Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

«Китайцы» дороже миллиона: кому они нужны за эти деньги?

Автопроизводители из КНР устремились в более дорогие сегменты рынка, делая ставку на внедорожники и даже замахнувшись на бизнес-класс. Однако плачевные результаты их продаж показывают, что россияне, для которых «китаемобили» стали синонимом дешевизны, не готовы выкладывать за них миллион и больше. По мнению экспертов, производители из Поднебесной явно промахнулись с ценовым позиционированием своих новинок, однако сами китайцы упорно равняются на своих корейских конкурентов.
Полная версия

Китайский квартал


Несмотря на начавшееся восстановление российского авторынка, китайцы устанавливают в нашей стране новые антирекорды. В то время как спрос на новые автомобили за I квартал 2017 года вырос в целом на 1%, китайский сегмент рухнул почти на треть. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе-марте продажи в нем составили 5,6 тыс. машин (-31%), обеспечив лишь 1,7% рынка. Стоит отметить, что это самый низкий показатель с 2009-2010 годов, когда и китайских марок у нас было представлено почти вдвое меньше. А по сравнению с рекордным для них 2013 годом рыночная доля сократилась ровно вдвое. Таким образом, падение спроса на автомобили «Made in China», начавшееся со второй половины прошлого года, продолжает набирать обороты.

Как отмечает президент ГК «Автодель» Михаил Смолянов, российские автомобилисты изначально с недоверием относились к китайским машинам, которые привлекали покупателей, прежде всего, своей дешевизной. Однако в связи с серьезным удорожанием за последнее время большинство из них уже сложно отнести к бюджетному ценовому сегменту. «В то же время потребители стали более избирательны и уже наперед продумывают, где и как будут обслуживать свой автомобиль. А китайским брендам еще есть куда расти в плане предоставления сервиса, и у них не всегда хорошо выстроена система качественного обслуживания и поставок запчастей. К тому же нужно учитывать, что отечественный АВТОВАЗ стал более конкурентоспособным и вывел на рынок обширную модельную линейку, которая вполне удовлетворяет спрос на доступные автомобили. Разумеется, это отражается на позициях китайских производителей в нашей стране», – рассуждает Михаил Смолянов.

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, еще одним фактором, который сыграл против «китайцев» в России, стал рост продаж автомобилей с пробегом. Кроме того, многие китайские модели прошли рестайлинг, став технологичнее, но и дороже. «Конечно, это повышает комфорт и безопасность автомобилей, однако снижает их ремонтопригодность в условиях российской глубинки», – отмечает эксперт.


Говоря о квартальных итогах продаж машин из КНР, нужно учитывать высокую базу прошлого года, когда дилеры распродавали со скидками остатки автомобилей 2015-го, а то и 2014 года выпуска. Во второй половине года, напомним, многие из них остались с пустыми складами, поскольку из-за низкого спроса новые поставки постоянно откладывались и были возобновлены либо в самом конце 2016-го, либо уже в начале нынешнего года. Тем не менее это не помогло подстегнуть реализацию «китаемобилей», даже несмотря на появление в России новинок.

Долгожданные новинки

Так, самый продаваемый китайский бренд – Lifan – закончил первый квартал 2017 года 9-процентым падением, хотя в конце прошлого года привез к нам новое поколение седана Solano, а также рестайлинговый кроссовер X60. Полностью изменила свою линейку в РФ и Chery, выведя на рынок обновленные Tiggo 5 и Tiggo 3, а с апреля – и абсолютно новый паркетник Tiggo 2. Однако сделав ставку на сегмент SUV, компания прекратила продажи в России всех своих легковых автомобилей. Разумеется, это не могло не сказаться на общих объемах реализации Chery, которые по итогам января-марта ушли в минус на 22%. Еще один представитель «большой китайской тройки» – Geely – отстал от себя же прошлогоднего аж на 72%, притом что и эта марка не обошлась без новинки, представив флагманский седан Emgrand GT. Наибольшие же потери понес Brilliance, чьи продажи фактически сошли на нет, упав на 89%.

Продажи китайских автомобилей в России за I квартал 2017 г. (данные АЕБ)

Марка Кол-во, шт. Изм., %
Lifan 3307 -9
Chery 1044 -22
Geely 510 -72
Changan 319 73
Zotye 151 1273
DFM 145 -57
FAW 69 -68
Brilliance 42 -89
BAW 28 -43
Foton 18 350
Всего 5633 -30,6

Как рассказали «За рулем.РФ» в пресс-службе «Бриллианс Мотор», на данный момент дилеры распродают автомобили, которые были произведены еще в 2015 году. В результате запасы моделей Brilliance Н530 и Н230 уже практически подошли к концу, а кроссовер Brilliance V5 остался без наиболее ходовой базовой комплектации. Из-за требований по оснащению автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС было принято решение завершить продажи модели Brilliance Н230, а производство обновленного кроссовера Brilliance V5 с турбированным 1,5-литровым двигателем сдвинулось почти на год – он ожидается в продаже этим летом. Кроме того, компактный кроссовер Brilliance V3 так и не добрался до российского рынка, и теперь в компании обсуждают возможность поставок обновленной версии этой модели, которая недавно была представлена в Китае.

Кстати, есть в китайской когорте и «положительные персонажи», избежавшие падения реализации. Впрочем, многократный рост у Zotye и Foton обусловлен исключительно эффектом низкой базы, поскольку обе марки вышли на российский рынок легковых машин лишь прошлой весной и в количественном выражении их продажи до сих пор невелики. А вот относительно «скромная» прибавка на 73% у Changan оказалась более чем заслуженной – с локализацией производства кроссовера CS35 спрос на него уверенно идет вверх.

«Чем мы хуже корейцев?»

В целом падение спроса на китайские автомобили вызвано, прежде всего, повышением их стоимости, которая зачастую приближается к ценникам на популярные иномарки из Европы и Кореи. Как показывает статистика, производители из Поднебесной стали одними из лидеров по росту средневзвешенных цен, чему отчасти способствует появление новых моделей и смещение спроса в сторону более дорогих внедорожников. Согласно данным агентства «Автостат», рекордсменом по этому показателю является Geely, чей средний ценник за последний год вырос на 52%, до 828,6 тыс. руб. Однако более высокую средневзвешенную стоимость имеет Chery – 854,1 тыс. руб., что на 34% больше по сравнению с прошлым годом. Автомобили марки Lifan стали дороже на 17% и стоят в среднем 694 тыс. руб. А вот цены на Brilliance за год практически не изменились и составляют 719,8 тыс. руб. (+3%). Самой же доступной китайской маркой остается DFM с показателем 665,9 тыс. рублей (+9%). По словам директора по маркетингу «Дунфэн Мотор Рус» Елены Рашевской, компания намерена удерживать свои цены на конкурентоспособном уровне и в дальнейшем, хотя во многом ценовая политика зависит от курса рубля, поскольку автомобили DFM импортируются в нашу страну из Китая и имеют себестоимость в валюте. 

Как говорит независимый эксперт по китайскому автопрому Евгений Межов, практически все производители из Поднебесной сдерживали цены на свои модели и торговали на грани рентабельности или в убыток, что глубоко противоречит китайской бизнес-модели. Вероятно, штаб-квартирам китайских компаний это надоело, и они перестали прислушиваться к мольбам российских дистрибьюторов, потребовав увеличить розничные цены. Очевидно, что конкурентоспособность «китайцев» от этого значительно пострадала, так что пока непонятно, чем они смогут привлечь российского потребителя в будущем.

Для сравнения, в целом средневзвешенные цены на российском авторынке по итогам первого квартала 2017 года выросли на 3,5%, достигнув 1 млн 344 тыс. руб. При этом для российских брендов этот показатель составил 584,4 тыс. руб. (+7%), для иномарок – 1 млн 549 тысяч (+4%). 

По мнению гендиректора Carmart Вадима Арустамяна, пока реакция китайских производителей на изменяющиеся условия российской экономики не столь быстрая, как у других марок. Поэтому в ценовые изменения закладываются большие риски, чем есть на самом деле. В течение ближайших двух лет ситуация стабилизируется, и китайские автомобили станут более конкурентоспособными.

А вот член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов, напротив, считает, что на этапе восстановления российского авторынка нужно ожидать дальнейшего снижения доли китайских марок. «Производители из Поднебесной не считают себя отстающими по сравнению с хотя бы «корейцами» и стараются конкурировать с ними в более высоком ценовом сегменте, не довольствуясь ролью «младшего брата». Постепенно некоторые китайские бренды действительно освоят новую для себя нишу, но их путь будет долгим и мучительным», – рассуждает он.

Роскошь по-китайски


Действительно, на российском рынке появляется все больше китайских внедорожников, стоимость которых переваливает за миллион. Так, новый Chery Tiggo 5 только в базе предлагается за 972,9 тыс. рублей, а в более дорогих комплектациях его ценник будет уже семизначным (в топовой версии – 1,18 млн руб.). За среднеразмерный кроссовер FAW Besturn X80 в средней комплектации дилеры просят 1,15 млн руб. Рамный внедорожник Foton Sauvana, чьи продажи стартуют в этом месяце, оценен от 1,7 млн до 1,9 млн рублей в зависимости от оснащения. По словам гендиректора представительства «Фотон Мотор» в России Лю Шэнчао, во второй половине года у российских дилеров эта новинка появится также с дизельным двигателем.

Цены на модели Haval, премиального суббренда Great Wall, и вовсе достигают 2,3 миллиона – столько стоит рамный полноприводник H9, который, кстати, тоже до конца года получит дизельную версию. «Как правило, за аналогичную цену у европейских, японских конкурентов клиент получает базовую, практически пустую комплектацию. А в автомобилях Haval он найдет большое количество опций, современных технологий, качество исполнения, высокий уровень безопасности и комфорт», – заявил «За рулем.РФ» гендиректор «Хавейл Мотор Рус» Коу Сюйгуан.


Более того, в последнее время китайские автопроизводители начали осваивать в России новый для себя сегмент бизнес-седанов. Первопроходцем стала марка Geely со своей моделью Emgrand GT, появившейся в продаже с февраля этого года. Стоимость новинки начинается от 1,39 млн рублей, а в топовой версии цена «китайца» достигает 1,74 миллиона — за эти деньги можно купить такие модели, как Skoda Superb, Kia Optima, Mazda6 и даже Toyota Camry, причем не в самых плохих комплектациях.

Убийцы Camry?

«Geely Emgrand GT, появившийся после удачного, на мой взгляд, переосмысления Volvo S80, действительно может составить конкуренцию той же Camry. Но печальный опыт Hyundai с попыткой покорения еще более высокого витка сегмента бизнес-класса подсказывает, что Geely подстерегают не меньшие, а то и большие проблемы. Хотя бы потому, что в отличие от корейцев дисконтировать они не собираются. В этом сегменте большую роль играет статус, а у китайцев его пока нет. И самое печальное, что они об этом не знают, а слушать никого не хотят», – сетует Сергей Климов.

В начале лета в сегменте бизнес-седанов должен появиться еще один игрок из Поднебесной – Lifan 820. Как обещают в компании, предварительная стоимость новинки не превысит миллиона рублей. Таким образом, флагманский Lifan может получить более конкурентоспособную цену, чем тот же Emgrand GT.


Китайские производители стараются ускорять свое развитие в России, поэтому выводят на рынок, в том числе, автомобили из бизнес-сегмента, констатирует Вадим Арустамян. По его словам, это можно отнести к эксперименту, к изучению аудитории, и такая практика является нормальной для освоения новых рынков.

«Желание иметь в производственной линейке бизнес-седан не связано с экономической целесообразностью. Это, скорее, имиджевый момент, который для китайских автопроизводителей крайне значим. Седан бизнес-класса должен подчеркивать личность, влиятельность и общее позиционирование владельца в обществе – как малиновый пиджак и золотая цепочка на шее в нашем недавнем прошлом. Исходя из этого, китайские бизнес-седаны вряд ли будут у нас востребованы», – резюмирует Евгений Межов.

Фото: компании-производители

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
04.05.2017
Поделиться: