Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Легенды не умирают: Нива и ее самые необычные модификации

Ровно сорок лет спустя после запуска культового ВАЗ-2121 в серийное производство у нашей редакции припарковались Лада 4×4, Нива 1983 года выпуска и несколько их ближайших родственников. Что приобрела и чего лишилась легендарная модель?
Полная версия


Для меня Нива – культ. Один из лучших автомобилей нашей страны (если не лучший). Ее я полюбил еще в детстве. Помню, отец дачного друга купил васильковый ВАЗ‑2121 1986 года. Я не мог налюбоваться им и мечтал посидеть за рулем. Вскоре в моем собственном гараже-коллекции появилась моделька Нивы. Разумеется, цвет тоже выбрал синий – как у соседа!

К тому моменту Нива уже стала культовой в СССР и за его пределами. А началось всё 5 апреля 1977 года, когда в семье Жигулей случилось пополнение. Новая модель разительно отличалась от старших сестер, хотя фамильные черты определенно просматривались. Новенькой дали имя Нива и даже не подозревали, какое будущее ее ждет. Ничего подобного мир еще не видел: постоянный полный привод и легковой несущий кузов. Предтеча компактных кроссоверов!

Дизайн оказался прорывным – во всяком случае, для советских автомобильных стилистов. В отличие от Жигулей, тяготевших к итальянской моде, Нива и внешностью, и характером была нашей, советской «девушкой» – с миленькой мордашкой и наивно приподнятыми бровками-надфарниками. Она не боялась грязной работы. Делала ее не хуже грубоватого вояки УАЗ‑469. На бездорожье не уступала брутальным «мужикам-иностранцам», среди которых выделялись Defender и Land Cruiser. При этом на асфальте демонстрировала прямо-таки нежность к водителю – во всяком случае, на фоне неотесанных вездеходов того времени.

Формула сработала: тольяттинская простушка влюбила в себя массу людей. И не только у нас: более полумиллиона машин ушло за границу – четверть общего объема выпуска!

Годы шли, Нива потихоньку устаревала. Но она – как хороший фильм или песня, любовь к которым не уходит, а лишь усиливается. Легенды не умирают. И вот ровно спустя сорок лет после запуска в серийное производство у нашей редакции припарковалась Лада 4×4 – пафосный Range Rover и надменный Jaguar безропотно потеснились, а Volkswagen Polo и Hyundai Solaris словно вжались в асфальт.

Оставим формулу 4×4 в названии свидетельству о регистрации. Для нас с вами она всё равно Нива.

Загадочная история

История Нивы напоминает персонажа Бенджамина Баттона. Через сорок лет она стала чуточку моложе. Чтобы прочувствовать весь ее жизненный путь, нужно найти оригинальный автомобиль.

К нам на тест приехала охристая Нива 1983 года выпуска. Ее хозяин Денис – насто­ящий фанат. Запал на машину сразу же, купил и постепенно приводит ее в первозданный вид. Дело почти завершено. В образе не хватает лишь хромированных молдингов на порогах да оригинальных «зубастых» шин ВлИ‑5. Хороша! Глаз радует оригинальный декор вроде хромированной окантовки решетки радиатора или фирменной ладьи на рубиновом фоне.


Нынешняя Лада 4×4 выглядит иначе. Она надела массивную хипстерскую оправу на фары, покрасилась в модный цвет – металлик «кориандр». Уже нет ни форточек в дверях, ни хрома. И ручки дверей почернели. Стало ли хуже? Оба варианта смотрятся интересно, ибо дизайн Нивы – маленький шедевр.

А вот интерьер оригинальной Нивы явно харизматичнее. Посмотрите на эти жигулевские приборы в бездонных колодцах. Огромные лампы индикации блокировки дифференциала и уровня тормозной жидкости, плетенка на руле и набалдашник рычага коробки передач с розочкой отправляют в путешествие во времени. Инстинктивно перекладываю ключ в левую руку и безошибочно нахожу замок зажигания. Рука по привычке качает длиннющий рычаг – надо же убедиться, что коробка в «нейтрали». Я уже не я, а тот мальчишка, который исследовал вдоль и поперек соседскую синюю Ниву!


В новой машине нет того ностальгического настроения. Голый металл салона с годами оброс пластиком. Появились новые сиденья от «восьмерки» и относительно современные приборы от «десятки». Но посадка! Она про­ткнула десятилетия и осталась катастрофически неудобной. Как ни выставляй сиденья, ноги согнуты, а руки вытянуты. Правая рука у водителя Нивы в идеале должна быть длиннее левой – чтобы третью передачу включать. А эти маркированные красным и синим ползунки отопителя – они всё те же! Передвинешь один, за ним потянутся и остальные. Зато сколько современных атрибутов появилось с годами: обогрев сидений, электростеклоподъемники, кондиционер! И не беда, что кнопка включения кондици­онера спряталась где-то внизу, а регулировка интенсивности его работы – справа от руля. Главное, что «холодильник» есть и работает. В жару его эффективности вполне хватает на небольшой салончик.


Крылья и ноги

Под лаком кузова тоже шла эволюция. Динамических возможностей это коснулось в меньшей степени. С годами Нива обрела пятую передачу в коробке, рабочий объем мотора увеличился на сто кубиков, появились распределенный впрыск и электронная педаль газа. Нива прибавила десять километров максималки и восемь лошадиных силенок. Но мощности не хватало и сорок лет назад, а теперь и подавно. «Подкрутить» мотор несложно, но тут же придется взяться и за всё остальное – мосты, коробку, раздатку. Перетряхнешь полмашины – и цена подскочит так, что ее не будут брать.


Потому даже нынешняя Лада 4×4 берет большинство препятствий ходом. Внатяг ей месить грязь тяжело. Зато можно шпарить не только по бездорожью, но и по изрядно разбитой дороге. Конечно, и оригинальная Нива убитых дорог не боялась и регулярно доказывала это в профессиональном спорте, едва появившись на свет. Причем ее потенциал быстро оценили не только у нас. Участие в супермарафоне «Дакар» 1981 года закончилось на подиуме, почти одновременно машина победила в Ралли Туниса и Ралли Фараонов. Через год Нива взяла серебро на «Дакаре», а подиум Ралли Фараонов того года был просто оккупирован Ладами.



И всё же родная Нива заметно «козлит» на крупных ухабах – то подбросит вверх, то заставит сморщиться от пробоя подвески. Современная Лада 4×4 благороднее, хотя тоже скачет резиновым мячиком. Пробой подвески? Никогда. Она скорее оторвется от земли.

Подтянулась машина и в рулежных дисциплинах. Конечно, с высокопрофильными шинами и зависимой задней подвеской она не сможет тягаться в отточенности реакций с современными кроссоверами. Зато проста, понятна и стабильна на прямой, чего сорок лет назад так не хватало. Нива требовала регулярного подруливания, а Лада 4×4 – если только чуточку, причем это можно списать на те же шины и большой руль.

Кстати, какого черта у машины до сих пор огромная баранка? Ведь давно усилитель есть!

В чем Нива заметно прибавила, так это в тормозах. Денис ради интереса проехал на новой машине, и первые несколько торможений – «в пол»! Понимаю. Когда я пересел в старую Ниву, давил на педаль изо всех сил, чтобы добиться интенсивного замедления.

Эволюция Нивы сопровождалась не только «ездовым воспитанием». Уникальная для своего времени платформа с постоянным полным приводом породила огромное количество модификаций. Помните удлиненную на 500 мм версию Тайга ВАЗ‑2129? А длиннобазную Фору ВАЗ‑21218 с увеличенными боковыми дверями?

Самый известный отпрыск – Нива второго поколения с индексом ВАЗ‑2123. Наследница оказалась настолько сырой, что спасти ее можно было только серьезной переделкой всего и вся. Чем и занялось совместное предприятие GM-АВТОВАЗ. Тогда же, а было это при Владимире Каданникове, американцам отписали все права на торговую марку «Нива» – и ВАЗ‑2123 переименовали в Chevrolet Niva. Теперь «шнива» даже популярнее Лады 4×4. И это правильно: дети должны быть лучше родителей.

А что осталось нам – тем, кто любит и помнит самую первую Ниву? Только память. И множество машин, которые до сих пор колесят по всему миру. Собрать все серийные и штучные автомобили, созданные на шасси Нивы, невозможно. Мы расскажем о нескольких интересных экземплярах, каждый из которых стал в какой-то мере олицетворением своего времени.




Латинские мотивы

Глядя на ярко-желтую открытую Бору, трудно поверить в ее родство с Нивой. Но знакомые колёса и частокол рычагов трансмиссии между передними сиденьями выдают родную кровь. На нивовское шасси поставили пространственную раму с навесными панелями из пластика. Бора стала символом России начала девяностых. Железный занавес пал, мы со всеми дружим. Вот и решили разработать проект открытого автомобиля для южноамериканских фермеров.


Опытный образец предстал во всей красе на выставке в Лондоне. Латиноамериканские землевладельцы им не заинтересовались, а вот арабские шейхи – очень даже. Проект быстренько переориентировали на новый регион. Первый собранный образец прошел показательные испытания в ОАЭ и произвел фурор. Легкий внедорожник с открытым кузовом и постоянным полным приводом отлично переваривал песчаные дюны (успехи на «Дакаре» были неслучайны). Но, как это часто было в те времена, проект быстро заглох. Успели построить только два экземпляра. Первый так и остался где-то в песках Арабских Эмиратов, а второй осел в России. Долгое время о нем ничего не было слышно, но десять лет назад он всплыл и попал в очень хорошие руки. Его нынешний владелец, москвич Никита Усачев, делает всё, чтобы вернуть автомобилю первозданный вид.

За много лет скитаний Бора обросла каркасом, мотором со впрыском топлива и перекрасилась в зеленый цвет. Но постепенно ей возвращают оригинальный вид – сейчас машина стоит в музее на Рогожском Валу. Регистрации у Боры нет, потому выезжать на дороги общего пользования ей нельзя. Но даже короткие заезды на закрытых территориях дарят порцию эндорфинов.


Благодаря облегченному кузову Бора легче срывается с места. Посадка за рулем нивовская, лишь перед пассажиром появилась металлическая рукоятка. Если за нее не держаться, можно запросто выпасть из машины – ремней и дверей-то нет. Свобода и ветер в голове! В машине с аэродинамикой кирпича ветер беспардонно гуляет по всему салону. Но в этом есть особый кайф. Даже подсекающая выпускная система не способна стереть улыбку с лица, а лишь добавляет эмоций. Непонятно, зачем тут стоят наружные зеркала. Куда проще крутить головой.

Зря отказались от проекта, зря! Неплохая была бы альтернатива квадроциклам.

Дитя компромиссов

А вот и самая популярная модификация Нивы – пятидверный ВАЗ‑2131 Кедр. Позже индекс упразднили и стали именовать машину просто Лада 4×4 5D. Именно такая машина цвета «кориандр» сегодня с нами.

Пятидверку создали по обходным технологиям. Она должна была стать временным решением на период, пока не подоспеет Нива второго поколения. Поэтому сомнительные решения не смущали. Горб на крыше? Зато пять дверей!


Длинный кузов не вписывался в габариты основного конвейера, поэтому «три­дцать первую» прописали на сборочной нитке Опытно-промышленного производства. Ведь как рассуждали? Пару лет, дескать, перебьемся, а там и новую Ниву запустим. Сегодня-то мы знаем, что второе поколение Нивы сильно задержалось, а потом и вовсе отошло к СП GM-АВТОВАЗ. Так пятидверка и засела на долгие годы в ОПП.

Вместимость машины – на зависть владельцам трехдверок. Сзади можно сидеть втроем даже в дальних поездках. И багажник прибавил в объеме. Топливный бак увеличили с 42 до 65 литров. Ведь скромный запас хода – один из самых серьезных недочетов трехдверной Нивы.


Возросшая масса непременно сказалась бы на динамике, потому на машину поставили новый 1,8‑литровый мотор ВАЗ‑2130. Помогло, но лишь отчасти…

На длинную версию есть спрос и сегодня. Chevrolet Niva не всем по карману, а трехдверка мала. Долгие мучения в тесном ОПП были вознаграждены: пятидверку перевели на главный конвейер. Недавно она даже приобрела модное «платье» Урбан – по примеру короткой Лады. А горбик на крыше остался напоминанием о «компромиссном» проектировании.

Разница в поведении с обычной Нивой чувствуется моментально. Карбюраторный 1,8‑литровый двигатель ушел в прошлое, и сейчас у пятидверки такой же мотор, как у трехдверной машины. Мощность та же, но разгоняется пятидверка тяжелее. И маневрировать сложнее – словно на микроавтобусе едешь. Радиус разворота огромен. Зато на прямой – сама стабильность: ни боковой ветер, ни колеи не сбивают с курса.

Надежды не оправдались

Надежда – из поколения MTV. Тогда мы не боялись смешивать несмешиваемое. Вот и родилась на свет Надежда – полноприводный семиместный минивэн. И не просто полноприводный, а настоящий вездеход: шасси-то нивовское!



Когда я впервые увидел Надежду на страницах журнала «За рулем», восторгу не было предела. И помню, какое разочарование меня ждало, когда рассмотрел ее живьем – гудящая и грохочущая поделка, еле плетущаяся по трассе.

Роскошную идею убило исполнение. Как и многие проекты того времени, лепили из того, что было. Потому первые машины были «четырехглазыми» – оптику взяли от Жигулей. А задние фонари – от Оки. Позже мордочку облагородили фарами от «десятки». Стало лучше. Но в салоне сохранился винегрет обходных технологий: руль, сиденья и приборы – от «десятки», блок отопителя и средние дефлекторы – от Самары‑2, боковые дефлекторы и вовсе от «пятерки».

Стоило ли городить в салоне три ряда? Не уверен. Если в среднем ряду еще можно усесться, то в третьем мéста нет совсем. При этом и от багажника остается пшик.

Еще хуже то, что сзади категорически не хватает свежего воздуха. Ведь стёкла, кроме передних, не опускаются. Потому владелец тестовой Надежды сделал в крыше два люка и приладил вентиляторы, работающие на вытяжку. Нашего человека голыми руками не возьмешь!


Едет Надежда не лучше, чем смотрится. Возможностей вышеупомянутого карбюраторного мотора ВАЗ‑2130 объемом 1,8 литра тяжелому минивэну едва хватает. Ускориться на пятой передаче можно лишь с попутным ветром. Надежду с самого рождения оснащали усилителем руля, иначе вращать баранку было бы совсем тяжело. А маневренность – как у пятидверной Нивы, посредственная. Добавить к этому отвратительное качество сборки и комплектующих тех лет, и станет ясен закономерный итог. Карьера «Нади» оказалась короткой. Семь мучительных лет бок о бок с удлиненной Нивой – и ушла в историю. А жаль. Потенциально проект еще интереснее, чем Бора.

Жизнь только начинается


Бессмертные слова из фильма «Москва слезам не верит» как нельзя лучше отражают жизнь Нивы. Сорок лет назад в Тольятти создали великолепную машину. Она не только опередила свое время, но и дала жизнь одному из самых популярных классов автомобилей, которые теперь принято называть кроссоверами. На ее полноприводном шасси создано много проектов и модификаций, привлекательных не только для частников, но и для государственных служб. Некоторые из них выпускают и сейчас, иные продержались на конвейере совсем недолго, а каким-то и вовсе суждено было остаться лишь опытными образцами. Но все эти машины безумно интересны как конструктивно, так и по характеру.

Очень печально, что до юбилея своего детища не дожил Петр Михайлович Прусов. Но человек жив, пока жива память о нем. А Петр Михайлович оставил нам грандиозное наследие: его машины колесят по всему миру. И покидать нас, слава богу, они не собираются. Нива – она как Rolling Stones и Deep Purple: потеряла эффект новизны, прошла пик популярности, побывала под огнем критики за старомодность. И стала живой легендой.

ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

ВАЗ-2121 НИВА

ЛАДА 4×4

ВАЗ-2120 НАДЕЖДА

ВАЗ БОРА

ЛАДА 4×4 5D

Снаряженная / полная масса

1150 / 1550 кг

1285 / 1610 кг

1400 / 2000 кг

1000 кг / н.д.

1425 / 1850 кг

Время разгона 0–100 км/ч

23 с

17 с

23 с

н.д.

19 с

Максимальная скорость

130 км/ч

142 км/ч

135 км/ч

н.д.

137 км/ч

Топливо / запас топлива

АИ-92 / 42 л

АИ-95 / 50 л

АИ-92 / 70 л

АИ-92 / 42 л

АИ-95 / 65 л

Расход топлива: городской / загородный / смешанный цикл

11,6 / 9,9 / н.д. л / 100 км

12,1 / 8,3 / 9,9 л / 100 км

12,3 / 10,0 / 11,2 л / 100 км

н.д.

12,1 / 8,3 / 9,9 л / 100 км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

бензиновый

бензиновый

бензиновый

бензиновый

Расположение

спереди, продольно

спереди, продольно

спереди, продольно

спереди, продольно

спереди, продольно

Конфигурация / число клапанов

Р4 / 8

Р4 / 8

Р4 / 8

Р4 / 8

Р4 / 8

Рабочий объем

1578 см³

1690 см³

1774 см³

1578 см³

1690 см³

Мощность

55 кВт / 75 л.с.  при 5400 об/мин

61 кВт / 83 л.с.  при 5000 об/мин

58 кВт / 84 л.с.  при 5200 об/мин

55 кВт / 75 л.с.  при 5400 об/мин

61 кВт / 83 л.с.  при 5000 об/мин

Крутящий момент

116 Н·м при 3000 об/мин

129 Н·м при 4000 об/мин

135 Н∙м при 3200 об/мин

116 Н·м при 3000 об/мин

129 Н·м при 4000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

полный

полный

полный

полный

полный

Коробка передач

М4

М5

М5

М4

М5

Передаточные числа:
I / II / III / IV / V / з.х.

3,24 / 1,99 / 1,29 / 1,00 / – / 3,34

3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / 0,82 / 3,53

3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / 0,82 / 3,53

3,24 / 1,99 / 1,29 / 1,00 / – / 3,34

3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / 0,82 / 3,53

Главная передача

4,30

3,90

3,90

4,30

3,90

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди / сзади

многорычажная, пружинная / зависимая, пружинная

многорычажная, пружинная / зависимая, пружинная

многорычажная, пружинная / зависимая, пружинная

многорычажная, пружинная / зависимая, пружинная

многорычажная, пружинная / зависимая, пружинная

Рулевое управление

червяк – ролик

червяк – ролик,
с гидроусилителем

червяк – ролик,
с гидроусилителем

червяк – ролик

червяк – ролик,
с гидроусилителем

Тормоза: спереди / сзади

дисковые / барабанные

дисковые / барабанные

дисковые / барабанные

дисковые / барабанные

дисковые / барабанные

Шины

175/80 R16

185/75 R16

175/80 R16

175/80 R16

185/75 R16


На базе Нивы


НАЗАД В ПРОШЛОЕ

«За рулем», № 3, 4 и 5 за 1977 год

  • Когда Нива появилась на свет, журнал «За рулем» писал о ней очень много. В третьем и четвертом номерах за 1977 год Борис Синельников рассказывал про испытания нового тольяттинского вездехода в материале «ВАЗ-2121: и проходимость, и комфорт». Вот выдержки из нее:

«Девять разноцветных вазовских джипов покинули родной Тольятти. Их экипажи были составлены из лучших водителей-испытателей и производственников, которые внесли наибольший вклад в выполнение пункта социалистического обязательства завода – собрать 50 новых автомобилей к открытию XXV съезда партии.

С большим удовлетворением констатируем: по асфальтированному шоссе ВАЗ-2121 спокойно и уверенно едет со скоростью 110–120 км/ч. Поведение машины и ощущения водителя при этом такие же, как на «Жигулях» при 130–135 км/ч.

Машина по своему поведению, а значит и управляемости, заметно отличается от привычных нам «Жигулей» и «Москвичей». В первую очередь – прохождением поворотов. Помню, как проявилось это качество в полной мере. Мы ехали по довольно широкой песчано-гравийной дороге, которая петляла среди больших холмов. Мы приближались к ВАЗ-2103, который шел на приличной скорости. Его водитель не хотел быть вторым. Прибавив «газ», он резко ушел вперед, но лишь до следующего поворота. Там, чтобы удержаться на дороге, он вынужден был погасить скорость, а я, напротив, крепко держа руль, прибавил и без намека на занос, легко прошел поворот.

Настоящий экзамен на проходимость и способность брать подъемы наши ВАЗы держали в Новосибирске. Самые трудные места, найденные хозяевами, ВАЗы преодолевали так легко, что на пленке могло получиться, будто они идут по ровной ­дороге. Тогда я в шутку предложил мотоциклетную кроссовую трассу, зная, что хуже дороги не бывает. Когда увидел эту трассу, да еще размоченную недавним дождем, решил, что затея проваливается. Из-под колес летели земля и камни, автомобиль рыскал из стороны в сторону, прыгал через ямы, но все же, ни разу не остановившись, выбрался наверх. Это было похоже на цирковой трюк!».


  • В следующем, пятом номере за тот же год вышла статья о начале серийного производства Нивы:

«И вот настал момент, когда о «Ниве-1600» (ВАЗ-2121) можно говорить не как об опытной машине, а как о серийной. Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР приступает к серийному производству новой, шестой по счету модели. Начал действовать новый цех, где идет сборка этих машин. В нынешнем году запланировано изготовить 15 тысяч, а в конце пятилетки – довести годовой выпуск до 50 тысяч».

«За рулем», № 8 за 1995 год,  № 6 за 1998‑й и № 7 за 1999 год

  • В девяностых наш журнал частенько писал о машинах на базе Нивы, которых было немало.

В 1995 году в восьмом номере «За рулем» вышел первый материал о пятидверной Ниве ВАЗ‑2131:

«Внешне «тридцать первая» выглядит более пропорциональной, чем ее трехдверная предшественница ВАЗ‑2129, слегка похожая на автобус в миниатюре. Задние двери разбили монотонность длинных боковин кузова. Над формой этих дверей работала тольяттинская студия «Мастер-Дизайн», она же занималась навесными панелями. Несложное, на первый взгляд, действие – поставить еще пару дверей – потребовало основательной переработки силовых элементов кузова. Это выполнили специалисты Научно-технического центра ВАЗа».

В 1998 году на обложке шестого номера ­появилась новая Нива ВАЗ‑2123:

«Пока перед нами прототип. Серийное производство внесет мелкие изменения в облик «Нивы» нового поколения, но, вероятно, не очень существенные. В этом году завершаются испытательные и доводочные работы, а в следующем в ОПП – опытно-промышленном производстве – начнется выпуск «двадцать третьей». В 2000 году планируется начать серийное производство на заводском конвейере, при том что до 2001 года сборка будет идти параллельно и в ОПП. Такая система запуска в производство новой машины экономичнее традиционной».

  • Нива второго поколения добралась до выпуска в ОПП лишь в 2001 году. А серийная сборка началась уже после подписания контракта с GM, в специально построенном корпусе. Тогда же американскому концерну перешли права на бренд «Нива» – машина получила имя Chevrolet Niva. Через год, в 1999‑м, на обложке седьмого номера «За рулем» появилась еще одна тольяттинская новинка на базе Нивы – минивэн Надежда: 
«Почти вся ходовая часть взята от длинной «Нивы» ВАЗ‑2131. Исключение – более жесткие пружины подвески и «тугие» амортизаторы (ведь мини-вэн значительнее тяжелее). А еще – импортный усилитель руля. Вещь хоть и дорогая, но здесь совершенно необходимая. Шума меньше, чем в «Ниве», – и все же полноприводная трансмиссия с подвывающей раздаткой не дает о себе забыть. Зато благодаря такой схеме мини-вэн уверенно едет по любой дороге – сухой, мокрой, заснеженной или обледенелой. И даже по проселку (если водитель не забудет, что бамперы хрупки и расположены невысоко)».

Редакция благодарит Дениса Егорова, Никиту Усачева, Алексея Овсянникова и Эмиля Юдича за предоставленные автомобили. А также Музей московского транспорта за помощь в организации съемки.




Подпишитесь на «За рулем» в

Виноградов Александр
05.06.2017
Фото: Садков Георгий
Поделиться: