Конкурс

КОНКУРС

АВТОКЛУБ

КОНКУРС

РАЗЗУДИСЬ, ПЛЕЧО

Хотя большинство читателей верно ответили на задачу о «Святогоре» с отказавшим стартером (ЗР, 2004, № 6), лучшим мы сочли письмо от Елены УЛЬЯНОВОЙ из Москвы

В сущности, почти 100% писем содержат одно и то же: «Ну это же так просто! Вывешиваем на домкрате одно из ведущих колес, включаем передачу и зажигание, после чего, вращая колесо, заводим мотор. Если машина хорошо отрегулирована, она заведется не хуже, чем с буксира или «с толчка»!

Что тут можно сказать? Идея в целом верная. Но интересно вчитаться в письма, из которых мы и выбирали лучшее. Пуск двигателя «с хода» кое-чем отличается от пуска вывешенным колесом. В первом случае мотор получает возможность хорошенько провентилироваться – иногда заводится и сильно разрегулированный, изношенный и т. п. Вращая вывешенное колесо, соперничать с буксировкой невозможно. Нескольких оборотов не всегда достаточно, чтобы в цилиндры поступила хорошая рабочая смесь, особенно если коленвал вращается медленно. Вывешенное колесо связано с неподвижным через дифференциал: из-за этого коленвал сделает вдвое меньше оборотов, чем было бы на ходу. Не случайно автор задачи подчеркнул, что его мотор хорошо отрегулирован – меньше поле для кривотолков!

Не спешите включать первую передачу! Пуск может не состояться. Дело в том, что на первой провернуть коленвал не каждому по силам. И на второй-то тяжеловато. На деле каждый подберет подходящую передачу сам – сообразно «талантам».

Следующий вопрос – о «подсосе». Многие считают, что перед пуском воздушную заслонку нужно прикрыть. Но зачем, если мотор еще теплый? Или вообще горячий. Ведь маловероятно, что человек, заживо съедаемый комарами и сердитой попутчицей, проторчал в ельнике целый день. А на горячем моторе «подсос» опасен: чуток не угадал – смесь переобогатилась! И тогда попробуй заведи.

И вообще: зачем ее прикрывать, если сказано, что мотор исправен – значит, и холостой ход в порядке. Но лучше перестраховаться, как предлагают читатели: пусть подружка сядет за руль и после пуска мотора выключит передачу, прибавив оборотов. Логично? Вполне, дабы любезного друга, извините, на колесо не намотало.

Так как же крутить колесо? Накачанные ребята предлагают самое простое: вывесил колесо, включил зажигание – и крути руками! Кто в себе не столь уверен, считает, что нужно надеть баллонный ключ на болт колеса и нажимать на него ногой. Это правильно: нога сильнее, рука – дороже. Кстати, по какой траектории полетит ключ, когда мотор резко подхватит? Если исчезнет в зарослях, миновав владельца, то последнему, считайте, повезло.

Видимо, опасаясь подобных событий, некоторые намереваются вращать колесо, засунув ключ в одно из вентиляционных отверстий диска. Правда, рядышком – тормозной суппорт. И если мотор заведется…

Процентов 90 ответивших собираются крутить колесо, создав простейшее приспособление из буксирного троса или упомянутой в задаче рыбацкой сети, свернутой в жгут. Закрепив конец на протекторе, например лейкопластырем из аптечки, наматываем на колесо нашу веревку (максимум в два оборота, что составит уже почти четыре метра) с таким расчетом, чтобы можно было энергично ее потянуть и раскрутить коленвал.

На переднеприводной машине такой способ пуска наиболее удобен. Выверни в сторону колеса – и действуй. Но – не забывая о технике безопасности! В лучшем случае кто-нибудь предупреждает: «Буксирные крюки с веревки снять! На руку не наматывать!» Никого не интересует, что будет, если мотор заведется, а сеть за что-нибудь зацепится. Негоже автомобилистам забывать об Айседоре Дункан...

К тому же нельзя прикладывать к машине большую силу, когда она покачивается на шатком домкрате. Затянем ручник, под порог уложим запасное колесо, подходящую корягу и т. п. Только после этого приступим к пуску.

Некоторые предложения читателей противоречат логике. Зачем, например, снимать колесо, а потом крепить веревку к ступице, на меньшем плече? Один из читателей предложил снять с диска шину и наматывать веревку на обод, как на шкив. Красиво, но сколько сил и времени отнимет! Есть и чрезвычайно экзотические идеи. Так, предлагают… воспользоваться упругостью молодых еловых стволов. Прекрасная мысль, если заранее сообразишь, возле каких сломаться.

Ну а победила в этом туре, как уже случалось, женщина. Пусть не обижаются представители сильной части человечества, но очень многие ответы, хотя они и верны, напоминают формальную отписку, представленную нами в начале статьи. Ответ Елены Ульяновой, блещущий остроумием, – приятное исключение. Приз 6000 руб. она вполне заслужила. Поздравляем!

ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

ЧУДЕСА ОХЛАЖДЕНИЯ

«Не надо было покупать старье!» – ругал себя Георгич. На купленной с рук «семерке» мотор никак не желал прогреваться до рабочей температуры. Георгич снял термостат, и причина беды стала очевидной. Крепко, но, к сожалению, заочно досталось прежнему владельцу-«рационализатору». Особенно когда – уже с новым термостатом – мотор моментально перегрелся! Досталось и производителям негодных термостатов. Дальше, по словам героя, в магазине «приняли брак – и выдали другой», – с этим термостатом мотор тоже перегрелся. Идти в магазин третий раз? К счастью, сосед по стоянке подсказал, в чем дело...

«Ремонт» отнял минут 10, и перегрев больше не беспокоил. А вы бы что подсказали?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 октября 2004 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в