166
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКУРС ЗНаТОКОВСуета вокруг диванаЗа ответ на задачу № 27 «Как из паровоза» (ЗР, 2010, № 3) Алексей Пелевин из Дзержинска Нижегородской области получает от НПТК «Супротек» комплект составов для обработки двигателя и трансмиссии.! З И Р Пла не  парит  – влага собирается на  холодных стенках резонаторов, глушителей и  т.  д. Позже за  выхлопной трубой появляется облачко, летят брызги воды, а из старого, прохудившегося глушителя она просто течет. Глушитель далеко от двигателя – и нагревается несравненно слабей выпускного коллектора. Покинув стоянку, первые десятки метров водитель вряд  ли гнал во  всю мощь  – соответственно система прогревалась медленно. Но  когда на  шоссе открыл дроссель, мощный поток раскаленных газов добавил к  выбросам из  цилиндров и  воду, закипевшую в  глушителе. Вот откуда мощные облака! Наш победитель написал: «Длительность этого явления может быть разной… Чаще всего достаточно 15– 20  минут езды по  трассе, чтобы вся влага из  глушителя испарилась. Если поездки коротки, то  набранный конденсат не  успевает испариться и  скапливается в глушителе – тогда и время прокаливания увеличивается». Все точно. Кстати, многие читатели советуют в нижней стенке глушителя сверлить дренажные отверстия для стока конденсата. Заметьте, мы ничего не  говорили о  неисправностях машины. Если, скажем, пробита прокладка головки блока и тосол течет в цилиндры, парить он будет и жарким летом. Благодарим всех участников конкурса, а Алексея Пелевина поздравляем с победой!Многие отправили нам интересные письма с  решением этой далеко не  самой сложной задачи  – и  поступили правильно! Победители конкурса всегда из числа таких энтузиастов. Напомним кратко условие. Морозным утром владелец «Приоры» покинул стоянку и,  выбравшись на чистое от наледи шоссе, влился в быстрый поток. Впереди двигалась такая же, как у нашего персонажа, машина, только с диваном на верхнем багажнике. И  тут герой обратил внимание на то, что его автомобиль, в отличие от едущего впереди, сильно парит. Чем это объяснить? В школе нас учили: чем выше температура, тем сильнее воздух может насытиться водяным паром. Например, один кубометр в  40-градусную жару способен удержать 51,1  г пара, а  в  20-градусный мороз  – лишь 1,08  г. Когда температура опускается ниже точки росы, влага конденсируется. Пар в бане прозрачен, а распахнешь дверь – в  охладившемся воздухе появится туман. Микроскопические капли воды хорошо отражают свет, а облако ледяных кристаллов на  морозе  – еще лучше. Образуя туман, пар возвращает окружающему воздуху скрытую тепловую энергию (теплоту парообразования). А затем, кристаллизуясь на морозе, лишнюю теплоту отдают и  капли воды. Иными словами, чем больше в  воздухе влаги, тем медленней он охлаждается в сравнении с сухим. Теперь вспомним химию. В  каждом килограмме бензина 0,145 кг водорода, который, соединяясь с  кислородом воздуха, образует 1,305 кг водяного пара. Пока мотор и выпускная система прогреваются, в  глушителе может собраться целая лужа воды! Вносит свою долю и  пар, поступающий в  двигатель с  окружающим воздухом. А  вот поведение водяных паров за  выхлопной трубой выглядит по-разному. Жарким и  сухим днем пар просто уходит в  атмосферу. Станет прохладнее – часть его конденсируется в туман, а в мороз – да-же в  снег. Но  процесс конденсации зависит не только от температуры. В качестве примера во многих письмах приведен инверсионный след самолета. Если тонкая белая нить исчезает быстро, значит, в холодном, но сухом воздухе сконденсировался собственный пар двигателей. Но  если лайнер летит в  перенасыщенном паром воздухе, след растет, как лавина, и любителям солнечных ванн может долго портить настроение. Известно, что состояние перенасыщенного пара неустойчиво – почему же раньше оно сохранялось? Потому, что воздух был чист. А частицы дыма за самолетом нарушили равновесие, запустили механизм конденсации. За  выхлопной трубой автомобиля немало и дыма, и пыли, и реагентов – есть чем подхлестнуть конденсацию. Но  почему у  двух одинаковых «приор» выбросы пара разные? Передняя в пути давно, мотор и выпускная система хорошо прогрелись. Конденсат за  трубой  – показатель текущих выбросов: сколько пара образуется в цилиндрах, столько и вылетает вон. Глубоко исследовать роль дивана на  крыше по  силам лишь серьезному НИИ: мотор сильней нагружен, газы горячее, но и воды в них больше. Что тут важнее, с  ходу не  определишь. Тем не менее мы получили немало забавных сочинений об аэродинамике диванов российских и  зарубежных фирм! Увы, некоторым это помешало правильно ответить на вопрос. Наблюдательные люди замечали: после холодного пуска машина сначаЗадача № 30А МОГ ЛИ ВЗОРВАТЬСЯ? …Когда датчик уровня топлива стал капризничать, Боря помог мне его снять. Осмотрел – и поздравил: «Ты, джигит, в рубашке родился! Видишь, вот тут нарушался контакт – и искрил. Дело могло кончиться взрывом». Боря что-то подогнул, контакт восстановил. С тех пор езжу нормально, но кое-что беспокоит. Сам не видел, чтобы вот так, от искры, бензобаки взрывались, но в кино это выглядит очень эффектно! Да и Боря зря говорить не будет. А вдруг контакт снова нарушится? Оправданны ли мои опасения? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июля 2010 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: exp@zr.ru. Укажите свой контактный телефон или иной способ быстрой связи. Ответ – в сентябрьском номере.166 За рулем 06/2010