Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Лада вместо Опеля: на чем дилеры зарабатывают в кризис?

В условиях затянувшегося кризиса на авторынке наиболее выгодно для дилеров оказалось продавать автомобили премиум-класса, что, впрочем, по силам далеко не всем с учетом внушительных инвестиций и затрат. А вот продавцы массовых иномарок пострадали сильнее всего, и сегодня многие из них ищут спасения в сотрудничестве с российскими брендами, чьи дилерские сети до этого не отличались высоким качеством обслуживания.
Полная версия

Дилеры с большой маржой

Кризис на российском авторынке, продолжающийся вот уже четвертый год, значительно изменил расстановку сил в дилерских рядах. Эксперты выяснили, автомобили каких марок продавать дилерам сегодня выгоднее всего, составив рейтинг автомобильных брендов по среднему объему выручки от реализации новых машин на один дилерский центр. Верхние строчки в нем занимают, естественно, премиальные марки, у которых и цены на автомобили высокие, и продажи остаются относительно стабильными. 


Так, с большим отрывом лидирует Mercedes-Benz: по итогам первого полугодия 2016 года реализация 18,6 тыс. автомобилей средней стоимостью более 5 млн руб. обеспечила 70 дилерам штутгартской марки почти по 232 млн руб. выручки в месяц. Для сравнения, у Lexus этот показатель составляет 151,2 млн руб., у BMW – 141,3 млн руб., у Porsche – 124,3 млн руб.. Менее 100 миллионов месячной «оборотки» получают в кассу дилеры Land Rover (93,8 млн руб.), Audi (92,5 млн руб.) и Infiniti (54,6 млн руб.), гласят данные «Автостата».

По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, премиум-марки расширяют свои модельные линейки, а в кризис многие покупатели рассматривают автомобили премиум-класса как более удачную инвестицию. Кроме того, стабильность в этом сегменте обеспечивают маркетинговая активность по привлечению клиентов от импортера, лояльные кредитные программы и прочие дополнительные привилегии, добавляет директор по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Константинов. 

Toyota с максимальной выгодой

Стоит при этом отметить, что на фоне общего сокращения дилерских сетей иномарок число автосалонов премиум-брендов практически не изменилось. По состоянию на июль 2016 года продажей и обслуживанием премиальных автомобилей занимаются 463 дилера – всего на 15 меньше, чем в начале года. 

Как говорит директор по развитию ГК «АвтоРусь» Кирилл Ким, производители автомобилей массового и среднего сегментов в свое время проводили активную политику по развитию дилерских сетей, реализуя стратегию наращивания доли на падающем рынке, несмотря на снижающуюся доходность дилерских предприятий. Премиальные марки исповедуют более сдержанный и консервативный подход к открытию новых дилерских предприятий, что позволяет им демонстрировать более высокие и стабильные результаты.

В сегменте массовых иномарок абсолютным рекордсменом по эффективности дилерской сети стала Toyota, чьи дилеры получают в среднем по 151,4 млн руб. выручки в месяц. Таким образом, японская марка занимает второе место по этому показателю после Mercedes-Benz, оказавшись впереди многих премиум-брендов, включая Lexus, чьи продажи в этом году активно растут.

«Toyota позиционируется как бренд верхнего ценового диапазона в массовом сегменте, в шаге от премиума. Эта марка характеризуется высокой долей кроссоверов и вседорожников в продажах и достаточно высокой средней ценой автомобиля и удельными продажами с одного дилерского центра. Бренд всегда очень взвешенно подходил к процессу развития дилерской сети, не допуская переизбытка мощностей. Сейчас, несмотря на падение спроса на авторынке, дилеры марки чувствуют себя достаточно уверенно», – комментирует Владимир Мирошников.

Корейское экономическое чудо


В топ-10 лидеров по среднему объему выручки на дилерский центр вошли еще два массовых бренда – Kia и Hyundai, которые расположились на восьмом и девятом местах рейтинга с показателями 68,6 млн руб. и 64,4 млн руб. соответственно. Примечательно, что этих результатов корейские марки добились несмотря на то, что их дилерские сети – крупнейшие среди производителей иномарок (175 дилеров – у Kia, 154 – у Hyundai). К тому же, как известно, ради увеличения рыночной доли Hyundai-Kia проводит на российском рынке сдержанную ценовую политику.

Как рассказали в пресс-службе Kia Motors Rus, с начала года в России открылось 11 новых дилерских центров марки. При этом, по данным компании, 90% авторизованных дилеров Kia в нашей стране имеют здоровое финансовое состояние даже в условиях затянувшегося кризиса. 

«Привлекательность бренда Kia для автомобильных дилеров заключается в том, что кроме доступного ценового диапазона импортер предлагает максимально широкую продуктовую линейку, которая покрывает практически все сегменты целевой аудитории – от А-сегмента (Kia Picanto) до премиум-сегмента (Kia Quoris). Причем модельный ряд Kia постоянно обновляется – это безусловный плюс для дилеров», – считает бренд-менеджер Kia ГК «Терра Авто» Елена Дивнич. Например, по итогам июля в дилерских центрах ее группы значительно вырос спрос на новинки 2016 года – Kia Sportage (на 35%) и Optima (на 25,5%) новых поколений.


Массовые закрытия автосалонов

В целом же дилеры массовых иномарок наиболее сильно пострадали от кризиса на российском авторынке. С начала года их число сократилось на 179 автосалонов, хотя этот сегмент по-прежнему занимает более половины всех дилерских сетей в нашей стране (2030 дилерских центров). Крупнейшими из них, помимо уже упоминавшихся Kia и Hyundai, располагают Renault (165), GM-АВТОВАЗ (148), Nissan (140), Skoda (127) и Volkswagen (126).


Как отмечает Кирилл Ким, в текущих рыночных условиях на фоне общего спада экономики, высоких процентных ставок и существенного удорожания автомобилей наиболее уязвимыми оказались клиенты, рассматривающие покупку машин массового и среднего сегментов. Из-за снижения реальных доходов они стали реже менять свои автомобили и выбирать более дешевые модели. «Также немалую роль в снижении доходности играет высокая насыщенность дилерских сетей массовых брендов и, соответственно, усиливающаяся конкуренция за ограниченное число клиентов на рынке. В целях уменьшения растущего стока автомобилей и необходимости обслуживания кредитов многие дилерские сети прибегают к агрессивному демпингу. В итоге емкость рынка остается неизменной, а доходность дилерской сети серьезно снижается», – рассказывает он.

С надеждой на китайцев

Продолжают редеть дилерские ряды и китайских автопроизводителей: с начала года их количество сократилось на 58 центров. Тем не менее автосалонов, торгующих «китаемобилями» (520), по-прежнему больше, чем у АВТОВАЗа и УАЗа вместе взятых (511). Правда, стоит учитывать, что практически все они являются мультибрендовыми и в силу лояльных требований автопроизводителей из Поднебесной специализируются преимущественно на реализации китайских марок. Наибольшие потери в этом году понесли дилеры Great Wall (-15 дилеров) и Chery (-8), а вот Changan и FAW, напротив, во втором квартале открыли 13 и 12 новых автоцентров соответственно. Больше всего точек продаж в нашей стране имеет лидер китайского сегмента Lifan, чьи автомобили реализуют 146 дилеров.

Выручка на один дилерский центр в 2015 году, млн руб.

 ВсегоПремиальный сегментМассовый сегмент
От продаж новых автомобилей911,71368,7783,9
От продаж автомобилей с пробегом134,0202,1108,4
От услуг сервиса53,574,847,3
От продажи запчастей114,5196,690,4
Прочее73,778,672,3
Всего1287,41920,81102,3

По словам члена совета директоров ГК «Долавто» Сергея Климова, неслучайно дилеры именно китайских автомобилей тяготеют к большому ассортименту представленных брендов в одном салоне. Например, ГК «Долавто», являясь официальным дилером трех производителей из КНР, 70-80% сервисной выручки получает вообще не с китайских брендов. «И мы бы давно закрылись, если бы не зарабатывали на обслуживании других брендов. Даже официальные представители некоторых китайских производителей призывают дилеров диверсифицироваться для того, чтобы остаться в живых», – говорит он.

Действительно, в рейтинге марок по среднему объему выручки от реализации новых машин на один дилерский центр «китайцы» попали в число аутсайдеров. Лучший показатель у того же Lifan – 5,1 млн руб. в месяц, меньше всего «получают в кассу» дилеры Changan – 1 млн руб. «оборотки».

«Привлекательность китайских марок для дилеров, прямо скажем, низкая или вообще никакая. Все сводится к ожиданиям перспектив. Мы же понимаем, что Китай и на поприще автоиндустрии выйдет если не на лидирующие, так на конкурентные позиции. И многие серьезно смотрящие вперед компании рассчитывают вырасти до серьезных игроков рынка вместе с бурно развивающимися китайскими брендами», – рассуждает Сергей Климов. 

Импортозамещение в авторитейле


Однако в текущих рыночных условиях наибольший интерес для дилеров представляют отечественные бренды Lada и УАЗ. Несмотря на то что их сети и без того самые крупные в нашей стране (330 автосалонов у АВТОВАЗа и 181 у Ульяновского автозавода), они продолжают расширяться. Так, с начала года стало на 25 дилеров Lada и УАЗ больше, тогда как в других сегментах авторынка дилерские сети сокращаются. Что касается показателей выручки, то для каждого дилера АВТОВАЗа она составляет в среднем 33,9 млн руб. в месяц, для дилера УАЗ – 10,6 млн руб.

Несмотря на то что маржинальность автомобилей Lada ниже, чем у иномарок, представленных на российском рынке, данный сегмент интересен для игроков автомобильной отрасли, поскольку продукция АВТОВАЗа является безусловным лидером по объемам реализации, считает бренд-менеджер Lada ГК «Терра Авто» Алена Боброва. По ее словам, сформировавшийся высокий спрос на продукцию АВТОВАЗа позволяет компании удерживать объемы продаж и чувствовать себя уверенно даже в условиях сложившейся рыночной конкуренции. Для успешных дилеров, работающих эффективно и использующих бонусную систему дилерской маржи, бизнес является прибыльным.

В свою очередь, гендиректор PSB Consulting Group Олег Мосеев считает количество дилеров у отечественных производителей избыточным. «Однако качество этих сетей невысокое. Именно этим объясняется желание производителей привлечь более сильных игроков в свои ряды. И производители, и новые дилеры рассчитывают, что более слабые игроки уйдут с рынка. А с точки зрения долгосрочных перспектив бизнес выглядит привлекательным. Ввиду того что производители с сильной долей локализации будут иметь большую рыночную долю», – полагает он.

Что в карманах дилеров?


Между тем эксперты изучили структуру доходов российских дилеров. Более 70% годовой выручки им приносят продажи новых автомобилей – в среднем 911,7 млн руб. на один дилерский центр по итогам 2015 года. Реализация автомобилей с пробегом занимает свыше 10% в общем денежном обороте (134 млн руб.), сервис и продажа запчастей в общей сложности обеспечивают 13% выручки (168 млн руб.) и еще около 6% (73,7 млн руб.) приходится на допоборудование, услуги по автокредитованию, страхованию и пр. В целом же средняя годовая выручка дилерского центра в прошлом году составила почти 1,3 млрд руб. При этом данный показатель отличается в зависимости от региона (в Москве и Санкт-Петербурге средние значения в 1,5-2 раза выше), а также ценовой ниши конкретного бренда. Например, в премиальном сегменте средняя выручка дилерского центра составляет свыше 1,9 млрд руб. в год, тогда как у массовых марок в прошлом году она была почти вдвое меньше – 1,1 миллиарда. Также у дилеров премиальных брендов выше доля выручки от продаж автомобилей с пробегом и запчастей (в обоих случаях более 10%).

Структура выручки дилерского центра от сервиса в 2015 году

Показатель Премиальный сегмент Массовый сегмент
Количество заездов на СТО 7860 10460
Средний чек (без учета кузовного ремонта) 8950 руб. 4260 руб.
Выручка от услуг автосервиса 74,8 млн руб. 47,3 млн руб.
Выручка от продаж запчастей 196,5 млн руб. 90,4 млн руб.
Выручка от сервиса и запчастей на 1 работника сервиса 5,3 млн руб. 3 млн руб.

Как считает Дмитрий Константинов, премиальный сегмент представляет для дилеров наибольший интерес как в продажах – это высокие цены, так и в сервисе – высокая стоимость запасных частей и, соответственно, самой работы. «В отличие от клиента масс-бренда, который после закончившейся гарантии чаще начинает самостоятельно обслуживать автомобиль, клиент премиум поедет к официальному дилеру, избавляя себя от лишних забот, ведь для него время – деньги», – добавляет он.

Премиум против масс-маркета

Статистика подтверждает, что обслуживание автомобилей премиум-класса приносит дилеру гораздо больше денег, чем бюджетных машин. Так, по итогам 2015 года средний чек в премиальном сегменте оказался в 2,1 раза больше (8950 руб.), чем в массовом (4260 руб.). Настолько же отличалась выручка от продажи запчастей (196,5 млн руб. против 90,4 млн руб.), а выручка от услуг автосервиса оказалась выше, чем у бюджетников, в 1,6 раза (74,8 млн против 47,3 млн руб.). 

По словам Владимира Мирошникова, дилерские центры премиум-марок, как правило, генерируют больше выручки, чем автоцентры массовых брендов. Однако объем первоначальных инвестиций для их запуска и оборотный капитал для операционной деятельности требуется также существенно больше. В целом же есть бренды, привлекательные для дилеров-партнеров как в массовом, так и в премиальном сегменте. Для каждого бренда нужно подходить к оценке комплексно, прежде всего обращая внимание на парк автомобилей и количество потенциальных клиентов в конкретном городе и регионе.

«В мегаполисах более интересными являются премиальные бренды. Однако в других городах, ввиду недостаточности размера парка в премиум-сегменте, интерес представляют массовые бренды с хорошей рыночной позицией», – резюмирует Олег Мосеев.

Фото: Валерий Матыцин/ТАСС и компании-производители


Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
25.08.2016
Поделиться: