Конкурс

КОНКУРС

Приятно получать такие ответы! Что бы ни говорили о «смене поколений», приведшей к падению технической грамотности в отдельных слоях автолюбителей, все же и сегодня тон в технике задают те, кто видит в физике живую науку. Автор задачи, очень опытный автомобилист, надеялся, что многих заставит помучиться в поисках решения. Действительно, среди ответов есть, скажем так, не бесспорные. Иные сами нуждаются в расшифровке. Такой, например: «Система была неисправна — вот мотор и перегревался…» Но ведь «неисправность системы» заложена в условие каждой задачи — а от вас, дорогие читатели, мы ждем четкого ответа, какая именно система, в каком звене и, главное, по какой причине неисправна. Давайте договоримся: мы имеем дело не с чем-то философски отвлеченным, а с техникой — она не любит недосказанности.

Начнем с очевидного — это отмечено почти во всех письмах: выше скорость — сильней поток, обдувающий радиатор. Эффект растет по закону квадрата скорости. Но и количество теплоты, которое должна отвести система охлаждения, зависит от скорости: максимум лишних килокалорий двигатель должен сбросить при наибольшей мощности. На высшей передаче это означает движение с максимальной скоростью. И тут есть проблема: чтобы скорость возросла вдвое, двигатель должен развить мощность в восемь с лишним раз большую. График ее поднимается круче, чем кубическая парабола (см. ЗР, 1997, № 7). Вот почему некоторые неполадки в охлаждении не проявляются при умеренных нагрузках, но двигатель «кипит» при попытках выйти на максимальную скорость. Чтобы такого не было, системе охлаждения необходим некоторый запас: ведь грязь, паровые пробки и т. п. могут заметно ухудшить теплоотвод.

Но в задаче сказано, что мотор не перегревался при высокой скорости, а вот на затяжном подъеме температура резко возрастала. Придется кое-что вычислить. Для езды со скоростью 35 км/ч по ровному шоссе «девятке» весом 1400 кг требуется около 3 л. с. О перегреве не может быть и речи. А попробуем-ка взобраться на упомянутый в задаче длинный подъем. Угол не оговорен, но на сельских дорогах он может быть немалым — допустим, 15%. В этом случае на машину действует скатывающая сила: 1400 0,15 = 210 кгс, а вместе с шинными потерями — около 231 кгс. При скорости 35 км/ч на этом подъеме требуется почти 30 л. с. Но если сделать расчет для ровного шоссе, то такая мощность позволяет «девятке» держать около 110 км/ч, при которых завгар не замечал и намека на перегрев.

Если бы мотор перегревался на подъеме (например, из-за грязи в системе), то при скорости 110 км/ч на шоссе ему пришлось бы ненамного легче — мощность-то одна и та же! Вопрос только в эффективности обдува. Неполадки с вентилятором случаются у многих. Но у завгара он ревел во всю мощь — а туда ли дул, куда надо? Вот этот ключевой вопрос мы нашли в большинстве писем — и, разумеется, у победителя. В некоторых ответах отмечается, что система охлаждения порой работает нестабильно также из-за капризов термостата, паровых пробок и т. п., но все же наиболее простой и понятный ответ — неверное подключение вентилятора. На старой машине могла быть изношена соединительная колодка или ее вовсе не было — и вот вам обратная полярность.

Судя по нашей почте, эта задача или похожие народу не в диковинку: читатель из Кемерова долго ругал «Волгу» за слабое отопление, пока наконец не понял, что печка… греет природу вокруг, а не салон.

Конечно, если вентилятор вращается в обратном направлении, то он, во-первых, гонит горячий воздух из-под капота к радиатору — охлаждение гораздо хуже. Во-вторых, лопасти гребут воздух обратными сторонами — то есть слабей. Вот и ревет вентилятор даже на холостом ходу дольше положенного.

На высоких скоростях радиатор хорошо охлаждается встречным потоком — вентилятор может вообще не включаться. А вот при скорости примерно 35 км/ч возникает неприятная ситуация: воздушные потоки спереди и сзади, встретившиеся в сотах радиатора, друг друга уравновешивают. На крутом подъеме это серьезный повод для перегрева.

Вот так объяснили ситуацию опытные автомобилисты, в их числе и сегодняшний победитель. Счастливый жребий получить премию выпал, как обычно, одному среди тысячи равных, которых мы благодарим. Поздравляем Алексея ГРОМЫХАЛИНА с победой в конкурсе.

ЗАДАЧА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

УТРО ТУМАННОЕ

К концу сентября крепко похолодало, но пока еще без заморозков, с вязкими туманами, изморосью. Выходить из теплой машины ох как не хочется, а надо!.. Старушка «семерка», купленная летом и служившая верой и правдой, нынче утром подвела. Ни с того ни с сего перестает тянуть, мотор глохнет… Через минуту легко заводится — а потом все повторяется. Егор уже заменил свечи, высоковольтные провода, бегунок — не помогло. Проверил вентиляцию бака, выбросил подозрительный топливный фильтр.

Дальше-то что делать?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20.10.2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:konop@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые