Где сэкономить?ДачаПутешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Аккумуляторы до 5000 рублей можно брать? Проверили!

Эксперты «За рулем» изучили 9 самых дешевых АКБ для Лады Гранты
Полная версия

Жизненные ситуации бывают разными. Приобретая аккумуляторную батарею (АКБ), одни стараются найти самый достойный и дорогой вариант, надеясь забыть о проблеме хотя бы лет на пять. Но возможен и другой подход: мол, машинка у меня простенькая, а батареи всё равно слеплены из одного теста. Поэтому есть смысл взять самую дешевую – сколько прослужит, столько и прослужит.

Что же, проверим. Сегодня выбираем простейшую батарею для Гранты по минимальной цене.

Напомним, что батарея нужна с «прямой полярностью». У таких в обозначении должна быть латинская буква L – например, 6СТ‑60L. Такие же аккумуляторы подходят и на все легковые автомобили малого класса отечественного производства, появившиеся до прихода моделей на французской платформе В0. К ним относятся и заднеприводные, и полноприводные, и почти все переднеприводные автомобили ВАЗ. Габариты – не более 242×175×190 мм.

Предельные стартерные токи мы уточнили на АВТОВАЗе – там напомнили, что при нормальной работе стартера потребление составляет около 300 А. Это среднее значение, зависящее от наружной температуры, вязкости моторного масла и прочих факторов.

Приобретая батареи для эксперимента, мы выбирали самые дешевые, какие только были на момент покупки. Удивленные продавцы пару раз предупреждали нас: не берите такое барахло! Но мы скупили всё, что стоило меньше 5000 рублей: таких АКБ на момент покупки в столичных магазинах набралось девять.

Знакомство

Как обычно и случается, ни одна из батарей не была заряжена полностью. Конечно, перед проверкой мы все АКБ подзарядили – и вы после приобретения обязательно сделайте то же самое. Единственное исключение возможно для тех, кто на новой батарее сразу собирается в длительную поездку по быстрым дорогам: за время пути она «подпитается».

Второе испытание – наше привычное: определяем массу батарей. Эта простейшая проверка уже не первый год позволяет нам заранее угадывать аутсайдеров теста. Разброс при взвешивании оказался солидным – от 12,94 кг у Black Ice до 14,40 кг у FB. Почти полтора килограмма разницы!

О чем говорит масса? В первую очередь – о количестве свинцовых пластин в корпусе батареи. Любой школьник знает, что для появления напряжения на ее клеммах достаточно всего одной пары пластин-электродов. Однако энергоемкость такой батареи будет ничтожной. Поэтому в каждую из шести банок-ячеек АКБ загружают по два полублока положительных и отрицательных пластин. Если попытаться сэкономить на их количестве, то такая батарея обязательно проиграет «полноценным» АКБ. Но об этом – чуть позже.

Заряженные батареи мы разместили на 24 часа в морозильной камере при –18 °C. После этого испытали их единым током, подключая к эталонной нагрузке, собранной из двух балластных реостатов РБ‑302 У2.


Величина сопротивления при параллельном подключении составила чуть меньше 0,05 Ом. При этом каждый раз мы оценивали время, в течение которого напряжение на клеммах батареи снижалось до 6,0 В. По итогам замеров определяли фактический заряд каждой из батарей в ампер-часах.

Участники

 

 Примерная цена 3600 ₽
Заявленная масса, не более 16,0 кг
Самая легкая батарея в нашей выборке ­недобрала до заявленной на этикетке массы более 3 кг! Неудивительно, что ее электрические параметры – вторые от конца таблицы. Рекомендовать не можем.

 Примерная цена 4900 ₽
Заявленная масса, не более 16,5 кг
Самая тяжелая батарея из испытанных оказалась одной из лучших в нашей экспресс-проверке. При желании сэкономить – рекомендуем.

 Примерная цена 4200 ₽
Заявленная масса, не более 15,5 кг
Батарея по характеристикам ближе к аутсайдерам, чем к победителям. Рекомендовать не можем.


 Примерная цена 4100 ₽
Заявленная масса, не более 13,8 кг
Победитель наших испытаний оказался тяжелее, чем указано на этикетке, – удивительно. При желании сэкономить – рекомендуем.

 Примерная цена 3900 ₽
Заявленная масса, не более 13,8 кг
Результаты далекие от лучших. Рекомендовать не можем.

 Примерная цена 3300 ₽
Заявленная масса, не более 15,0 кг
Показатели слабые. Рекомендовать не можем.


 Примерная цена 4600 ₽
Заявленная масса, не более н.д.
Единственная батарея в выборке с заявленной емкостью 55, а не 60 А·ч оказалась одной из лучших. Если хочется сэкономить – рекомендуем.

 Примерная цена 4000 ₽
Заявленная масса, не более 14,0 кг
Результаты слабые –  рекомендовать не можем.

 Примерная цена 3300 ₽
Заявленная масса, не более 14,7 кг
Худший результат в нашей выборке. Рекомендовать не можем.




Почти по Эйнштейну

Результаты испытаний относятся только к конкретной выборке АКБ. 

Обращаем внимание на то, что три самые тяжелые батареи – FB, Karhu и Медведь – как по заказу оказались лучшими по запасенной в них энергии. Почти как в знаменитой эйнштейновской формуле E = MC², говорящей об эквивалентности массы и энергии.

Емкость батареи, которую оценивают в ампер-часах, зависит от тока, при которой ее определяют. Обычно емкость высчитывают при токе в 1/20 от заявленной емкости: применительно к батареям на 60 А·ч емкость указывают при токе разряда в 3 А. В этом случае ампер-часов набралось бы побольше, чем при наших 240 А. Но нам было интересно испытать батареи именно в режиме стартерного тока.

Что показало вскрытие

Фирменный зарулевский прием – вскрытие батарей. Для экзекуции мы выбрали Стандарт и FB – батареи с одинаковой заявленной емкостью показали полярные результаты. Почему в Стандарте оказалось в 2,5 раза меньше ампер-часов, чем в FB? Да потому, что в него недоложили свинца, как мы и предполагали с самого начала. Доказательства – на фото: разница видна невооруженным глазом.


Будет ли облегченная батарея работать на автомобиле? Будет, пока на дворе тепло. Но с приходом похолодания и ростом пусковых токов карета быстро превратится в тыкву, как в известной сказке.

Использование АКБ с малым количеством пластин приводит к возрастанию плотности тока на их поверхности. А это сокращает ресурс. Поэтому, если вы собираетесь эксплуатировать машину в дальнейшем, применение облегченных батарей по принципу «и так сойдет» недопустимо. Да и обидно заплатить, к примеру, за килограмм говядины, а получить лишь полкило.

Результаты испытаний бюджетных аккумуляторных батарей

 

Масса в состоянии поставки, кг

Время разряда до 6,0 В единым током при –18 °С, с

Реальный заряд при разрядном токе 240 А, А·ч

Black Ice 6СТ-60L 480 А

12,94

135

9,0

FB 6 СТ-60VL 60 Ah 600 A

14,40

233

15,5

Ginnes 6CТ-60L 60 А·ч 520 А

13,34

175

11,7

Karhu 6СТ-60VL 60 Ah 500 А

14,02

239

15,9

Unikum 6СТ-60VL 60 Ah 500 А

13,88

195

13,0

Автофан 6СТ-60VL 470 А

13,20

181

12,1

Медведь 6СТ-55VLA 55 Ah 535 A

14,14

225

15,0

Подольские аккумуляторы 60 Ah 510 А

13,55

185

12,3

Стандарт 6CТ-60L 60 А·ч 500 А

13,16

93

6,2


Наши советы

  • Помните, что хорошая батарея при прочих равных должна быть тяжелой. При выборе среди равных не стесняйтесь применять безмен: легкую АКБ – в сторону!
  • На многих батареях масса указана, но очень лукаво. Например, на Black Ice написано – масса не более 16 кг. Вроде позаботились о здоровье автолюбителя – чтобы спину не сорвал. При этом на самом деле масса данного образца менее 13 кг. Так что не верьте этим ограничениям «сверху».
  • Никогда не покупайте батарею с заявленной емкостью меньше штатной. А вот лишние ампер-часы никогда не помешают.
  • Не забывайте, что клеммы на «европейках» и «азиатках» различаются как по форме, так и по расположению. Не ошибитесь с полярностью: большинство автомобилей не позволяет разместить АКБ с неродным расположением клемм, потому что длины штатных проводов может не хватить.

И вот действительно хороший способ сэкономить: сдайте старую батарею ­продавцу – он купит ее у вас за 500–700 рублей.

  • Самые громкие экспертизы «За рулем» мы собрали тут.


Подпишитесь на «За рулем» в

Ревин Алексей
Колодочкин Михаил
30.10.2023
Фото: «За рулем»
Поделиться: