Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Секретная разработка немцев для СССР — наш самый тяжелый танк

Инженерные школы не рождаются на ровном месте – для проектирования боевых машин нужен опыт. А чтобы приобрести его побыстрее, в СССР не стеснялись пользоваться услугами иностранцев. В том числе и из Германии.
Полная версия

Как построить лучший танк

Весной 1929-го на очередном заседании советского правительства было решено: стране нужен тяжелый танк – или, как их тогда называли, «позиционный». Проблема была только одна: как сам СССР, так и танкостроение в целом были весьма молоды. И конструкторских групп на все направления не хватало – все занимались легкими и средними танками.

В итоге пришлось привлечь разработчиков из-за рубежа. Ни чем-то новым, ни чем-то удивительным такая практика не была – немцы к тому времени уже делали для Союза колесно-гусеничные танки, танкетки, консультировали наших инженеров. Учтите, что до прихода Гитлера к власти оставались еще годы, в демократической Германии были сильны позиции левых сил, и сотрудничество с немцами казалось хорошим выходом. Отличным вариантом выглядел и конструктор Эдвард Гротте – в его группе были социалисты, а сам он сочувствовал левым идеям.

Чтобы извлечь из группы Гротте нечто полезное вне зависимости от результатов проекта, в нее активно вливали своих инженеров – молодых, но перспективных. Чтобы получали опыт и когда-нибудь смогли создать что-то свое, оригинальное.


Главное орудие

Тяжелый танк должен был стать лучшим и самым грозным оружием – поэтому на нововведения команда Гротте не скупилась.

Предполагалось задействовать 76-мм орудие А-19 – танковую пушку, сделанную на основе русской зенитки времен Первой мировой. На начало 30-х это было одно из мощнейших орудий в своем классе.

Этим дело не ограничивалось – над основной башней имелась еще небольшая башенка, где находилась 37-мм пушка. Основной «фишкой» было расположение, позволяющее удобно стрелять по самолетам противника – танк, в какой-то степени, должен был стать универсальным. Кроме этого, творение Гротте имело 5 пулеметов.

Отличала танк и новаторская подвеска, наделявшая его чрезвычайно плавным для своего времени ходом. Это было нужно не только для комфорта экипажа, но и непосредственно для боя – вести огонь в движении на таком танке было куда результативнее.


Кроме того, решили перейти от клепаной брони на полностью сварную – это сильно увеличивало ее прочность. Ну и не забыли всякие, на первый взгляд, мелочи вроде трансмиссии, позволявшей двигаться назад с той же скоростью, что и вперед. Это давало возможность быстро отступить в сложной тактической ситуации, не подставляя противнику тонкую заднюю броню.

Первые испытания

Казалось бы, одни плюсы. Но и минусов оказалось немало.

Для начала – при изготовлении образца для испытаний, которые стартовали летом 1931 года, его собрали с огрехами. Ничего критичного, но основная башня не вращалась, причем исправить этот дефект быстро и своими силами не получалось. В итоге отправили танк на испытания в таком виде, с обещанием довести его как-нибудь потом.

Подвел и уникальный двигатель Гротте – сделать его работоспособным в нужное время так и не удалось, и на танк пришлось временно поставить первое, что попалось под руку и более-менее подходило – авиамотор М-6. Но за все требовалось платить – М-6 был габаритнее и тяжелее, чем «красивая», но неработающая конструкция Гротте.

Пришлось «ужиматься», переделывать трансмиссию, которая и так не отличалась надежностью. Та же проблема была и у подвески. Пусть она наделяла танк завидной плавностью хода – в бою важно не только метко попадать, но и не ломаться в процессе. Да и та самая плавность негативно компенсировалась посредственной эргономикой – внутри танка было тесно и неудобно.

Но главный гвоздь в крышку гроба танка Гротте забивала гигантская цена – полтора миллиона рублей даже после многократных попыток удешевить машину. На эти деньги можно было построить 25 танков БТ – понятное дело, что тяжелый танк машина дорогая, но ведь не настолько!..

Поэтому по итогам испытаний было принято решение перевести танк в разряд экспериментальных, а самому Гротте сказать большое спасибо, произвести окончательный расчет и отправить немца обратно в Германию.


Засекретить экспериментальный образец

Сам танк поначалу хотели использовать на парадах, но потом решили лишний раз его не «светить». Во-первых, из соображений секретности – при всех недостатках машина обладала рядом интересных решений. А во-вторых, чтобы одинокий танк не смущал наблюдателей, вызывая закономерные вопросы, где же второй, третий, и так далее: «Что же вы у себя в Советском Союзе тяжелый танк не потянули?».

Поэтому машину отправили в академию бронетанковых войск, знакомить слушателей с несостоявшимся и небезупречным хайтеком. Заодно используя моторесурс танка для обучения людей.

Попытки реанимации

Просто выкинуть все наработки по такому красавцу было жалко. Поэтому под руководством конструктора Асафова попытались довести многообещающую, но сложную машину до ума. Причем разными путями. Пробовали упрощать ходовую и трансмиссию. «Резать» вооружение, уменьшая количество пулеметов. Уменьшать количество башен, утрамбовывая вспомогательное орудие в основную башню.

Не все работы шли в сторону упрощения – где-то инженеры пытались, наоборот, «добавить хайтека». Например, использовать герметичность корпуса против отравляющих газов, добавив в танк вентиляцию с нужными фильтрами. Но все было зря, и вот почему.

Пока одна конструкторская группа пыталась доработать творение сумрачного тевтонского гения, другая сделала намного лучше. Возглавлял ее инженер Барыков – один из тех «молодых специалистов», что помогал Гротте создавать его машину. Необходимый опыт был набран, и коллектив Барыкова выдал свое видение тяжелого танка. Так и родился «сухопутный линкор» тридцатых годов – пятибашенный монстр Т-35.


А танк Гротте свою задачу наработки конструкторского опыта выполнил. И очень скоро стал никому не интересен.

  • Лучшие танки XX века мы собрали тут.


Подпишитесь на «За рулем» в

Тимур Шерзад
08.12.2019
Поделиться: