Иноcтранки подождут: почему ГАЗели и «буханки» остаются вне конкуренции

Несмотря на кризис на российском рынке LCV, иностранные производители стали обращать больше внимания на этот сегмент, ведь доходы от продаж и сервиса легких коммерческих автомобилей значительно выше, чем у легковых машин. Однако этот рынок фактически контролируют отечественные ГАЗ и УАЗ, и потеснить их в нынешних экономических условиях практически невозможно.

GAZ_Next

GAZ_NextГАЗель-Next
ГАЗель-Next

Мал золотник, да дорог

Российский рынок легких коммерческих автомобилей падает вот уже четвертый год подряд и в целом повторяет кривую продаж легковых машин. В 2015 году реализация LCV в нашей стране снизилась на 34,3%, до 92,4 тыс. штук, за два первых месяца 2016-го — на 20,5%, до 10,4 тыс. единиц, гласят данные «Автостата». Для сравнения, рынок легковых автомобилей в прошлом году упал на 36,2%, до 1 млн 494 тыс. штук, в январе-феврале 2016-го — на 21,6%, до 182,3 тыс. машин. Таким образом, в количественном выражении легковушек продается более чем в 15 раз больше, чем легких грузовиков и микроавтобусов.

Как отмечает руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY (Ernst & Young) Андрей Томышев, исторически динамика рынка LCV в России, в целом, соответствовала динамике продаж легковых автомобилей. «В дальнейшем мы ожидаем сохранение этой тенденции с небольшим снижением доли LCV в пользу набирающего популярность сегмента SUV. Производители делают акцент на развитии последнего с учетом изменения потребительских предпочтений и тенденции к росту спроса на компактные и субкомпактные вседорожники», — говорит он.

Впрочем, на фоне падения платежеспособности населения спрос со стороны частных покупателей смещается в более бюджетный сегмент, и наибольшую долю рынка в последнее время занимают седаны и хэтчбеки В-класса. В этих условиях все больше иностранных автопроизводителей сегодня делает ставку на сегмент LCV, который является более маржинальным.

«Количество компаний, предлагающих автомобили в сегменте LCV, меньше, чем в легковом. Следовательно, конкуренция в этом сегменте на сегодня меньше, но она будет возрастать именно из-за более высокой на сегодня маржинальности. Ведь по сравнению с легковым сегментом абсолютная стоимость машин LCV выше, пробеги — больше в 3–4 раза, а средний чек в сервисе выше в 2,5–3 раза. Лояльность клиента также выше», — рассказывает председатель комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса Андрей Чурсин.

Топ-10 марок на российском рынке легких коммерческих

автомобилей в 2015 году

Марка Кол-во, шт. Изм., % Доля, %
1. ГАЗ 38 352 —32,0 41,5
2. УАЗ 20 301 3,7 22,0
3. Mercedes-Benz 8899 —14,5 9,6
4. Lada+VIS 7002 —32,7 7,6
5. Ford 4271 —51,3 4,6
6. Fiat 3711 —49,0 4,0
7. Volkswagen 3045 —58,7 3,3
8. Peugeot 1411 72,5 1,5
9. Hyundai 1207 —65,7 1,3
10. Citroen 1081 —66,5 1,2
Всего 92 408 —34,3
Данные агентства «Автостат»

ГАЗели уходят в отрыв

Однако, в отличие от сегмента легковых машин, российский рынок LCV находится во власти отечественных автопроизводителей, доля которых в последние годы вновь стала расти и в 2015 году превысила 70%. Только на продукцию Горьковского автозавода пришлось более 40% всех продаж — 38,3 тыс. машин (-32%), по данным «Автостата». Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», особенно заметное увеличение доли марки ГАЗ происходит в сегменте микроавтобусов за счет выпуска каркасного автобуса ГАЗель Next. Кроме того, в прошлом году выросли продажи полноприводных моделей ГАЗель Бизнес и Соболь 4х4, что в компании связывают с продолжающимся переходом парков крупных компаний и ряда ведомств на эти модели.

Лидерство ГАЗа обусловлено преимуществом бренда по соотношению цена-качество и, конечно же, программами господдержки, говорит директор автоцентра ГАЗ «Автодель» Дмитрий Приходько. По его мнению, в текущих рыночных условиях доля марки ГАЗ имеет все шансы на дальнейший рост и удержание лидирующих позиций в ближайшей перспективе.

Между тем самой продаваемой моделью среди легких коммерческих автомобилей по итогам 2015 года стала ГАЗель Next с показателем 13,3 тыс. реализованных машин (-33,8%). Таким образом, впервые с момента выхода на рынок в 2013 году она смогла обойти ГАЗель Бизнес, чей результат составил 12,1 тыс. автомобилей (-43,1%). «Постепенно происходит вытеснение моделей предыдущего поколения, замена их на новые. Кризис несколько замедлил, но не остановил этот процесс. В 2015 году началось производство цельнометаллического фургона ГАЗель Next с объемом кузова 13,5 кубометров, и в ноябре-декабре стартовали первые продажи этого автомобиля. Также рост популярности ГАЗели Next был связан с появлением модификации с бензиновым двигателем Evotech, в том числе версий с газово-бензиновыми двигателями, работающими на сжиженном газе (LPG)», — комментируют в пресс-службе «Группы ГАЗ».

В 2016 году ГАЗ планирует и дальше расширять количество модификаций, выходя в новые рыночные ниши. Так, в семействе автомобилей поколения Next основными новинками станут микроавтобус на базе цельнометаллического фургона ГАЗель Next, фургон ГАЗель Next со средней базой (объем кузова 11 м 3), каркасный автобус ГАЗель Next, работающий на сжиженном газе (LPG), а также бортовой автомобиль ГАЗель Next с газобаллонным оборудованием под метан (CNG). Будет развиваться и модельный ряд предыдущего поколения на базе Соболя.

GAZ

GAZ Недавно «Группа ГАЗ» представила свои новинки в Сербии.
Недавно «Группа ГАЗ» представила свои новинки в Сербии.

«Буханка» не черствеет

Почти с двукратным отставанием от ГАЗа по объему продаж LCV идет Ульяновский автозавод, который в 2015 году смог значительно укрепить свои позиции в этом сегменте, заняв 22% всех продаж. Реализация коммерческих автомобилей УАЗ выросла на 3,7%, до 20,3 тыс. машин. При этом львиную долю в этом объеме занимают различные модификации «буханки» — грузопассажирский полноприводный автомобиль УАЗ 3909 (9,9 тыс. шт., +1%) и микроавтобус УАЗ 2206 (7,4 тыс. шт., +12,1%). Стабильный спрос на классические коммерческие автомобили, которые без серьезных технических изменений выпускаются уже более 50 лет, на УАЗе объясняют простотой конструкции, высокой проходимостью и ремонтопригодностью. В то же время завод продолжает модернизацию своих коммерческих автомобилей, с 2016 года оснастив их новыми опциями, среди которых — новые эргономичные сиденья, подогрев передних сидений, дополнительный отопитель салона с отдельным вентилятором, обновленная панель приборов и новое рулевое колесо с многофункциональными подрулевыми переключателями. Также в автомобилях улучшены шумоизоляция двигателя и виброизоляция кузова.

UAZ_3909

UAZ_3909 УАЗ-«буханка»
УАЗ-«буханка»

Высокие позиции на рынке легких коммерческих автомобилей занимает АВТОВАЗ с показателем 7 тыс. реализованных в 2015 году машин (-32,7%). Локомотивом продаж является фургон Lada Largus, разошедшийся тиражом более 6 тысяч экземпляров (-30,2%). Оставшееся количество — это пикапы ВИС на базе Lada Granta и Lada 4x4. Между тем АВТОВАЗ рассчитывает увеличить реализацию последних за счет переноса их производства с внешней площадки на главный конвейер. Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-центре АВТОВАЗа, это исключит сложные логистические схемы из процесса производства пикапов и позволит значительно повысить их качество. Более того, пикапы станут доступны к покупке у любого из более чем 300 дилеров Lada по всей России, что также позитивно скажется на динамике их продаж.

Страницы

← предыдущаяследующая →

123

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (23)

Самые новые