Дороги: Секретный реагент

Технология зимней уборки утверждена. Осталось ее соблюсти.

Первые заморозки напомнили водителям о замене резины. Представители ГИБДД замечают, что с наступлением холодов резко увеличивается число аварий, и происходят они в основном из-за автовладельцев, не сменивших вовремя летнюю резину на зимнюю или всесезонную. Резонно. Однако погода напомнила и еще об одной зимней теме – реагентах.

Весь прошедший год Ростехнадзор и Министерство природных ресурсов и экологии России (МПР) «бодались» с коммунальщиками, споря о качестве и безопасности всего того, чем поливают и посыпают наши улицы. Ведь вещества, используемые для предотвращения образования гололеда на дорогах, являются серьезной проблемой как для муниципальной технической инфраструктуры, так и для здоровья людей и животных.

Если помните, в январе распыление дорожных реагентов вызвало нештатную ситуацию на электроподстанции «Южная» в Санкт-Петербурге. В результате более 30 тысяч жителей города на Неве сначала остались без света, а потом получали электроэнергию по резервной схеме.

Этой зимой на дороги Москвы выльются очередные полтора миллиарда рублей.

В середине июля Минприроды выступило против планов столичного правительства закупить противогололедные материалы (ПГМ), не имеющие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Специалисты МПР были возмущены проведением открытого аукциона на поставку ПГМ: «Мы видим, как московские власти пытаются принять решения, которые не дают никаких гарантий безопасности для жителей столицы в связи с использованием реагентов, содержащих не прошедшие экспертизу химические вещества». И в этой связи пригрозили обратиться в органы прокуратуры с требованием об отмене аукциона.

После всей этой шумихи Ростехнадзор решил проверить экологическую безопасность и эффективность технологии зимней уборки магистралей и площадей Москвы с применением противогололедных реагентов и провести госэкоэкспертизу проекта технической документации, разработанного Департаментом ЖКХ Москвы...

В прошлом зимнем сезоне столичные коммунальные службы, борясь с гололедом, посыпали улицы гранитной крошкой. По отзывам специалистов-дорожников, с точки зрения безопасности движения, этот реагент более чем хорош – растут сцепные свойства покрытия. Но: а) проезжую часть после применения щебня необходимо регулярно очищать, иначе неизбежны засоры канализации, б) для достижения стойкого эффекта требуется огромное количество щебня, в) вылетая из-под колес, куски крошки наносят повреждения стеклам автомобилей.

Кроме того, по ин формации ОАТИ, в прошлом году вместо 100-процентной гранитной крошки с размером зерен 2–5 мм во взятых пробах было обнаружено до 57% песка, а содержание в них пылевидных и глинистых частиц – 20% при максимально допустимом 1%.

Между тем альтернативных вариантов борьбы с обледенением дорог городу пока не предложено. Поэтому неудивительно, что прямо перед первыми холодами, в начале октября Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердила заключения комиссии по государственной экспертизе технологии зимней уборки. Соответствующий приказ подписал руководитель ведомства Николай Кутьин. Технология, разработанная Департаментом ЖКХ Москвы, подразумевает применение противогололедных реагентов и гранитного щебня (фракции 2–5 мм). Срок действия заключения – пять лет.

Список поставляемых в столицу реагентов не приводится. Но, судя по прошлым сезонам, помимо щебня на трассах Москвы будут использованы вещества нового поколения – твердый «Биодор» и жидкий ЭСБГ. Первый изготовлен на основе солей кальция и магния, второй после окончания действия распадается на природные составляющие. Во все реагенты добавляются особые ингибиторы, препятствующие коррозийным явлениям, а содержащиеся в составе химические элементы замещают накопившиеся в грунте залежи солей натрия.

Но даже такие продвинутые противогололедные средства должны использоваться в строго означенном количестве и в соответствии с погодными условиями. А если еще затем быстро убирать остатки – ничего страшного с нами не произойдет.

Однако, как показывает практика, под борьбой с зимней скользкостью коммунальные службы понимают в основном разбрасывание/распыление антигололедных средств. Своевременная уборка дорог после их обработки реагентами – наше слабое звено.

P.S. По прогнозу Гидрометеоцентра России, в ночные часы на территории Москвы и области ожидается понижение температуры до –2oC, в связи с чем возможно обледенение проезжей части и образование тумана на дороге, особенно в низких местах (низменностях). «Наиболее опасными в таких условиях становятся съезды с мостов и эстакад, проезды через перекрестки, а также движение по открытым, наиболее продуваемым участкам дорог», – сообщают в ГИБДД.

Подпишитесь на «За рулем» в