Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Апокалипсис сегодня: российские автозаводы под угрозой закрытия

Кризис на российском авторынке уже изрядно подкосил дилерские ряды, а теперь под угрозой закрытия оказались автозаводы, в последние годы загруженные менее чем наполовину. Хотя сами автоконцерны не теряют веры в наш рынок, задумываясь при этом о развитии экспорта российских машин за рубеж.
Полная версия

В поисках дна


После рекордного 2012 года российский авторынок показывает падение вот уже четвертый год подряд и никак не выйдет из пике. Несмотря на то, что динамика продаж в последние месяцы стала постепенно улучшаться на фоне низкой базы прошлого года, в количественном выражении объемы реализации новых машин сократились до уровня 10-летней давности, устанавливая все новые антирекорды. И хотя уже можно говорить том, что авторынок начал нащупывать дно, его восстановление до бывалых высот может занять многие годы. Согласно базовому прогнозу Boston Consulting Group, продажи новых автомобилей в России начнут расти с 2017 года, однако на докризисный уровень в 2,8 млн машин в обозримом будущем выйти не смогут. Так, к 2020 году, по прогнозу BCG, российский авторынок достигнет отметки в 1,9 млн автомобилей, хотя еще несколько лет назад прогнозировался рост до 3,5-4 млн машин. 

В PwC также ожидают, что российский авторынок начнет восстановление с будущего года, однако темпы его роста будут зависеть, прежде всего, от будущей конъюнктуры экономики в целом. Актуальный прогноз PwC предполагает продажи новых легковых автомобилей к 2020 году на уровне 2,1 млн единиц. В свою очередь в EY (Ernst & Young) ожидают восстановления рынка к 2022 году, а долгосрочный прогноз продаж составляет около 3 млн автомобилей в год.

Как отмечает коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, на сегодняшний день долгосрочные прогнозы развития ситуации на отечественном авторынке строятся в расчете на относительно стабильный курс валют и устоявшихся цен на нефть. Однако в реальных рыночных условиях чаще всего прогнозы именно на один или два года являются наиболее точными. «Уже к концу этого или, в крайнем случае, к началу 2017 года продажи новых автомобилей в России медленно, но все же будут расти. Но только в том случае, если в отечественной экономике не произойдут серьезные спады, господдержка продаж новых автомобилей продолжится и ее объемы увеличатся, а покупательная способность населения не будет снижаться. Кроме того, необходимо брать в расчет и напряженную геополитическую обстановку, которая может значительно повлиять как на цену нефти, так и на курс рубля», – рассуждает он.


Восстановление авторынка в прежнем объеме будет зависеть, прежде всего, от темпов восстановления экономики и уровня благосостояния населения, соглашается эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев. Но стабилизация рынка, по его мнению, произойдет раньше, просто в силу того, что и люди, и экономика в целом начинают обживаться в новых условиях, привыкая к низким показателям.

Спрос из долгого ящика

Между тем аналитики агентства PSB Consulting Group подсчитали, что за время кризиса на авторынке сформировался огромный отложенный спрос, который к 2017 году достигнет порядка 1,5 млн автомобилей. Люди, которые в свое время отложили покупку новой машины до лучших времен, в ближайшие годы обеспечат динамичный рост продаж – на 30-40% уже в будущем году.

По мнению руководителя группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ Ernst & Young Андрея Томышева, отложенный спрос будет реализовываться постепенно в течение 2-3 лет по мере восстановления покупательной способности и повышения доступности автокредитов. Кроме того, часть спроса может быть реализована за счет удешевления стоимости автомобилей в процессе углубления локализации. «Также нужно принимать во внимание значительный объем парка старых автомобилей возрастом более 10 лет, который накопился задолго до кризиса. Это значительно увеличивает общую величину отложенного спроса», – говорит эксперт.

А вот Алексей Калачев отмечает, что в случае ухудшения экономической ситуации отложенный спрос может и не реализоваться в полном объеме, при этом часть покупателей перейдет в более низкий ценовой сегмент, о чем уже сегодня свидетельствует рост продаж автомобилей Lada и УАЗ. Кроме того, заметен перекос в сторону вторичного рынка, который и падал меньше рынка новых машин, и восстанавливаться начал раньше. По словам Александра Зиновьева, устав от ожидания выгодных предложений на новые машины, многие решаются на покупку подержанного автомобиля, цены на которые относительно стабильны в последние годы.

Конвейеры работают вхолостую


Даже при условии постепенного восстановления российского авторынка до 2,1 млн автомобилей к 2020 году отечественные автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год остаются недозагружены. В последние годы они работают менее чем вполсилы, что приносит автоконцернам колоссальные убытки. В связи с этим аналитики BCG предрекают закрытие до шести автозаводов из действующих сегодня двадцати. В зоне риска, прежде всего, автопроизводители, имеющие низкий уровень локализации производства в России, а также лишившиеся льготных условий работы.

Сами же предприятия категорически отвергают возможность прекращения сборки своих автомобилей в России. К примеру, «Автотор», который с апреля этого года утратил льготы на беспошлинный ввоз автокомплектов в рамках калининградской ОЭЗ, продолжает работать в штатном режиме под имеющиеся объемы производства. Дело в том, что бывшим резидентам ОЭЗ государство компенсирует отмену таможенных льгот в виде субсидий. Показательно, что «Автотор» остается привлекательным партнером для зарубежных автоконцернов, которые расширяют модельный ряд калининградской сборки. Так, с начала года на калининградский конвейер встали новые Kia Sportage и Optima, а Hyundai запустил в производство на «Автоторе» сразу три новые модели: седан премиум-класса Genesis, новый кроссовер Santa Fe Premium и обновленный компактный седан Elantra. В дальнейшем на предприятии должны появиться и другие новинки, названия которых пока не раскрываются.

Льготная очередь



Предприятие «Соллерс» на Дальнем Востоке, которое в прошлом году приостановило сборку SsangYong и свернуло выпуск Toyota Land Cruiser Prado, продолжает производство автомобилей Mazda, несмотря на то, что в прошлом году не выполнило требования по локализации в рамках режима промсборки, из-за чего лишилось права на беспошлинный ввоз автокомплектов. Однако СП Mazda и «Соллерс» может получить новые льготы по специнвестконтракту, обязуясь взамен построить во Владивостоке двигательный завод. 

На подписание инвестконтрактов с российским правительством рассчитывают и автозаводы, у которых в ближайшие годы закончатся соглашения о промсборке. Об этом, в частности, заявили в пресс-службе петербургского завода Hyundai, чье соглашение действует до 2018 года. На калужском заводе «ПСМА Рус» в свою очередь надеются, что после завершения режима промсборки российское правительство сможет предусмотреть новые механизмы, которые обеспечат благоприятные условия для развития отрасли. Компания Toyota также сохраняет неизменными планы по развитию предприятия в Санкт-Петербурге, поскольку верит в потенциал российского авторынка в средне- и долгосрочной перспективе, а также в востребованность модели Toyota RAV4, стартующей на конвейере в августе этого года.

Ненадежные «китайцы»


Пожалуй, реальная опасность нависла разве что над заводом «Дервейс», который вот уже несколько лет работает с минимальной загрузкой мощностей (менее 20%) и продолжает терять своих китайских партнеров. Так, черкесский конвейер покинули автомобили JAC, фактически свернула производство на «Дервейс» Geely, перенеся сборку новых моделей для российского рынка на белорусское предприятие «Белджи».

Как говорит независимый эксперт по китайскому автопрому Евгений Межов, «Дервейс» находится под угрозой закрытия уже значительное время. «Китайцы партнер не очень надежный, хотя они просто исходят исключительно из собственных интересов. И правильно делают! Будет выгоднее собирать автомобили в Белоруссии и Казахстане, значит, будут там. «Дервейс» – это актив, принадлежащий в основном Сбербанку и пропасть ему, вероятно, не дадут», – полагает он.

Впрочем, китайские автопроизводители – единственные, кто заявляет о планах создания в России новых автозаводов, несмотря на плачевное положение местного авторынка. Так, Lifan строит предприятие в Липецкой области, а под Тулой должен появиться завод по выпуску вседорожников Haval. По мнению члена совета директоров ГК «Долавто» Сергея Климова, эти планы могут так и остаться планами: будущее российского авторынка остается слишком неопределенным, так что китайские автопроизводители заняли выжидательную позицию.

Подпорки от государства

Между тем для обеспечения необходимой загрузки уже существующих мощностей в стране, господдержка отрасли должна быть увеличена в несколько раз. По оценкам BCG, в тяжелых экономических условиях только на стимулирование спроса требуется 90-150 млрд рублей в год. Для сравнения, в прошлом году государство выделило на программы утилизации, субсидируемых кредитов и льготного автолизинга 43 млрд руб., а в этом году увеличило их бюджет до 50 миллиардов.

«Понятно, что государственной поддержки в таких объемах явно не достаточно для эффективной работы заводов. Выходом из ситуации может стать лишь увеличение объемов бюджета, направленного на стимулирование спроса, либо крупные государственные заказы на производство техники, которые помогут удержаться на плаву некоторым производителям, в основном отечественным», – говорит Александр Зиновьев.

В свою очередь, Андрей Томышев отмечает, что нынешние программы утилизации и льготного автокредитования являются наиболее действенными мерами стимулирования спроса,  однако они носят краткосрочный характер. По словам эксперта, для развития авторынка в долгосрочной перспективе нужно оказывать поддержку и стимулирование развития отрасли поставщиков, включая представление земельных участков, объектов инфраструктуры, снижение налогового бремени. Также необходимо снизить финансовую нагрузку на автовладельцев (например, заменить транспортный налог экологическим или переложить его в акциз на топливо), развивать транспортную инфраструктуру и предусмотреть другие меры, которые бы снизили стоимость владения автомобилем. Кроме того, нужно развивать мощности по сбору и утилизации старого автопарка, что важно для его омоложения.

Раздвигая границы


В условиях низкого спроса на внутреннем рынке аналитики BCG советуют автопроизводителям развивать поставки из России в страны дальнего зарубежья, а наиболее перспективным направлением называются государства Ближнего Востока и Африки. Кроме того, некоторые модели иномарок, выпускаемые в нашей стране, не представлены на рынках Европы, а могли бы стать там достаточно востребованными.

Как считает Александр Зиновьев, Ближний Восток представляет высокий потенциал для экспорта  российских машин из-за территориальной близости, достаточно стабильных политических отношений со многими странами этого региона и высоким спросом на долговечные и универсальные автомобили. «АВТОВАЗ с новыми моделям Lada Vesta и Lada XRAY ожидает хороший спрос именно в этих странах. Кроме того, активный спрос на авторынке наблюдается в Египте и Алжире. В европейских странах, в частности в Италии, Испании и Франции, хороший спрос может ожидать технологичные модели Kia, пока не продающиеся там, к примеру, Kia Rio», – говорит он.

По мнению Алексея Калачева, новые модели АВТОВАЗа выглядят вполне достойно, и если производителю удастся добиться приемлемого качества, то они могли бы вполне могли бы быть представлены в нижнем ценовом сегменте любого рынка. «Реализация новых моделей Lada может иметь успех на развивающихся рынках, где есть существенная база покупателей автомобилей бюджетного сегмента», – добавляет Олег Малышев, партнер, руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Олег Малышев. 

В настоящее время автомобили российской сборки экспортируются преимущественно в страны ближнего зарубежья, однако их потенциала недостаточно для стабилизации российского автопрома. К примеру, в прошлом году отечественные автозаводы поставили на внешние рынки 97,6 тыс. легковых машин, из них 86,1 тыс. – в страны СНГ, гласят данные Федеральной таможенной службы.

Иномарки для иностранцев


Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, начиная с прошлого года наблюдается сокращение заказов со стороны дистрибьюторов из стран ближнего зарубежья из-за того, что ряд государств ввели дополнительные сборы, препятствующие ввозу автомобилей. По ее словам, предприятие хотело бы увеличить долю экспорта Hyundai Accent и Kia Rio в страны дальнего зарубежья, однако, это непросто, поскольку продукция автомобильной группы Hyundai-Kia уже представлена на основных мировых рынках. Что касается нового кроссовера  Hyundai Creta, производство которого стартует в августе этого года, то пока об экспорте новой модели говорить рано. «Российский рынок является основным для нашего завода, поэтому, прежде всего, нам будет необходимо обеспечить его», – поясняет Мария Мальцева.

А вот компания Renault, недавно запустившая на своем московском заводе производство кроссовера Kaptur, уже в этом году планирует начать его поставки в соседние Белоруссию, Казахстан, Армению и Азербайджан. Кроме того, у Renault есть планы экспортировать Kaptur и в страны дальнего зарубежья, например, во Вьетнам, причем в ближайшем будущем на экспорт будет поставляться не только сам автомобиль, но и автокомпоненты для его производства за рубежом.


Аналогичные планы вынашивает и калужский завод «ПСМА Рус», где сегодня выпускаются автомобили Peugeot 408 и Citroen C4 sedan, а также вседорожники Mitsubishi Outlander. «У “ПСМА Рус” есть опыт экспортных поставок в страны СНГ (Казахстан, Беларусь, Украина, Молдова), и завод заинтересован в расширении географии экспорта, в том числе за пределы СНГ. Причем экспортные проекты, над которыми в настоящее время работает завод, охватывают не только готовые автомобили, но и экспорт российских компонентов на производства и для послепродажного обслуживания в другие страны», – рассказала PR-менеджер PSA Peugeot Citroen Марина Степина.

По мнению Олега Малышева, для многих автопроизводителей, осуществивших серьезные инвестиции в локализацию производства, реализация экспортного потенциала может стать дополнительной точкой роста в условиях снижения спроса на внутреннем рынке. 

«Сборка иномарок на российских предприятиях, особенно, если удастся добиться локализации производства основных агрегатов, становится все интереснее, как и любой перенос промышленного производства в страну с низкой стоимостью рабочей силы и первичного сырья. По этому показателю мы становимся все более конкурентоспособны с Китаем и Индией. Расширение этого процесса сдерживается только плохим инвестиционным климатом и внешнеполитическими проблемами», – констатирует Алексей Калачев.


В ожидании светлого будущего

Россия сегодня остается одним из немногих основных мировых рынков, где продажи автомобилей показывают отрицательную динамику. Однако несмотря на разразившийся кризис, автопроизводители всеми силами цепляются за наш рынок, который в будущем имеет шансы стать крупнейшим в Европе. Нашу страну в основном покидают те марки, которые не имеют здесь стратегических интересов: они не вкладывались в местное производство, а объем продаж в России и в лучшие времена занимал незначительную часть в глобальной структуре их реализации. 

Российский авторынок имеет огромный потенциал роста с учетом того, что уровень автомобилизации в нашей стране все еще значительно ниже, чем в среднем по Европе, считает Александр Зиновьев. «В России автомобиль считается необходимой составляющей комфортной жизни и даже удачным капиталовложением. Именно поэтому практически все производители пытаются остаться на рынке несмотря ни на что, при этом сокращая объемы и темпы производства, урезая модельные ряды и выпуская на рынок экономичные модели в попытках удержать рентабельность производства на приемлемом уровне», – резюмирует эксперт.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС, «За рулем» и компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
26.05.2016
Поделиться: