Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автомобильный шоп-тур: почему иностранцам выгодно покупать машины в России?

Низкий курс рубля сделал автомобили в России самыми дешевыми в мире и крайне привлекательными для иностранцев. Покупатели из Китая и Европы наряду с нашими соседями из стран СНГ стали частыми посетителями российских автосалонов. Однако скоро поток зарубежных гостей должен сойти на нет, поскольку цены на автомобили вновь поползли вверх.
Полная версия

Валютный парадокс

Из-за пикирующего рубля, падение которого продолжается с осени 2014 года, автомобили в России стали самыми дешевыми в мире. Дело в том, что рублевые ценники на них растут в значительно меньшей степени, чем валютные котировки, поскольку в условиях обвального спроса автопроизводители стараются до последнего сдерживать рост цен. Только в прошлом году, согласно данным PwC в России, средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларовом эквиваленте снизилась на 22%, тогда как в рублях она увеличилась на те же 22%. 

Как говорит директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, с 2014 года доллар подорожал в 2,5 раза, а стоимость автомобилей выросла на 25-30%, поэтому валютные цены на автомобили в нашей стране сейчас самые низкие в мире. По его словам, многие иномарки на российском рынке в настоящий момент где-то на 30% дешевле, чем за границей.

К примеру, Toyota Corolla в базовой комплектации сегодня предлагается россиянам от 839 тыс. рублей, что в пересчете на американскую валюту составляет чуть более 11 тыс. долларов. Как говорится в недавнем исследовании «Автостата», это почти вдвое ниже средней цены данной модели по миру – около 20 тыс. долларов. Кстати, до осени 2014 года примерно столько же Corolla стоила и в России, и, как считают эксперты, ее цена рано или поздно должна вернуться на этот уровень. Показательно, что ближе всего к нашей стране по стоимости Toyota Corolla оказалась Канада, где эта модель стоит чуть больше 13,5 тыс. долларов США (16 тыс. канадских долларов + 15% торгового налога). По словам аналитиков, за последний год канадский доллар потерял свыше 30% к американской валюте, при этом цены Toyota сохраняла неизменными, чем и объясняется столь низкая стоимость модели. Для сравнения, в Японии Corolla продается по цене от 14,8 тыс. долларов (1,8 млн йен), в Китае – от 16,8 тыс. долларов (107,8 тыс. юаней), в США – от 17,2 тыс. долларов, в Германии – от 20,4 тыс. долларов (18,7 тыс. евро). А самые высокие цены на модель в Израиле – от 32 тыс. долларов (124 тыс. шекелей), что связано с очень высокими импортными пошлинами и налогами в этой стране, а также сильным курсом национальной валюты. В целом разброс цен на мировой бестселлер от Toyota может достигать трех раз, однако нужно учитывать, что базовые модификации и комплектации Corolla в разных странах отличаются.

Для иномарок, которые производятся в России с высокой долей локализации, разница в ценах может быть еще больше. «Если модель, которая представлена на зарубежном рынке, локализована в России, то в зависимости от доли местных компонентов может меняться и стоимость всего автомобиля, – отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. – К тому же сейчас заметна политика определенного сдерживания цен. Например, все еще можно приобрести автомобили по ценам 2015 года, тогда как с марта-апреля уже будут машины нынешнего года и их стоимость вполне может измениться».

Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Налетай, подешевело!

Очередная волна девальвации рубля в январе этого года вновь привлекла в российские автосалоны гостей из других стран. И хотя доля «транзитных продаж» оказалась гораздо меньше, чем в конце 2014 года, география приезжих покупателей значительно расширилась. Если раньше это были граждане из стран СНГ, преимущественно соседних Белоруссии и Казахстана, то теперь к нам хлынули перекупщики из дальнего зарубежья. К примеру, известны случаи, когда московским дилерам поступали заказы на крупные партии новых машин из Китая. 

«Действительно, появилось некоторое количество покупателей из Китая, но их можно пересчитать по пальцам. В основном, они интересуются автомобилями премиум-класса в базовых комплектациях, – рассказывает заместитель вице-президента ГК «Авторусь» Алексей Калячкин. – Если сравнивать ситуацию с декабрем 2014 года, когда из автосалонов скупили все, что было, – дополнительный приток покупателей из соседних стран совсем невелик, по нашим подсчетам, он составляет не более 1%. Покупатели из Белоруссии и Казахстана сейчас не так активны, как в то время».

Аналогичная ситуация наблюдается и в Петербурге, где соседние страны представляет, в основном, Белоруссия, а доля приезжих покупателей, по данным «Auto-Dealer-СПб», варьируется в пределах 1-2% относительно всего рынка. Как отмечает Михаил Чаплыгин, интерес к российскому авторынку со стороны соседей волнообразный – обычно он увеличивается в момент очередного падения рубля.

«Опытные покупатели сейчас играют на валютных скачках как в 1990-е годы. Если грамотно распорядиться финансами, можно сэкономить порядка 20% стоимости автомобиля. Поэтому, даже с учетом расходов на транспортировку и пошлины, покупка получается выгодной», – рассуждает Алексей Калячкин.

При этом зачастую речь идет не о частных покупателях, а о перекупщиках, которые приезжают в Россию за товаром на автовозах. «Перекупщики зарабатывают на объеме. Вывозить одну машину невыгодно, поэтому, например, в прошлом году в Белоруссию уезжали целые автовозы. Это значительно сокращает затраты на логистику», – поясняет Михаил Чаплыгин.

Секонд-хэнд из России

Повышенный интерес со стороны иностранных покупателей замечен и на рынке автомобилей с пробегом. Особым спросом у них пользуются машины класса премиум, а также винтажные авто. По словам участников рынка, в последнее время, к примеру, резко сократилось число предложений по продаже подержанных Porsche – их разобрали клиенты из Европы, чему способствовал не только выгодный валютный курс, но и фирменная программа продленной гарантии Porsche Approved, сертификат которой действует по всему миру.

Как отмечает Александр Зиновьев, при текущих валютных курсах в России цены на автомобили, особенно люкс-класса, действительно привлекательны для иностранцев, что и привело к ажиотажу со стороны европейских покупателей.

На сайте Авто.ру зарубежные пользователи за январь просмотрели вдвое больше объявлений, чем в декабре прошлого года, а проданные автомобили стали появляться на иностранных рынках. Наибольший интерес покупатели из-за рубежа проявляют к моделям BMW X5, Audi A6, Mercedes-Benz E-класса, Kia Sportage и Volvo XC90. По словам представителя Авто.ру Екатерины Карнауховой, покупая подержанный автомобиль в России, иностранец может получить выгоду до 30%. Так, средняя цена BMW X5 2011 года в нашей стране составляет 20 тыс. евро, в Белоруссии он предлагается за 26 тысяч, а в Германии стоит уже 29 тысяч евро.

В компании «ПодборАвто» также появился поток покупателей из-за рубежа на фоне падения рубля. «Если до 2014 года мы возили автомобили из Европы, Кореи и США в Россию, то в 2015-м начали отправлять машины из России клиентам из Германии и Италии. До падения рубля сложно было себе представить, что российские б/у автомобили будут интересны покупателям в Европе, но, как оказалось, решает конечная стоимость, – говорит директор «ПодборАвто» Денис Еременко. – Например, цена Nissan GT-R 2014 года в Германии около 80 тыс. евро, нашему клиенту автомобиль обошелся в 65 тыс. евро, учитывая 10%-ный таможенный сбор, 19%-ный немецкий НДС и расходы на логистику. Кроме того, мы отправляли Range Rover Supercharger 2012 года, и эта покупка для клиента тоже получилась с хорошей разницей в цене». 

Накрутка для иностранцев

В дилерских центрах «Авторусь» спрос на подержанные автомобили со стороны иностранных покупателей несколько подрос, хотя и незначительно – не более 1%. Как отмечает Алексей Калячкин, наибольшим спросом у них пользуется продукция не самых бюджетных марок – Audi, Volkswagen, Acura, Honda. «Чем дороже автомобиль, тем ниже его цена при обратном пересчете в доллары. Таким образом, покупатели выигрывают значительную сумму за счет разницы в валютах», – поясняет он.

Зарубежным покупателям интересен класс премиум, ведь чем дороже автомобиль, тем больше разница в конечной его стоимости, соглашается Денис Еременко. «Выгода есть не всегда, многие модели стоимостью до 1,5 млн рублей покупателям из-за рубежа неинтересны с экономической точки зрения. Интересный факт: выгода для иностранцев по многим моделям начинается при курсе от 70 рублей за 1 евро», – говорит он.

Между тем во многом с расчетом на иностранных покупателей продавцы подержанных машин стали повышать цены, хотя очередной виток девальвации рубля, безусловно, тоже сыграл свою роль. Согласно данным компании CarPrice, в январе 2016 года средняя цена автомобилей с пробегом подскочила на 6% к декабрю прошлого года, хотя в предыдущие месяцы стабильно снижалась на фоне вялого спроса. «Однозначно, возросший интерес со стороны зарубежных покупателей провоцирует рост цен, что делает автомобили еще менее доступными для наших соотечественников. Растущие цены снижают и так упавший спрос», – комментирует Денис Еременко.

Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Погостили и хватит

Впрочем, в условиях продолжающихся колебаний курса рубля участники авторынка не ждут массового притока покупателей из-за рубежа. Напротив, их число, скорее всего, будет сокращаться либо на фоне некоторой стабилизации российской валюты, либо из-за дальнейшего повышения стоимости автомобилей. По мнению Александра Зиновьева, с ростом цен отток зарубежных покупателей из российских автосалонов неизбежен, так же как и снижение спроса со стороны российских потребителей.

«Мы не ожидаем большого притока покупателей из-за рубежа в ближайшее время – максимум 5%. Но все будет зависеть от курса валюты. Конечно, если доллар резко поднимется в стоимости до 110 рублей, возможен очередной всплеск спроса со стороны иностранных граждан», – рассуждает Алексей Калячкин.

А вот Денис Еременко ажиотажа среди иностранных покупателей не ждет – по его мнению, скорее всего, это будут немассовые покупки, преимущественно профессиональными покупателями. «Наши иностранные партнеры сообщают, что для большинства немцев автомобили из России не интересны даже при большой разнице в цене, поскольку считают их, мягко говоря, плохими», – резюмирует эксперт.

Фото: За рулем.РФ, Toyota, Максим Шеметов, Юрий Белинский/ТАСС

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
19.02.2016
Поделиться: