Конкурс

КОНКУРС

АВТОКЛУБ

КОНКУРС

ТРИ ЗОЛОТЫХ КОЛЬЦА

Описанный в задаче каприз коробки передач наиболее полно и остроумно объяснил Алексей Николаев из Уфы. Мы награждаем его премией 6000 руб., а фирма «Нокиан» – комплектом зимних шин «Хаккапелита-4».

Само собой разумеется, ответивших – сотни. Многие до тонкостей знают устройство и работу коробки передач. Мы приятно удивлены! Вопреки досужим разговорам о снижении образовательного уровня, думающих автомобилистов гораздо больше, чем «наездников» за рулем. Хотя двое все же прислали нам не решения задачи (видно, с этим напряженка!), а советы заменить старый автомобиль иномаркой. Понятно, что такие письма читать неинтересно.

Напомним соль задачи. В ней три ключевых момента: первая передача с треском включалась на ходу, но на месте – нормально; во время движения настораживающего шума не было; иногда первая не включалась вовсе.

О чем это говорит? Поблагодарив авторов писем, отсеем те, в которых упоминаются неработающий привод сцепления, выскочившая демпферная пружина ведомого диска, покоробленный диск и тому подобные вещи, которые каждую (!) поездку превратили бы в пытку. Ведь была подсказка: сняв лючок, сцепления не увидишь.

Хозяин, конечно, понимал, что синхронизатор первой передачи не в порядке. Неспроста она легко включалась, только пока автомобиль стоит. Тут синхронизатор не требуется: если выжать сцепление – оба вала, соединяемые скользящей муфтой, неподвижны.

А вот на ходу – плохо. «Двойной выжим» дается не каждому. В теории все красиво и легко. Допустим, надо перейти со второй передачи на первую. Чтобы «вынуть» вторую, предстоит разгрузить трансмиссию, выжав (разъединив) сцепление. Обороты первичного вала увеличим, чтобы они соответствовали движению уже на первой передаче, – раза в полтора. Значит, отпускаем педаль сцепления, прибавив газу. А чтобы первая вошла без сильного скрежета, «отцепим» тяжеленный коленвал с маховиком от ведущей части трансмиссии, оставив только первичный и промежуточный валы коробки и диск сцепления. Значит, вторично выжимаем сцепление! Но обороты ведущей части начнут падать – и тут важно поймать то мгновение, когда первая войдет без скрежета. Навык нужен!

Что же нашел хозяин в недрах коробки передач? Очень многие полагают, что это обломки пружины синхронизатора, один из которых, попадая между торцем скользящей муфты и блокирующим кольцом, мешал включению первой передачи. Действительно, пружины порой ломаются. Но трудно представить, что пружина изредка куда-то «западает», а все остальное время обломки ведут себя тихо. Как правило, с ними в коробке начинается такой «концерт», что здравомыслящий человек дальше не поедет.

Другие авторы видят причину описанного каприза коробки в запредельном износе блокирующего кольца. По их мысли, такое при включении второй передачи заскочит за стопорное кольцо – и при попытке включить первую будет здесь цепляться. Правда, при этом конус блокирующего кольца центрируется по скользящей муфте и вряд ли оно будет клинить так, чтобы рычаг вообще не имел хода. Некоторые идут дальше: «…изношенное блокирующее кольцо проваливается между торцем ступицы муфты синхронизатора и стопорным кольцом»…

Вот это – едва ли! Откроем альбом с изображением коробки. Насколько же должно износиться блокирующее кольцо, чтобы выкинуть подобный фокус! Судя по соотношению диаметров – полностью, в пыль!

Есть и другие идеи – например, поломка блокирующего кольца пополам. Правда, автор не взялся описать дальнейшее поведение обломков: лопнуло – и все!

В коробке передач, как в автомате Калашникова, лишних деталей нет. И вообще деталей минимум. Но если автомобиль сменил нескольких хозяев-«рукодельников» и кто-то успел выкинуть обломки сломанной пружины, одна лишняя деталька останется – это упорная шайба пружины синхронизатора. Лишенная опоры – пружины, она дребезжит и от вибраций изнашивается, перемещаясь по валу все свободнее. Наконец, начнет перекашиваться и иногда клинить, мешая скользящей муфте включать передачу. Когда же машина окажется «носом вверх», шайба от вибраций гарантированно сползет вниз (назад) и первая передача войдет легко.

Все эти нюансы нам прекрасно изложил Алексей Николаев, за что и получит заслуженные награды. Редакция поздравляет его с победой в этом туре конкурса.

ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

ШАЛОВЛИВЫЕ

Да, они – ручонки подвели!

После чистки карбюратора машина отказалась ехать: дергается, чихает... Сняв крышку «Озона», я остолбенел: нет главных воздушных жиклеров! Забыл я о них – и потерял. До автомагазина путь неблизкий! Песни о том, как хорошо в пути без инструмента, – не про меня. В конце концов нашел решение... и поехал! Конечно, пару раз останавливался, регулировал, потом машина пошла лучше. С вами, разумеется, такое не случится! А все же подумайте, что в этой ситуации можно сделать?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 декабря 2004 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номер страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования и ИНН.

Подпишитесь на «За рулем» в