. Согласиться с этим можно лишь отчасти. Действительно, с появлением единого подхода к определению
сумма выплаты потерпевшим увеличилась. Если до декабря 2014 года средний размер компенсации составлял 30 тысяч рублей, то с появлением единой методики она достигла 60 тысяч. Разница – вдвое! Вот только зачастую случается старая беда – полученных выплат по-прежнему не хватает на ремонт! А что, если вместо денег попросить компенсацию «натурой»?
Пунктом 15 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что вместо получения денежных средств потерпевший может потребовать
. Как это выглядит на практике? Для начала нужно поинтересоваться, есть ли у страховой компании договоры со станциями технического обслуживания. Как нам пояснили в РСА, страховщик сам принимает решение, заключать ему договоры с автосервисами или нет. Но если такие договоры имеются, то информация с перечнем соответствующих СТО в обязательном порядке должна присутствовать на сайтах страховых компаний, в открытом доступе. Ваша задача – найти в этом перечне станцию в своем регионе и обязательно указать в заявлении о выплате, что вы выбрали ремонт. Страховщик не вправе отказать в вашей просьбе. Он проводит осмотр машины, рассчитывает стоимость восстановления и выдает направление на СТО – не позднее 20 дней с момента обращения клиента.
Выбрать оплаченный ремонт вместо денежной компенсации имеет смысл, если страховая компания предлагает надежный автосервис
Затем – на сервис. Учтите, что страховщик оплачивает ремонт не полностью, вам придется доплатить разницу между
стоимостью новых запчастей и расчетной суммой, которая определяется с учетом износа. В направлении должны быть указаны данные потерпевшего, номер договора ОСАГО, информация об автомобиле и название станции техобслуживания, а также – в обязательном порядке! – срок проведения ремонта и сумма дополнительной оплаты (упомянутая выше разница между ценой новых запасных частей и изношенных). Если СТО не может отремонтировать машину в установленный срок, его можно продлить – но только с одобрения владельца. Ответственность за качество и сроки ремонтных работ несет страховая компания.
Как указал Верховный суд, если сервис затягивает с ремонтом,
потерпевший вправе потребовать от страховщика выплату страхового возмещения деньгами. Если же в ходе работ будут обнаружены повреждения, не относящиеся к последствиям данного ДТП, хозяину автомобиля придется оплатить их устранение из собственного кармана.
На бумаге всё складно, а как в действительности?
Вооружившись телефоном, мы принялись обзванивать наиболее крупные страховые компании. Если фирма занимает лидирующее положение на рынке, она должна быть примером во всем.
К нашему удивлению, получить информацию по такому простому вопросу, как возможность отремонтировать автомобиль по ОСАГО, оказалось непросто. В большинстве случаев нам лишь по нескольку раз объясняли, какие документы нужно собрать и на какую максимальную сумму по ОСАГО можно рассчитывать. А в «Росгосстрахе» двадцать минут ожидания и вовсе ни к чему не привели. Нас переключали от специалиста к специалисту, но так ничего и не сказали насчет возможности ремонта. На сайте же компании написано следующее: «Актуальную информацию о сервисах технического обслуживания, с которыми у страховой компании заключен договор, вы можете получить в центре урегулирования убытков соответствующего региона». Как бы там ни было, клиент-страхователь лишен возможности заранее ознакомиться с перечнем автосервисов и выбрать наиболее подходящий. Ставим минус.
В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что никаких договоров со СТО у них нет. Про закон знают, но на сегодняшний день осуществляют только денежные выплаты. То же в «Ингосстрахе», «Ренессанс-страховании», «Уралсибе» и «Согласии».
Следующий звонок нас обрадовал. Фирма «АльфаСтрахование» готова вместо выдачи денег отремонтировать автомобиль. Правда, на ее сайте нет перечня СТО. Нам предложили обратиться в центр урегулирования убытков – дескать, там и получите исчерпывающую информацию. Девушка на том конце провода говорила про это явно извиняющимся тоном – словно стеснялась назвать техцентры, с которыми сотрудничает ее работодатель. Нам удалось раздобыть несколько адресов. Оказалось, автомобиль можно отремонтировать как минимум на шести станциях кузовного ремонта. Уже неплохо, есть из чего выбирать. Звоним дальше. В «Альянсе» проблем с ремонтом нет. Список станций присутствует на сайте, здесь можно выбирать между официальными дилерами и
обычными сервисами. А у ВСК список такой, что глаза разбегаются: более 70 вариантов только в Москве!
Фирма МАКС направление на ремонт выдает, но только после приема документов, – заранее выяснить, на какую СТО направят, невозможно. При этом, по словам менеджера, компания может отказать в выдаче направления на ремонт. Как это – отказать? Это же прямое нарушение закона! При наличии договора со станциями выбор формы возмещения всегда остается за клиентом. Видимо, в МАКСе об этом забыли. Лишь немногие страховщики могут предложить ремонт на СТО официальных дилеров В общем, ситуация не катастрофическая, но и не идеальная. Нельзя сказать, что страховые компании все поголовно игнорируют такой вариант
возмещения убытков, как направление на ремонт с последующей его оплатой, однако сейчас все это выглядит как явная обуза для страховщиков. И дело тут вот в чем. В случае выплаты деньгами страховщик руководствуется единой методикой, где прописаны цена запасных частей и стоимость нормочаса. Они, как правило, ниже реальных – суммы, рассчитанной на их основании, для полноценного ремонта не хватит в любом случае (даже
с учетом износа: ЗР, 2015, № 2). А если связываться с ремонтом, то страховой компании придется платить по счетам автосервиса, где цена запчастей и стоимость работ будут отражены в полном объеме. Поэтому страховые компании вынуждены договариваться со станциями техобслуживания о скидках либо вовсе отказываются от подобной затеи.
Так что же делать нам, автомобилистам? Конечно же, ремонтировать, если есть такая возможность! Но предварительно лучше бы узнать, как обстоят дела с качеством ремонта на тех СТО, с которыми заключила договор ваша страховая, и не затягивают ли они сроки. Это для того, чтобы потом не раскаиваться – дескать,
взял бы деньгами, оказалось бы быстрее и качественнее, пусть и с моей доплатой.
Фотогалерея