Иноcтранки подождут: почему ГАЗели и «буханки» остаются вне конкуренции

Несмотря на кризис на российском рынке LCV, иностранные производители стали обращать больше внимания на этот сегмент, ведь доходы от продаж и сервиса легких коммерческих автомобилей значительно выше, чем у легковых машин. Однако этот рынок фактически контролируют отечественные ГАЗ и УАЗ, и потеснить их в нынешних экономических условиях практически невозможно.
ГАЗель-Next

Мал золотник, да дорог

Российский рынок легких коммерческих автомобилей падает вот уже четвертый год подряд и в целом повторяет кривую продаж легковых машин. В 2015 году реализация LCV в нашей стране снизилась на 34,3%, до 92,4 тыс. штук, за два первых месяца 2016-го – на 20,5%, до 10,4 тыс. единиц, гласят данные «Автостата». Для сравнения, рынок легковых автомобилей в прошлом году упал на 36,2%, до 1 млн 494 тыс. штук, в январе-феврале 2016-го – на 21,6%, до 182,3 тыс. машин. Таким образом, в количественном выражении легковушек продается более чем в 15 раз больше, чем легких грузовиков и микроавтобусов.

Как отмечает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Андрей Томышев, исторически динамика рынка LCV в России, в целом, соответствовала динамике продаж легковых автомобилей. «В дальнейшем мы ожидаем сохранение этой тенденции с небольшим снижением доли LCV в пользу набирающего популярность сегмента SUV. Производители делают акцент на развитии последнего с учетом изменения потребительских предпочтений и тенденции к росту спроса на компактные и субкомпактные вседорожники», – говорит он.

Впрочем, на фоне падения платежеспособности населения спрос со стороны частных покупателей смещается в более бюджетный сегмент, и наибольшую долю рынка в последнее время занимают седаны и хэтчбеки В-класса. В этих условиях все больше иностранных автопроизводителей сегодня делает ставку на сегмент LCV, который является более маржинальным.

«Количество компаний, предлагающих автомобили в сегменте LCV, меньше, чем в легковом. Следовательно, конкуренция в этом сегменте на сегодня меньше, но она будет возрастать именно из-за более высокой на сегодня маржинальности. Ведь по сравнению с легковым сегментом абсолютная стоимость машин LCV выше, пробеги – больше в 3–4 раза, а средний чек в сервисе выше в 2,5–3 раза. Лояльность клиента также выше», – рассказывает председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрей Чурсин.

Топ-10 марок на российском рынке легких коммерческих

автомобилей в 2015 году

МаркаКол-во, шт.Изм., %Доля, %
1.ГАЗ38 352-32,041,5
2.УАЗ20 3013,722,0
3.Mercedes-Benz8899-14,59,6
4.Lada+VIS7002-32,77,6
5.Ford4271-51,34,6
6.Fiat3711-49,04,0
7.Volkswagen3045-58,73,3
8.Peugeot141172,51,5
9.Hyundai1207-65,71,3
10.Citroen1081-66,51,2
Всего92 408-34,3
Данные агентства «Автостат»

ГАЗели уходят в отрыв

Однако, в отличие от сегмента легковых машин, российский рынок LCV находится во власти отечественных автопроизводителей, доля которых в последние годы вновь стала расти и в 2015 году превысила 70%. Только на продукцию Горьковского автозавода пришлось более 40% всех продаж – 38,3 тыс. машин (-32%), по данным «Автостата». Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», особенно заметное увеличение доли марки ГАЗ происходит в сегменте микроавтобусов за счет выпуска каркасного автобуса ГАЗель Next. Кроме того, в прошлом году выросли продажи полноприводных моделей ГАЗель Бизнес и Соболь 4х4, что в компании связывают с продолжающимся переходом парков крупных компаний и ряда ведомств на эти модели.

Лидерство ГАЗа обусловлено преимуществом бренда по соотношению цена-качество и, конечно же, программами господдержки, говорит директор автоцентра ГАЗ «Автодель» Дмитрий Приходько. По его мнению, в текущих рыночных условиях доля марки ГАЗ имеет все шансы на дальнейший рост и удержание лидирующих позиций в ближайшей перспективе.

Между тем самой продаваемой моделью среди легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 года стала ГАЗель Next с показателем 13,3 тыс. реализованных машин (-33,8%). Таким образом, впервые с момента выхода на рынок в 2013 году она смогла обойти ГАЗель Бизнес, чей результат составил 12,1 тыс. автомобилей (-43,1%). «Постепенно происходит вытеснение моделей предыдущего поколения, замена их на новые. Кризис несколько замедлил, но не остановил этот процесс. В 2015 году началось производство цельнометаллического фургона ГАЗель Next с объемом кузова 13,5 кубометров, и в ноябре-декабре стартовали первые продажи этого автомобиля. Также рост популярности ГАЗели Next был связан с появлением модификации с бензиновым двигателем Evotech, в том числе версий с газово-бензиновыми двигателями, работающими на сжиженном газе (LPG)», – комментируют в пресс-службе «Группы ГАЗ».

В 2016 году ГАЗ планирует и дальше расширять количество модификаций, выходя в новые рыночные ниши. Так, в семействе автомобилей поколения Next основными новинками станут микроавтобус на базе цельнометаллического фургона ГАЗель Next, фургон ГАЗель Next со средней базой (объем кузова 11 м 3), каркасный автобус ГАЗель Next, работающий на сжиженном газе (LPG), а также бортовой автомобиль ГАЗель Next с газобаллонным оборудованием под метан (CNG). Будет развиваться и модельный ряд предыдущего поколения на базе Соболя.

Недавно «Группа ГАЗ» представила свои новинки в Сербии.

«Буханка» не черствеет

Почти с двукратным отставанием от ГАЗа по объему продаж LCV идет Ульяновский автозавод, который в 2015 году смог значительно укрепить свои позиции в этом сегменте, заняв 22% всех продаж. Реализация коммерческих автомобилей УАЗ выросла на 3,7%, до 20,3 тыс. машин. При этом львиную долю в этом объеме занимают различные модификации «буханки» – грузопассажирский полноприводный автомобиль УАЗ 3909 (9,9 тыс. шт., +1%) и микроавтобус УАЗ 2206 (7,4 тыс. шт., +12,1%). Стабильный спрос на классические коммерческие автомобили, которые без серьезных технических изменений выпускаются уже более 50 лет, на УАЗе объясняют простотой конструкции, высокой проходимостью и ремонтопригодностью. В то же время завод продолжает модернизацию своих коммерческих автомобилей, с 2016 года оснастив их новыми опциями, среди которых – новые эргономичные сиденья, подогрев передних сидений, дополнительный отопитель салона с отдельным вентилятором, обновленная панель приборов и новое рулевое колесо с многофункциональными подрулевыми переключателями. Также в автомобилях улучшены шумоизоляция двигателя и виброизоляция кузова.

УАЗ-«буханка»

Высокие позиции на рынке легких коммерческих автомобилей занимает АВТОВАЗ с показателем 7 тыс. реализованных в 2015 году машин (-32,7%). Локомотивом продаж является фургон Lada Largus, разошедшийся тиражом более 6 тысяч экземпляров (-30,2%). Оставшееся количество – это пикапы ВИС на базе Lada Granta и Lada 4x4. Между тем АВТОВАЗ рассчитывает увеличить реализацию последних за счет переноса их производства с внешней площадки на главный конвейер. Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-центре АВТОВАЗа, это исключит сложные логистические схемы из процесса производства пикапов и позволит значительно повысить их качество. Более того, пикапы станут доступны к покупке у любого из более чем 300 дилеров Lada по всей России, что также позитивно скажется на динамике их продаж.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в