Венгерский набоб

ВЕНГЕРСКИЙ НАБОБ

Проще сделать туристическую. На все про все уходит не больше недели. Для туристической визы (сроком до 90 дней) нужны общегражданский паспорт, ксерокопия с его первой страницы, заграничный паспорт, одна фотография, анкета-заявление, справка с места работы, ваучер на гостиницу, документы на проезд туда и обратно. Консульский сбор, 35 евро, оплачивается при подаче документов.

НОВЫЕ ЦЕНЫ

Еще лет десять назад Венгрия стояла на 96-м месте по уровню цен, а в прошлом году стала самой дорогой среди государств, недавно вступивших в Евросоюз. В 2010 году страна перейдет на евро. Сами венгры считают смену валюты вполне естественной. Ведь при 10 млн. населения страна принимает до 30 млн. туристов ежегодно, и переход на систему расчета в европейской валюте удобнее.

Меж тем здешние цены продолжают свое уверенное восхождение. Бич венгерского водителя – постоянно растущая стоимость топлива. Сейчас литр 95-го бензина обходится в 1 евро с небольшим. При средней зарплате по стране 75–85 тыс. форинтов (400 евро) это очень дорого.

Заметную часть расходов автомобилиста составляет парковка. Так, муниципальная (с 8 до 18 часов) стоит до двух евро в час. Перевести дух можно только по выходным, с субботы после 12 дня до 8 утра в понедельник все муниципальные парковки Будапешта, за исключением аэропорта, бесплатные. За стоянку в неположенном месте штраф составляет 15 тыс. форинтов (60 евро).

Местная полиция вежлива, но говорить по-английски научилась пока только в столице. Штрафы выписывают повсеместно, невзирая на то, кто перед ними – иностранец или местный житель. Оформляются ДТП в Венгрии быстро, а при мелких авариях, как и в Западной Европе, достаточно обменяться номерами страховых полисов. Выезд без страховки карается довольно сурово – штрафом 15 тысяч форинтов (порядка 60 евро).

Езду по венгерской столице спокойной не назовешь. Улицы и, что еще важнее, мосты города систематически перекрывают в связи с пробегами велосипедистов, роллеров, бегунов, мотоциклистов или… попытками самоубийства. Прыгнуть в пучину Дуная – «излюбленный» способ уйти из жизни. И если о пробегах узнают заранее, чаще всего они выпадают на утро выходного дня, то суициды застают врасплох. Автомобилисты вынуждены часами простаивать в километровых пробках, чтобы пересечь Дунай, в то время пока полиция, перекрыв движение, уговаривает потенциального самоубийцу одуматься.

К ОЗЕРУ НАДЕЖДЫ

Согласно старинной легенде где-то в глубине Балатона стоит церковь, а в ней – девица, слезы которой питают шелковистую воду озера. Говорят, будто пока девица плачет, в Балатоне будет вода. Многие туристы приезжают в Венгрию за тем, чтобы отдохнуть на самом большом пресноводном водоеме Центральной и Западной Европы.

Из Будапешта к Балатону идет современная двухполосная автострада, которая вливается в районе Шиофока в автомобильную дорогу, опоясывающую озеро. Скоростную автостраду длиной 115 км легко пройти за 1 час, зато 200 км вокруг Балатона будете объезжать целый день. Стоимость проезда на платных направлениях (до Балатона, Мишкольца, Дьёра, Кечкемета) – 1120 форинтов (за четырехдневные пропуска). С мая по сентябрь расценки увеличиваются на 10%. Приобрести пропуска можно на заправочных станциях.

Курортный сезон на Балатоне длится всего два месяца (июль и август). В этот период температура воды редко опускается ниже отметки 22°С. На всем побережье едва ли можно отыскать дом, в котором туристам не сдавали бы комнат. Коротким курортным сезоном и большим числом обеспеченных немцев, которые любят сюда приезжать, объясняются довольно высокие цены.

Современная столица Балатона – Шиофок. К его пристани причаливают все суда, отсюда отправляются в рейс также и прогулочные теплоходы. Их рейсы связывают 22 пункта на Балатоне. Северный и южный берег озера соединяют паромы. Для легкового автомобиля поездка на пароме обойдется около 1000 форинтов (4 евро) в один конец.

КЛИМАТ ДЛЯ СТАРИННОГО АВТО

Климат Венгрии умеренный континентальный. Он отлично подходит не только больным астмой, но и автомобилям. Вероятно, поэтому в Венгрии часто встречаются машины, которым хорошо за тридцать.

Венгрия отличается хорошими дорогами: тщательно прокрашенные разделительные полосы, умеренное количество машин. Скоростные ограничения: в населенных пунктах – 50 км/ч, за их пределами – 90 км/ч, на скоростных трассах – 100, а на автобанах до 130 км/ч – соблюдаются повсеместно.

Венгерские водители излишне уступчивы. Они прилежно и неукоснительно пропускают городской транспорт. Но иногда уступчивость выходит им боком. Вот история, которая случилась прямо на моих глазах: на нерегулируемом перекрестке галантный мадьяр нарочито уступал свое право продолжить движение очаровательной барышне. Приветливо улыбаясь кавалеру, она начала маневр. В этот самый момент к перекрестку подъехал другой, менее обходительный водитель, который на полном основании «въехал» в дамочку.

По сравнению с россиянами венгры медлительны и весьма непредсказуемы. Иногда, несмотря на строгий запрет, садятся за руль навеселе. Из 10 миллионов населения страны 1 миллион – алкоголики. А по числу самоубийств венграм нет равных в Европе. И все же мадьяры довольно оптимистичный народ. Они верят, что их принадлежность к преуспевающему союзу обеспечит им достойный уровень жизни, наладит экономику и омолодит парк машин.

Подпишитесь на «За рулем» в