186
187
ЭКОНОМИКАГРАН-ПРИ «ЗА РУЛЕМ»-2010 СТАТИСТИКАНаши людиЦель редакционного конкурса «Гран-при «За рулем» – определить лучшие автомобили российского рынка. Читатели журнала – компетентное жюри. Кто они сами и какие автомобили выбирают для себя? Исследовал тему и обобщил результаты Дмитрий Федоров.ПОСЛЕ ХОРОШИХ ВРЕМЕН Доходы населения упали, кредитные программы утратили былую привлекательность – и покупатели пересмотрели свои приоритеты... Мы сравнили результаты анкетирования 2009 года с данными, полученными в 2008-м, относительно благополучном году. Вот самая поразительная цифра. Среди приславших анкеты в прошедшем году стало больше дам – 15% всей аудитории. Почти двукратный рост за год! А ведь мы не пытались добиться особого расположения женской аудитории (выставленные в качестве призов для победителей Гран-при три симпатичных «Хёндай-i20» тоже не в счет). Теперь можем утверждать, что обобщенные результаты опроса отражают не только мужские предпочтения. В 2008-м, отвечая на вопрос о своем материальном положении, основная часть респондентов (51,4%) записала себя в средний класс, представители которого время от времени покупают дорогие вещи. Автомобили в том числе. А вот в 2009-м этот класс набрал 46,5% и тем самым переместился с первой позиции на вторую. Почти половина, то есть 48% (в 2008-м – 43,5%), респондентов зарабатывают только на одежду и еду. Чуть не вдвое сократилась доля полностью обеспеченных (0,9 против 1,7% по результатам 2008 года), и едва не в такой же степени выросло количество проанкетированных, которые сообщили, что им хватает только на еду (4,2 против 2,3%). Но даже в трудные времена никто не собирается отказываться от нового автомобиля. О нем больше всех мечтают женщины (63%), молодые люди 26–35 лет (61%), квалифицированные специалисты (62%) и руководители (64%). Кстати, этот перечень почти полностью совпадает с обобщенным портретом читателя ЗР: он молод (39,3% респондентов – в возрасте от 26 до 35 лет), высокообразованный специалист (33,9%), живет в Центральном федеральном округе (28,3%). В 2008 году 52,8% читателей собирались купить авто в кредит, теперь таких куда меньше – 30,5%. На собственные накопления рассчитывают 32,4% (в 2008-м – всего 20,6%). На 10,5% больше стало тех, кто решил отложить покупку до лучших времен (15,4 и 25,9%). ХОЧУ НАДЕЖНЫЙ И ДЕШЕВЫЙ! В перечне самых востребованных качеств автомобиля существенных изменений относительно результатов, полученных в 2008-м, нет, так что ограничимся изложением данных последнего опроса. Традиционно на первом месте – надежность (за нее голосуют 84,9%), далее – соотношение цена/качество (78,1%), практичность (61,6%), ездо186 За рулем 06/2010вые свойства (61%). Вместе с тем низкая стоимость обслуживания (55,6%) теперь ценится выше комфорта (53,4%). Женщины по-прежнему за комфорт (67%). Ради снижения расходов на покупку и содержание машины многие готовы пожертвовать вместимостью кузова.МУЖСКИЕ, ЖЕНСКИЕ, ВОЗРАСТНЫЕ Мужчины чаще примеряют на себя «Шкоду», затем – «Рено», следом – ВАЗ. Меньше всего их интересует «Мазда». У женщин, как водится, все подругому: «Мазда», «Хёндай», «Тойота». Наименее женственной дамы сочли «Шкоду». Покупателям от 26 до 35 лет больше всего нравятся «Шкода» и «Шевроле», КИА и «Фольксваген» у них на втором месте. Повзрослев до 46 лет, покупатель присматривается к «Мазде», а также к «Мицубиси», «Тойоте», «Фольксвагену», а вступив в пору зрелости, приоритеты расставляет так: «Ниссан», ВАЗ, «Хёндай» или «Рено». РАЙОНИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ Жители Центрального федерального округа в качестве новой машины рассматривают, как правило, «Фольксваген» или «Рено». «Хёндай» – в запасных. Для обитателей Поволжья самый привлекательный (если разобраться, доступный по деньгам) – ВАЗ. На Урале ценят «Хонду», в Северо-Западном регионе – «Рено». На юге России чаще всего засматриваются на «Мазды», в Сибири почитают «Ниссан». На Дальнем Востоке «Тойота» вне конкуренции. Проанализировав почти 48 тысяч анкет (а это почти в два раза больше, чем их поступило в редакцию годом ранее), мы выяснили, что главными претендентами на то, чтобы быть купленными, остаются все же машины Волжского автозавода (13,9%). За истекший год привлекательность продукции АВТОВАЗа даже выросла (в 2008 году – 12,7%). Самая желанная модель – «Приора» (26%). Вторую строчку в рейтинге предпочтений теперь занимает «Тойота», на которую она поднялась с прошлогодней четвертой (но в целом прирост невелик – с 7,7 до 8,2%). Надо думать, в этом определенная заслуга наших читателей с Дальнего Востока, которые в 2009 году дали невиданный всплеск активности – их доля в общем числе участников анкетирования возросла с 0,4 до 5,4%, то есть в 13,5 раза! «Рено», занимавший в 2008 году вторую позицию, неожиданно скатился на седьмое место с показателем популярности 4,9% (было 12,3%). «Фольксваген» «подрос»: был седьмым (3,7%) – стал пятым (7,1%). И «Хёндай» поднялся в рейтинге – переместился с шестой (3,9%) позиции на четвертую (7,9%). «Форд» в который раз демонстрирует завидную стабильность: он снова на третьей сту-Социальное положениепени подиума (хотя в целом интерес к марке снизился – с 9,5 до 8,0%). Но наибольший взрыв покупательского интереса вызвал КИА. «Корейцы» умудрились за год подняться с 14-го места в общем зачете на шестое, увеличив свою долю с 2,1 до 7,9% – в 3,7 раза!СТАБИЛЬНОСТЬ ДОРОГОГО СТОИТ Как за истекший год изменились предпочтения в отношении тех или иных моделей? Из «тойот» потребительский интерес в первую очередь возбуждает «Королла», хотя за истекший период она заметно уступила свою долю (24,7% в 2009 году и 33,8% в 2008-м) «Авенсису» (14,0 и 8,2%) и «Кэмри» (10,1 и 7,1%). В целом эта марка добилась наивысшего показателя лояльности автовладельцев: 44,5% нынешних заявили, что в следующий раз снова купят «Тойоту». На втором месте в номинации «Доверие» – КИА, на третьем – «Фольксваген». Материальное положениеПроживание по федеральным округамУ «Форда» вне конкуренции, как и следовало ожидать, «Фокус» – 62,7%. Интерес к нему возрос: в 2008 году он был на уровне 60,6%. А следом – «Фиеста» (8,9% – это, видимо, благодаря реализации предпочтений женской аудитории), которая потеснила в рейтинге старый, грубый «Фьюжн» (10,9% в 2008 году), а также слишком дорогой кроссовер «Куга» (8,9% в 2008-м). У почитателей «Фольксвагена», чьим лидером в прошлом году считался «Тигуан» (30,4%), произошла смена приоритетов. В 2009 году рейтинг кроссовера упал до 12,7%. Теперь чаще обраща-Источники финансирования покупкиПредполагаемая для покупки марка автомобиляют внимание на «Пассат» (16,5%), а также «Гольф» (14,4%). Прорезался интерес к небольшому «Поло» нового поколения (8,6%). «Шевроле», что называется, попал в точку, когда вывел на российскую сборку седан «Круз». Теперь эта модель (36,8%) – самая желанная, она оттеснила на второе место прежнего лидера – «Лачетти» (17,9%). Ко двору пришлась и новинка от «Хёндай». Симпатяга i20 (27,7%) сумел отнять лавры первенства у «Акцента» (8,3%, годом ранее – 29,6%). Более того, заслуженный седан, уступив пространство еще и «Гетцу» (20,3%, в 2008 году – 16,9%), а также i30 (8,9%), обосновался на четвертом месте. Интерес наших читателей к моделям других компаний вполне тождественен рыночным оценкам: лидер «Ниссана» – «Кашкай» (30,3%), у КИА – «Сид» (33,5%). «Мицубиси» может гордиться «Лансером» (37,2%), «Хонда» – «Сивиком» (27,6%), «Шкода» – «Октавией» (57,8%). В модельных рядах этих брендов и другие детища удачного маркетинга. Скажем, у «Ниссана» кроссоверы гораздо популярнее чисто легковых машин (помимо «Кашкая», это «X-Трейл» – 12,8%). Сильные позиции у вседорожников КИА («Соренто» получил 20,7% голосов, «Спортидж» – 14,3%), «Мицубиси» («Аутлендер» – 13,5%), «Хонда» (CR-V – 19,8%). Кроме того, «Мицубиси» – единственная на нашем рынке фирма, сумевшая возбудить интерес к пикапу: L200 с 12,8% голосов занимает третью строчку в рейтинге популярности модельного ряда.За рулем 06/2010 187