За рулем без границ

ЗА РУЛЕМ БЕЗ ГРАНИЦ

ТЕХНОЦЕНТР «РЕНО»

Старт: Париж, 26 сентября, 9.00

Финиш: Сарла-ла-Канеда, 20.15

Пробег: 665 км

Средняя скорость: 59 км/ч

С утра берем курс на юг, в техноцентр «Рено» в Бийянкуре. Там у нас встреча с Жераром Детурбе – вице-президентом всемирной программы Х90 (обозначение «Логана»). Интервью проходит под девизом нашего пробега – «Без границ».

– Как будет развиваться проект «Логан»?

– Сейчас мы готовим новые 16-клапанные моторы 1,6 л и работаем над универсалом. Что касается сборочных заводов, на очереди – иранское предприятие мощностью 300 тысяч автомобилей, ближе к 2007 году запустим завод в Индии, затем в Бразилии и, возможно, в Мексике.

– Под какими именами продаются «логаны» в мире?

– В Европе и Марокко это «Дачия Логан», в России и Колумбии – «Рено Логан». В Мексике, вероятно, «Ниссан-Логан» – торговать им будут через соответствующую сбытовую сеть. В Индии, где строится сборочный завод, его продукция пойдет в продажу под двумя марками – «Рено» и «Махиндра». Выпущенные в Иране и Бразилии автомобили получат имя «Рено». Таким образом «Логан» становится подлинно всемирным автомобилем. В зависимости от требований рынка и местного законодательства комплектации машин отличаются. Например, в России мы приняли комплектации c АBS, подушками, подголовниками сзади или без таковых только после маркетинговых исследований.

– В Румынии начинаются продажи «логанов» с дизельными двигателями. Появятся ли они в России?

– Дизельные моторы «логанов» полностью пригодны для использования в российских условиях, но пока решения оснащать ими московские «рено» не принято.

– Мы приехали в Париж на «Рено Логан», но здесь машины продают под маркой «Дачия». На какой сервисный центр обращаться?

– Во Франции – на станции обслуживания «Рено», поскольку тут нет центров «Дачии». В других странах – на «Рено» или «Дачию». Разницы нет: у «логанов» всех марок одинаковые запчасти.

СТОЛИЦА ФУА-ГРА

Старт: Сарла-ла-Канеда, 10.00

Финиш: Самора, 20.50

Пробег: 1023 км

Средняя скорость: 94 км/ч

Мы ночевали в небольшом городе недалеко от Тулузы, который известен среди гурманов своим деликатесом – фуа-гра, или гусиной печенкой. Вкус лакомства еще на языке, а мы уже мчимся в Испанию. На трассе держим разрешенные 130 км/ч, и сбрасывать высокий темп почти не приходится. Движение очень организованно: даже обгоняя колонну грузовиков, машины всякий раз вежливо ныряют в правый ряд. На высокой скорости сказывается большая парусность «Логана»: объезжаешь грузовик и чувствуешь его «притяжение».

В четыре пополудни пересекаем последнюю на нашем пути европейскую границу: Францию отделяет от Испании... очередной пункт оплаты дорог. И все же попадаешь в другую страну – чуть меньше дисциплины на дорогах, буква «j» читается как русское «х» и – ура! – дешевле бензин. Всего (!) 1,06 евро против французских 1,36.

СТРАНА БЕЗ ГОРИЗОНТА

Старт: Самора, 9.15

Финиш: Алькала-де-лос-Гасулес, 18.15

Пробег: 692 км

Средняя скорость: 77 км/ч

Взгляд упирается или в горный массив, или в частокол подъемных кранов. Среди крытых фур нет-нет да попадается автопоезд с огромным стальным рулоном или прутками. Сеньоры, Испания – самая развивающаяся из западно-европейских стран.

Сегодня жарко. «Логаны» проходят проверку солнцем – «тесты дель соль». На ходу салоны проветриваются через приоткрытые задние окна. Кондиционер под прямыми солнечными лучами не очень спасает. Останавливаясь на ночевку километрах в пятидесяти от побережья, уже почувствовали дыхание моря: поднялся ветер, спала жара.

ФИНИШ НА ПОЛДОРОГЕ

Старт: Алькала-де-лос-Гасулес, 9.00

Финиш: Касабланка, 20.00

Пробег: 423 км

Средняя скорость: 38 км/ч

На одиннадцатый день пути увидели пред собой берега Африки. «Май френд! – мужчина в цивильном платье и с металлической бляхой заглядывал в глаза. – Мон ами, я писарем работаю, подари хоть что-нибудь». Бакшиш с путешественника попросят за что угодно. Назойливость извиняется только необязательностью оплаты.

Почти два часа потеряв с таможенниками и пограничниками, но уладив все формальности без взяток, покидаем порт Танжер. Быстро кончается город и начинается настоящая Африка – с красной землей, арабской вязью на ценниках бензоколонок, грузовичками, груженными до неба, и пикапами с осликами (битый небитого везет). Но что это? Будочки оплаты проезда, великолепная пустынная автострада, беглый французский официанта – наследие колониалистов? А что в таком случае пять пикетов местного «гаи» с радарами – влияние далекой России? А беспорядочная езда с локтем в правом окне и указанием поворотов одним пальцем – это уже местное?

Прибываем в Касабланку под вечер. Вот он, финиш! На берегу торжественно называем наши достижения: 9 стран, 2 континента, 8 границ за 11 дней. Ура нам, ура «За рулем»! Но не будем забывать – мы на полпути домой...

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МОСКВУ!

Старт: Касабланка, 2 октября, 10.50

Финиш: Москва, 8 октября, 14.50

Пробег: 5741 км

Мы очень торопились домой, но все равно дорога заняла неделю. Обратный путь вышел короче – ехали по побережью Испании и Франции, затем повернули на север, в Страсбурге пересекли границу с Германией, через Лейпциг прошли до Франкфурта-на-Одере, по прямой, через Варшаву, проехали Польшу, затем Белоруссию, и вот уже вдали силуэты Белокаменной. Позади 12 944 км. И 14 государственных рубежей – не сказать, что мы их стерли, но путешествию они не мешали: за рулем – без границ!

«Нашедшего это письмо мы приглашаем в редакцию «За рулем»... Такое послание на трех языках мы запечатали в бутылку и бросили ее с борта парома в Гибралтарский пролив – аккурат на рубеже двух частей света. Надеемся, она будет найдена и в гости к нам приедет житель какой-нибудь далекой или близкой страны... еще раз доказав, что границы для «За рулем» – не преграда.

ЧТО СЛОМАЛОСЬ?

Эта главка могла быть самой короткой, всего из одного слова. Поэтому расширим ее до вопроса – как вел себя «Рено Логан» на протяжении без малого 13 тысяч километров? Хорошо вел: на старте комфортно разместил четырех человек со всеми пожитками. Легко держал крейсерские 110–120 км/ч, а позже, в Европе, и 140 км/ч, не тушуясь в компании аборигенов. С удовольствием потреблял любое топливо – и российское, и украинское, и африканское. Лишь раз мы отказались заправляться – на австро-венгерской границе настойчиво предлагали бензин «Супер 100», утверждая, что для «Логана» это зер гут. Баловство! Кстати, средний расход составил 7,6 л/100 км.

Хорошо держал дорогу, уверенно проходил горные серпантины. Безмолвно глотал выбоины, которыми его угощали российские, украинские, румынские дороги. Белоруссия вообще встретила пятью (!) злыми «лежачими полицейскими» подряд – в союзное государство въехали торжественным галопом...

Конечно, в Румынии на подъемах, особенно с полной загрузкой, водитель клонился к рулю, пытаясь еще чуть-чуть раскочегарить 1,4-литровый мотор. В Испании хотелось иметь мощный климат-контроль, а в России и Марокко – эффективный салонный фильтр. После каждой остановки салоны «логанов» несколько разогревались. Тепло отдавали радиатор печки (здесь нет краника, потоки регулируют воздушные заслонки) и система выпуска под ногами задних пассажиров.

Сравнивая наш бедный «Рено» с богатой «Дачией» французских коллег, мы не испытывали ни зависти, ни желания поменяться. 1,6-литровый мотор и кондиционер не демонстрировали решающего преимущества, не говоря о крашеных бамперах и 15-дюймовых колесах. Да и гидроусилитель на автобане не нужен. Правда, мы бы с удовольствием «махнулись» задними спинками с подголовниками, а также ремнями и тормозами.

Нынешнее состояние автомобиля почти не отличается от стартового. Так что, возвращаясь к вопросу «что сломалось?», отвечаем одним словом: ничего.

АРЕАЛ «ЛОГАНА»

От самого старта, с восьми утра 19 сентября, мы искали на дорогах «логаны». Первый мелькнул в 8.10 на... рекламном плакате, утверждая, что может изменить нашу жизнь. До второго прошло больше двух дней, мы успели въехать в Румынию и... «вот он!» – закричал экипаж, завидев ярко-красного близнеца.

Мы завернули в новенький дилерский центр «Дачии», чтобы навести справки о стоимости и комплектациях румынских «логанов». Так вот что такое – «привлекательная цена»! 6230 евро ($7500) – и вы станете одним из немногочисленных обладателей «Дачии-Логан» в начальной комплектации, очень похожей на нашу за $8999. Мы уже упоминали, что модель здесь считают престижной, поэтому спрос в основном на более дорогие версии. Они дешевле московских на $1500–2000. А еще здесь начали продавать «Логан» с 1,5-литровым 65-сильным дизелем – $8700–10 400. Неудивительно, что в Румынии автомобиль далеко опережает соперников.

На чужбине отвоевать место под солнцем сложнее. Чем «автомобильнее» страна, чем жестче конкуренция на ее рынке, тем более привлекательным, на фоне других машин, делает «Логан» свое предложение. В Германии цена от 7200 евро ($8640), во Франции – от 7500 евро: с ABS, двумя подушками, тремя нормальными задними ремнями, подголовниками... (выгодные отличия от российской начальной версии).

И вот, наконец, Касабланка. На ценниках в автосалоне «Дачии» – дирхамы, которые мы переводим в привычные доллары: $8150– 11 300. Машины только с моторами 1,4 л и без ABS. Самая дешевая версия – даже без подушки, зато с тонированными стеклами. Цены на остальные сравнимы с российскими. Жаль, но похвастать самым доступным «Логаном» мы не можем ни перед немцами, ни перед марокканцами, не говоря уж о румынах.

Касабланка, финиш... Заезжаем на парковку отеля, и... из-под навеса на нас приветливо глядит знакомый нос. Местный «Логан», причем в самой недорогой комплектации. Мы обрадовались ему, как если бы встретили в Африке москвича!

Пока «логаны» на дорогах – большая редкость. Невзирая на привлекательную цену и вроде бы верную идею. Хотя, почему «вроде бы»? За первый год в Питешти выпущено более 70 тысяч машин – большая часть осталась в Румынии, остальные пошли на экспорт.

Уверены, скоро «Логан» займет свое место на европейских трассах. По рассказам французских коллег, в Германии первые румынские автовозы встречали… камнями. Значит, машина представляет серьезную угрозу для рынка и способна отвоевать его заметную долю. Пусть это кому-то и не нравится.

Подпишитесь на «За рулем» в