Пять идей для автомобилиста: от активной педали до джойстика для прицепа
Автомобилестроение XXI века неустанно движет вперед творческая мысль. Среди самых продуктивных разработок новейшего времени – остроумный помощник водителя, управляющего автомобилем с прицепом, и активная педаль акселератора, которая напоминает, что пора переключить передачу. Другие изобретатели устремились и того дальше, внедрив авиационную технологию печатания узлов автомобилей на 3D-принтере и разработав машину с пропеллером, позволяющим ездить хоть по потолку... Так что, перемещаемся в третье измерение?
Полная версияИ тут снизу постучали…
Мало нам того, что по ноге стучит педаль тормоза с ABS, теперь будет постукивать и акселератор! Столь активную педаль с обратной связью, помогающую экономить топливо – аж до 7,7%, разработали в компании «Бош». Принцип ее работы давно известен, просто раньше подсказка об оптимальном моменте переключения передачи появлялась на дисплее. Вот только мало кто обращал на нее внимание. Другое дело – физическое воздействие. В нужный момент педаль сделает этакий двойной клик, знакомый нам по левой кнопке мышки. Не отреагируете – толчки повторятся еще пару раз, а потом педаль от вас отстанет – чего с непонятливым общаться… Если же вместо переключения вы назло системе попытаетесь «поддать газку», то акселератор выкажет ощутимое сопротивление, но все же сдастся перед волей человека. Вибрации другого рода сообщат об опасном уменьшении дистанции, о превышении скорости и слишком рискованном входе в поворот… Для этого система завязана на данные навигатора, круиз-контроля, в перспективе могут быть и другие сигналы. Известно, что «Эйрбас» и «Боинг» – злейшие конкуренты. И вот европейский концерн попытался закрепиться на американской почве. Строить там самолеты ему, правда, никто не разрешил, а вот автомобили – проглядели! В итоге «Эйрбас» прикупил предприятие «Локал Моторс» из Феникса (штат Аризона). Это, конечно, не столь крупнотиражный производитель, как «Форд», зато свои машинки он именно что… печатает на 3D-принтере! В нынешнем году их можно даже будет купить за 53 000 долларов, что актуализирует поговорку «Книга – лучший подарок». Зачем это нужно? Новая технология позволяет легко – программным методом – подгонять машинку под пожелания будущего владельца, превращая массовое производство в индивидуальный «пошив». В автомобиле под пока кодовым названием LM3D Swim напечатано 75% всех деталей! И это почти все части кузова и ходовой части. Материал? 80% пластика ABS и 20% углеволокна. Почему этим заинтересовался «Эйрбас»? Дело в том, что в его аэробусах уже вовсю используются напечатанные узлы, так что компетенция точно присутствует. Интересно, поездим ли в дальнейшем и на Боингах? Как действует? Все дело в двух пропеллерах, установленных в кольцах карданных шарниров. Эти пропеллеры поворачиваются на нужный угол по командам управляющего компьютера и создают нужные векторы тяги и прижимного усилия. При достаточной мощности VertiGo мог бы ездить хоть по потолку – при условии, что создаваемая винтами тяга превышает его вес. Пока что этот электростеномобиль имеет запас энергии в литий-ионных батареях на 10 минут хода и весит около двух килограммов. Игрушка? Как сказать… Но автопилот, компоненты которого разработчики позаимствовали у круиз-контроля с поддержанием дистанции серийного Фольксвагена Гольф, – далеко не все автомобильные опции самодвижущегося детского экипажа. Там есть климат-контроль, подогрев бутылочек, камера видеонаблюдения за младенцем, автомат закрытия капора при дожде, а также иммобилайзер на случай попытки нехорошего человека укатить коляску. Малыша сирена, конечно, напугает, но тут уж выбирать не приходится. Да, кстати говоря, если смартфон разрядится, его тут же в коляске можно и оживить, подождав с четверть часа на лавочке. Хотите получить чудо техники одним из первых? Тогда отправьте пожертвование от 399 до 3199 долларов фирме-изготовителю и ждите апреля 2017 года. Нет, почему первого? Просто апреля… Движение задним ходом с прицепом требует особых навыков, не зря же придуманы отдельные категории в водительских правах. Или… уже зря? Если приобрели автомобиль с системой ТТА (Trailer Towing Assistant), то никакой такой квалификации дальнобойщика вам не понадобится. Весь секрет спрятан в шаре фаркопа. В него вмонтировано кольцо датчика угла между продольными осями автомобиля и прицепа, реагирующего на отклонение даже в 0,01 градуса. А на центральной консоли стоит вращающаяся кнопка, очень напоминающая таковую в автомобилях БМВ, где она служит для работы с меню медиасистемы. В нашем же случае эта кнопка заменяет… баранку при движении задним ходом с прицепом. Вам остается только поглядывать назад и нажимать на педали газа и тормоза, а прицеп будет послушно следовать за вами в соответствии с поворотами этой ручки. Разумеется, передние колеса автомобиля будут сами поворачиваться на нужный угол и в нужную сторону особым компьютером, имеющим «категорию Е» в своей программе.