Выживет ли российский автопром без экспорта? — журнал За рулем

Только для своих: российский автопром может остаться без экспорта

Вслед за потерянной несколько лет назад Украиной наш автопром может утратить рынки Казахстана и Белоруссии, где с этого года введены новые налоги на автомобили. Осваивать дальнее зарубежье без поддержки государства отечественные автозаводы не в состоянии.

Фото: УАЗ
Фото: УАЗ

Автомобили обложили налогами

Российский автопром фактически лишился своего главного экспортного рынка — в Казахстане с этого года введены заградительные налоги на автомобили.

Так, в республике вступил в силу регистрационный сбор, который дифференцируется по возрасту транспортного средства, поэтому главной его мишенью стали, прежде всего, автомобили с пробегом.

Напомним, казахстанские дилеры в прошлом году понесли колоссальный урон от «серого» импорта новых и подержанных машин из России, а также шопинга рядовых покупателей по российским автосалонам. Согласно установленным коэффициентам, легковые машины возрастом от 1 до 3 лет «подорожали» более чем на 300 долларов, а для автомобилей старше 3 лет размер регистрационного сбора уже в 10 раз больше — свыше 3050 долларов. Плата же за регистрацию автомобиля в возрасте до 1 года символическая — 530 тенге или чуть более 1 доллара. Как считает директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов, в этих условиях абсолютное большинство покупателей «секонд-хэнда» переключится на приобретение новых автомобилей.

Однако ценники на новые автомобили выросли еще больше — из-за введения в Казахстане утилизационного сбора. Стоит отметить, что его ставки, как и в случае с регистрационным сбором, одинаковы для всех без исключения автомобилей, в том числе локальной сборки. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см размер утильсбора составляет более 900 долларов, до 2000 куб. см — свыше 2100 долларов, до 3000 куб. см — около 3000 долларов.

Как считает эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев, размер утилизационного сбора в Казахстане носит фактически запретительный характер. «Для сохранения позиций российских автопроизводителей на казахстанском рынке лучше всего было бы предусмотреть компенсацию сбора. Но величина его такова, что Минэкономразвития России заявило, что не намерено в связи с этим поддерживать экспорт отечественных автомобилей в Казахстан», — говорит он.

Впрочем, новые сборы на автомобили больно ударили по всем игрокам казахстанского авторынка, который, по данным Qncepto, за два первых месяца 2016 года упал почти в 2,5 раза и составил менее 7 тыс. машин.

«Насколько чувствительна сумма утилизационного сбора для потребителя и рынка? В условиях стабильного курса национальной валюты и стабильных цен ее эффект мог быть заметен. Но в течение последних двух лет казахстанский тенге подвергся 130%-ной девальвации. Сопоставимыми темпами росли цены на автомобильную технику, номинированные в национальной валюте. Поэтому реакция потребителя на введение утильсбора была заблаговременно нивелирована глубиной ослабления тенге», — рассуждает Олег Алферов.

Неприятный сюрприз для автопрома

Для многих автопроизводителей казахстанские нововведения, похоже, стали полной неожиданностью. Ряд российских автозаводов, для которых Казахстан был крупнейшим внешним рынком, с введением утильсбора приостановили поставки автомобилей в эту республику и стали спешно сокращать производственные планы.

Усугубило ситуацию и повышение утилизационного сбора в Белоруссии, власти которой также встали на защиту местных автодилеров, повысив ставки по утильсбору для физлиц в 8,25 раза, а для юрлиц — в 1,65 раза. Правда, даже после повышения плата за утилизацию меньше, чем в Казахстане: порядка 244 долларов на новые легковые автомобили и 366 долларов на подержанные.

Между тем Ульяновский автозавод, чьи продажи вопреки российскому авторынку продолжают расти, во многом из-за резкого снижения экспортных поставок в Казахстан готовится к дефициту заказов для плановой загрузки предприятия в летне-осенний период. В результате с июня УАЗ может перейти на четырехдневный режим производства, который может действовать в течение полугода. По словам PR-менеджера УАЗа Екатерины Калинской, поставки автомобилей в Белоруссию и Казахстан на данный момент продолжаются, одновременно с этим ведутся переговоры с потенциальными региональными партнерами об организации сборки автомобилей УАЗ в Казахстане.

Петербургский завод Hyundai, который во многом благодаря экспорту все последние годы работал на пределе своих мощностей, с учетом текущей ситуации по экспортным заказам также снизил свой производственный план на 2016 год до 200 тыс. автомобилей. Казахстан традиционно был крупнейшим экспортным рынком для предприятия — туда направлялось порядка 70% всех экспортных поставок Hyundai Solaris и Kia Rio.

«Введение утилизационного сбора в Казахстане в начале этого года было для нас полной неожиданностью. Утилизационный сбор стал очень существенно влиять на цену наших экспортируемых автомобилей и практически остановил экспорт на текущий момент, — говорит начальник отдела связей с общественностью „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“ Мария Мальцева. — Тем не менее мы надеемся на продолжение сотрудничества с нашими дистрибьюторами в Казахстане. Однако ситуация непростая, нам очень нужна поддержка со стороны правительства, например, межправительственное соглашение об отмене или взаимозачете утилизационного сбора между Россией и Казахстаном. К сожалению, скорректировать экспортные объемы Казахстана для нас практически невозможно, поскольку автомобили компании Hyundai Motor уже представлены на крупных мировых рынках. Мы продолжаем сотрудничать с нашими партнерами в Азербайджане, Армении, Египте, Ливане и надеемся, что нам удастся увеличить объем поставок на Ближний Восток в этом году».

Уйти нельзя остаться

Калужский завод «ПСМА Рус» в этом году также пока не отгружал автомобили Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan на рынки Казахстана и Белоруссии. Впрочем, как сообщили в пресс-службе «Пежо Ситроен Рус», и в прошлом году на экспорт в Белоруссию, Молдову и Казахстан было поставлено небольшое количество автомобилей. При этом с учетом введенных сборов и пошлин в PSA Peugeot Citroen не исключают организации производства Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan в Белоруссии и Казахстане, где, кстати, уже налажена сборка Peugeot.

А вот Mitsubishi не рассматривает возможности локального производства в этих республиках и намерена продолжать туда поставки импортных автомобилей, в том числе и с калужского завода. Как рассказал «За рулем.РФ» президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи, вседорожники Mitsubishi российской сборки с недавних пор поставляются в Белоруссию и в ближайшее время будут экспортироваться в Казахстан. «Мы рассчитываем на долгосрочную перспективу и планируем продолжать поставки автомобилей на эти рынки в полном объеме», — заявил он.

GM-АВТОВАЗ также не отказывается от присутствия в Казахстане и Белоруссии, которые в прошлом году заняли 40% и 11,5% в экспорте Chevrolet Niva. Как сообщили в пресс-службе СП, полного прекращения продаж этой модели в указанных странах не планируется. Однако приоритетом на GM-АВТОВАЗ называют сохранение позиций Chevrolet Niva, в частности, на рынках Украины и Белоруссии, хотя в последние годы наибольший объем экспортных поставок СП приходился на Казахстан.

Продолжают экспорт автомобилей российского производства на рынки Казахстана и Белоруссии Nissan, Ford Sollers и Volkswagen, однако из-за введенных сборов местные дистрибьюторы были вынуждены повысить цены, что, в свою очередь, сказалось на покупательском спросе и объемах поставок. Планов по организации локального производства в этих странах у данных автопроизводителей нет.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые