трукции с мотором V4 и даж е… передним приводом. Планирова ли, чтопод именем «Кардина л» он стартует у же ос енью 1962-го. Но другой вице-президент, Ли Якокка, был ка тегорически против «Кардина ла». Он с читал, что прода ть в Шта тах 300 тысяч европейских ав томобилей в год невозможно. Великий менед жер оказа лся прав. Кстати, до переднего привода «Форду» и вС таром Свете было еще далеко. Лучший пример д ля подражания, с читал Якокка, – дв ух-Прототип «Форда-Мустанг» 1962 года создавали под европейским влиянием – эдакий дешевый «Феррари».378 За рулем 09/2007 Ранний кабриолет – нынче классический, самый любимый поклонниками во всем мире «Мустанг».дверный, по-спортивному подтянутый «Шевроле-Корвейр Монца», не с лишком у дачный конструктивно, но верный концептуально. А еще Якокка внимательно прочитал письма покупателей, в которых те сожалели, что знаменитый и такой популярный во второй половине 1950- х «Форд- Тандерберд» вырос во вс ех измерениях.Генри Форд (внук основа теля компании) сог ласился с Якоккой, и три группы на чали интенсивно работа ть над проектами модели, которую пока называли «Фа лкон Спешл». Предлагали также имена «Кугуар» и « Торино», пос леднее – специально для босса (в ту пору у Форда был роман с некой итальянкой). Но прототип 1962-го у же называ лся «Мус-«Мустанг-фастбек» с кузовом в спортивном стиле, стартовавший в 1965-м, дополнительно увеличил интерес к модели.танг», кс тати, вовс е не в чес ть скакуна, а знаменитого ис требителя Второй мировой войны. Но профиль лошади, который позднее покорил с ердца миллионов, на передке машины уже был. Причем в спешке скакуна направили не с лева направо, как обычно принято (и как скачут лошади на ипподромах), а наоборот. Но пу блика восприняла это спокойно, и от добра добра решили не искать. «Мустанг» торопились с делать к Вс емирной выс тавке в Нью-Йорке, открывающейс яв апреле 1964 года. Лучшего места и повода д ля дебюта не изобрести. К созданию и раскрутке машины подошли очень основа тельно. Например, ранние прототипы показали 52 американским с емьям разного дос татка. Внима тельно прис лушивались к их мнению и пред лагали назва ть свою цену. Практи чески вс е оказались готовы отдать за машину на 1000 долларов дороже, чем ей над лежало с тоить по расчетам фирмы.Первый «Мус танг» собра ли на конвейере 9 марта 1964-го. 17 апре ля сос тоялся официальный дебют: 70 журналистов прокатились на машинах от Нью-Йорка до Дирборна. Фото новинок украсили обложки «Тайм» и «Ньюцвик», о машине подробно рассказывали по телевидению. «Мус танги» выс тавили в 15 аэропортах США ив вестибюлях 200 (!) гос тиниц. И не прогадали… Никаких конс трукторских «закидонов» и инж енерных изысков. Шес тицилиндровый мотор объемом 3,2 л мощностью 122 л.с., трехс тупенчатая коробка передач, спереди – независимая пру жинная подвеска, с зади – продольные рессоры. По конс трукции – абсолютно рядовой ав томобиль. Правда, подав ляющее большинс тво американцев выбира ли машины с V8 (203–285 л.с.) и ав томатической коробкой, допла чивая, кстати, примерно те самые 1000 долларов к базовой цене. Но и вос емь цилиндров д ля США – давно не откровение. АЗа рулем 09/2007 379 РЕТРОИСТОРИЯ FORD MUSTANGТюнинговый «Мустанг» – «Шелби-GT500» с 360-сильным двигателем достигал 210 км/ч.«Форд-Мустанг Босс» 1970 года. Автомобиль второго поколения, сохранив черты предыдущего, заметно вырос, а успех имел куда меньший.какой успех! При плане продать 360 тысяч автомобилей за год к апрелю 1965-го реализовали почти 420 тысяч, а заодно 93 тысячи… педальных детских «мустангов». Первый год принес концерну фантастическую прибыль – 1,1 млрд. долларов. За второй, после появления третьего кузова – купе со скошенной крышей, называемогофастбеком, реализовали более полумиллиона машин. В США разрасталась «мустангомания» – по всей стране создавали клубы поклонников машины. Интерес к модели дополнительно подогрела фирма Кэрола Шелби, гонщика и инженера, создавшая несколько тюнинговых версий «Мустанга» со спортивной от-делкой и особо мощными моторами, вплоть до 360-сильного. Кстати, гоночная карьера «Мустанга» сложилась неплохо. Автомобили выходили на старт множества соревнований. Конечно, тягаться с низенькими среднемоторными «порше» и «феррари» он не мог, но в менее престижных гонках выступал неплохо.Два года подряд «Мустанг» участвовал даже в ралли Монте-Карло. В верхнюю часть таблицы не попал, зато сыграл в знаменитом фильме Клода Лелюша «Мужчина и женщина». В СССР, кстати, фильм тоже очень любили. А «Мустанг», показанный в нем ис открытым, и с закрытым кузовом, стал еще и символом романтической любНа правах рекламы380 За рулем 09/2007 ви. Говорили, правда, что Лелюш в поисках денег на фильм нашел понимание у французского представителя «Форда». Может, и правда, только фильм от этого хуже не стал. И все же бестселлером жить в Европе «Мустанг», разумеется, не мог. Его место за-нял идеологически близкий «Форд-Капри» – автомобиль с приземистым изящным кузовом, но конструктивно породненный с недорогими серийными моделями, в частности «Фордом-Эскорт». Самый дешевый «Капри» оснащали мотором V4 мощностью 50 л.с.,«Форд-Капри» сыграл роль «Мустанга» в Европе. Машину первого поколения оснащали V-образными 4- и 6-цилиндровыми моторами мощностью 50–125 л.с.среди многочисленных модификаций была и 125-сильная 6-цилиндровая. «Капри» пережил три «издания» и продавался до 1986 года. Во второй половине 1960-х в фирме «Форд» вспомнили и название «Кугуар». Под ним стали продавать автомобиль отделения «Меркьюри», отличающийся от «Мустанга» лишь элементами отделки. Конкуренты ответили «Мустангу» «Плимутом-Барракуда» и «Шевроле-Камаро». Машины вызвали интерес, но затмить славу «Мустанга» не могли. Пока его не стали губить… собственные родители. Автомобиль второго поколения, стартовавший в 1969-м,стилисти чески походил на первый, но заметно вырос и стал дороже. Интерес к модели упал катастрофически – в 1970-м продали всего 150 тысяч экземпляров. А вскоре Америку потряс энергетический и экономический кризис, когда стало не до двухдверных машин, тем бо-лее, как говорили в США, полноразмерных. Следующее поколение «Мустанга» появилось лишь в 1974-м. Это был уже совсем другой, более компактный автомобиль, но успеха дедушки он не повторил. Армия поклонников первого «Мустанга» за сорок с лишним лет, может, и уменьшилась, но менее преданной не стала. Кстати, среди них бывший президент Билл Клинтон, регулярно приезжающий в своем кабриолете на слеты владельцев «мустангов». А сколько машин «проехало» через американские фильмы! Правда, ни один из них славы, подобной ленте Лелюша, не снискал. Как и ни одна последующая версия автомобиля – по отношению к той, что делали в 1964–1969 гг. Все-таки маркетологи не зря едят свой хлеб. По крайней мере, некоторые из них. Например, те, кто 45 лет назад задумал «Форд-Мустанг».На правах рекламыЗа рулем 09/2007 381