188
ЭКОНОМИКАИЗ ПЕРВЫХ УСТВиктор ХРИСТЕНКО:Высокие таможенные пошлины – это надолгоВ начале года российский авторынок прошел «дно». Мартовские продажи показали некоторый рост, а апрель стал первым за последние полтора года месяцем с положительной динамикой. О некоторых тенденциях государственной политики в области автопрома министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко рассказал обозревателю ЗР Игорю Моржаретто.– Виктор Борисович, есть ли уверенность, что рынок оживает? – Сомневаться в этом не  приходится. Большую роль в  подъеме рынка сыграла стартовавшая в  марте правительственная программа утилизации транспортных средств, набирает обороты программа льготного автокредитования. Суммарно две эти новации позволят увеличить к  лету месячные продажи до  уровня 140–150  тыс. машин, а  по  итогам года, думаю, будет продано не меньше 1,5 млн. На докризисный уровень российский автомобильный рынок вернется, по нашим расчетам, через два года, а к 2015-му он станет крупнейшим в Европе. Сегодня наш автопром работает и уже зарабатывает. Хорошо, что почти 2 млн. людей, так или иначе связанных с  отраслью, остались в  ней работать. Мы  рассчитываем, что ко  времени завершения реализации стратегии развития автопрома, к 2020  году, будет продаваться примерно 3,8  млн. легковых автомобилей в  год. При  этом не  менее 80% этих машин соберут на  предприятиях в  России, причем среди них как традиционные отечественные марки, так и ведущие мировые бренды. – А не изменятся ли в связи с этим таможенные пошлины на автомобили? – Что касается подержанных автомобилей, таможенные пошлины на  них установлены на  достаточно вы188 За рулем 06/2010соком уровне, его мы сохраним надолго. А  для  новых иномарок до  прошлого года существовала ставка 25% таможенной стоимости, затем ее подняли до  30%. Такая ставка, по  нашему мнению, помогает уравнять конкурентные условия для  тех, кто производит автомобили в  России. Хотим мы или нет, но уровень инфляции в РФ пока гораздо выше, чем в  странах  – мировых лидерах автопромышленности. В результате цена денег, то есть кредитных средств, в нашей стране куда выше, чем в  Европе или, скажем, в  Японии. На  этом фоне курс рубля укрепляется, и  это тоже работает нам в  минус. Так что высокая таможенная пошлина всего лишь компенсирует разницу в  условиях ведения бизнеса за пределами нашей страны и  внутри ее. Мы хотим, чтобы к  нам шли инвесторы и  чтобы их бизнес развивался, чтобы даже в  условиях кризиса эти инвесторы продолжали вкладывать деньги в наш автопром. Потому что, как уже упоминал, с этим связана судьба более 2 млн. человек, а еще их жен и детей. В этом контексте мы хотим иметь эффективную промышленность. Поэтому в  среднесрочной перспективе, в  течение, думаю, лет пяти  – семи, эти ставки таможенных пошлин на новые иномарки сохранятся. – В  очередной раз пошли разговоры о  том, что правительство собирается запрещать «правый» руль. Это так?– Не ведет правительство никакой борьбы с  «правым» рулем! У  нас есть другие заботы. Главная задача – чтобы на  территории России производились современные, качественные автомобили в  необходимом количестве. На  это направлены все усилия. Еще раз повторю: мы не  собираемся бороться с  автомобилями, которые составляют основу парка на  Дальнем Востоке и в Сибири. – И  запрещать регистрацию свежеввезенных праворульных автомобилей с сентября тоже не собираетесь? – Нет у  нас такой нормы, где был  бы прописан запрет на  регистрацию автомобиля только из-за того, что у него руль справа. От редакции. Слухи о  запрете реги­ страции подержанных «японок» появи­ лись не  на  ровном месте: в  сентя­ бре вступает в  силу технический ре­ гламент «О  безопасности колесных транспортных средств». В  этом до­ кументе нет ни  слова о  «правом» ру­ ле, но  запрещена эксплуатация (и  ре­ гистрация) машин, которые не  соот­ ветствуют российским требованиям в  отношении безопасности. Это от­ носится и к свету фар. Если у японской модели есть аналог для  европейского рынка, то  вопрос решается просто  – путем замены фар. А если нет? Такую модель нельзя будет ввезти в Россию.