190
ЭКОНОМИКАОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ГИБРИДНЫЕ МАШИНЫКлюква развесистаяОС программой создания нового городского автомобиля, который разрабатывают компании ОНЭКСИМ и «Яровит», познакомился Игорь Моржаретто, и проект его не вдохновил.товой платформе, но  придется ку­ пить лицензию, а она обойдется в 150– 300  млн. долларов. Столько  же  – на  адаптацию под новую силовую установку. Ее  предстоит еще соору­ дить или опять  же купить лицензию (во что это станет, см. выше). Кто раз­ рабатывает, у кого покупают? Заявленных инвестиций хватит разве что на... Даже не  знаю, на  что! Прикиньте, в  начале весны компа­ ния «Ниссан» получила от правитель­ ства США почти 1,5­миллиардный за­ ем на  запуск в  массовое производ­ ство электромобиля LEAF. Созданно­ го, между прочим, на  платформе се­ рийной модели «Ноут». «Подъемные» выданы в  рамках национальной про­ граммы стимулирования разработ­ ки и  запуска в  производство экологи­ чески чистых автомобилей, одобрен­ ной Конгрессом СШA, ее суммарный бюджет  – 25  млрд. долларов (это вам не  затея группы лиц, одержимых бла­ городными помыслами). Теперь срав­ ните. На  прямой вопрос, кто именно все это вам разрабатывает, презента­ торы проекта российского гибридомо­ биля ничего конкретного не ответили. Дескать, речь о  неких замечательных организациях и  отдельно взятых уче­ ных, все – сплошь увлеченные энтузи­ асты. Настолько увлеченные, что пла­ тить им не надо? Опять­таки сопоставим: «Ми­ цубиси» и  французский консорциумPSA объявили, что к концу года в Ев­ ропе начнут продавать электромо­ били «Мицубиси i­MiEV», «Ситроен C­Zero» и  «Пежо­iOn» по  цене от  30 до  45  тыс. евро. Сегодня самый де­ шевый гибрид «Тойота­Приус» стоит около 40 тыс. долларов. Зная эти циф­ ры, как прикажете реагировать на  за­ явление о  том, что «российский ги­ бридомобиль» будет стоить у  дилеров что­то около 7,5  тыс. евро (если кон­ вертировать рублевую цену)? И  еще при этом  – ездить? Слишком хорошо, чтобы это было правдой. Как назовешь «увлеченных эн­ тузиастов», собирающихся совер­ шить прорыв в  автомобилестроении, не  имея ни  опыта работы в  отрас­ ли, ни  квалифицированных кадров, ни  производственной базы, ни  си­ стемы поставщиков компонентов – и  при  мизерном для такого дела фи­ нансировании? Как минимум людьми наивными. Но  ведь господина Прохо­ рова, главу Группы ОНЭКСИМ, ини­ циировавшего программу, наивным не  назовешь  – то, что бизнесмен уме­ ет зарабатывать деньжищи на  про­ мышленном производстве, он доказал. Тогда как? По мнению многих специа­ листов, вкладываясь в эту «инноваци­ онную разработку», один из  ведущих отечественных миллиардеров зараба­ тывает баллы в глазах российских вла­ стей  – чтобы потом эти виртуальные баллы конвертировать в  преферен­ ции для продвижения других проек­ тов своего многопрофильного бизне­ са. Очень похоже на правду... В  юмористической программе «ПрожекторПэрисХилтон» Михаил Прохоров предложил ведущим пе­ редачи придумать имя будущему го­ родскому автомобилю. Сошлись бы­ ло на  «Облепихе» (ягодное название по  аналогии с  «Калиной»), но  реши­ ли не  спешить  – сокращенные вари­ анты, с  какой стороны ни  усечь сло­ во, получаются больно непристой­ ными… А  не  объявить  ли, возникла тут  же идея, всероссийский конкурс Очень хотелось бы погордиться за отечественный автопром, кабы на  новое название с  серьезным при­ инновационная разработка «гибридомобиль» удалась. Но пока зовым фондом? Предложение  ЗР  – все, что о ней рассказывают отцы идеи, выглядит прекраснодуш­ «Клюква». Во  всяком случае, проекту оно подходит. ными мечтаниями. Мы рады бы ошибиться, да вряд ли. начале очередного этапа раз­ работок объявили гене­ ральный директор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов и председатель совета директоров «Яро­ вит Моторс» Андрей Бирюков. Правда, теперь машину называют не  электро­ мобилем, как еще недавно, а «гибридо­ мобилем». Двигатель крутит генератор, тот питает электромоторы и  заряжает батареи. Основные характеристики та­ ковы: пробег  – до  400  км (при  макси­ мальной скорости 120 км/ч), расход то­ плива – не более 3,5 л на 100 км. До кон­ ца года разработчики обещают собрать три прототипа на новой универсальной платформе. Тогда  же начнется строи­ тельство завода в Тольятти, который че­ рез полтора года сможет производить 10 тыс. машин. Автомобиль будет даже дешевле, чем заявляли до  сих пор: це­ на – от 300 до 450 тыс. рублей. За счет чего, какими силами и  когда все это собираются реализо­ вать? ОНЭКСИМ выделяет 150  млн. евро. Создать с  нуля автомобиль за  такие деньги нереально: цена лю­ бого из развернутых в РФ сборочных производств иностранных концер­ нов начинается с  300  млн. На  разра­ ботку же новой платформы требуется от 1 млрд. долларов. А потом все сде­ ланное нужно еще и  продать, что со­ всем не просто... Такое транспортное средство, ко­ нечно, можно построить на  уже го­190 За рулем 06/2010