Пустыня Гоби: Мужская прогулка

За 24 дня путешествия мы увидели 33 лица пустыни Гоби. Они были разными. И всегда – удивительными. Каждый день приносил сюрпризы. Мы видели, как пляшут шаманы и как лежат в степи кости давно умерших людей. Мы видели припаркованный у юрты современный мотоцикл и собирали в степи наконечники древних стрел. Однажды кочевник сказал нам: приходите утром, я вам сыграю и спою. Мы пришли, и он спел.

Итак, очередная авантюра команды MotoXT. За неделю до старта мотоциклы отправились в почтовом вагоне из Москвы в Иркутск. Прилетев утром в город, мы успели не только получить на вокзале свою технику, но и в тот же день пересечь границу Монголии.

Впервые воочию пустыню Гоби мы увидели три года назад. Тогда наша команда на пяти эндуро за пару недель прошла по закольцованному маршруту немногим более двух тысяч километров. После этого мы побывали в Каракумах и на плато Устюрт, но Гоби манила своей неповторимой уникальностью. Именно там мы обнаружили сохранившиеся скелеты древних ящеров. Несколько десятков миллионов лет назад там были леса, реки, бродили диназавры, кипела жизнь, от которой, казалось, мало что осталось. Однако и сейчас в Гоби можно обнаружить окаменелые куски деревьев, выбеленные кости исчезнувших животных, наскальные рисунки древних художников. Ради встречи с вечностью мы опять отправились в Монголию. Наша компания – пятеро отъявленных мототуристов.

Подготовка началась за год – палатки, спальные мешки, шлемы, мотоботы… Короче, обновили всю снарягу с учетом особенностей региона. Все шло по плану, если не считать купленные по случаю, за неделю до отправки, два BMW. Так, кроме традиционных Honda XR250, в нашей группе MotoXT прописались два «немца» – BMW F650GS и BMW G450X. Эти красивые, суперсовременные аппараты придавали поездке некую гламурность, но в то же время были в нашей группе слабым звеном (новенькие мотоциклы не успели обкатать).

Маршрут, рассчитанный на 24 дня, начинался от Иркутска, уводил на самый юг Монголии, далее поворачивал на запад с финишем в Барнауле. Мотоциклы «обули» в кроссовую резину, ведь из 5 тысяч километров только 700 с асфальтовым покрытием. В Гоби много грунтовок, но почти никогда не знаешь, куда они выведут. Действует принцип: если дороги нет, есть направление. Кстати, навигаторы GPS не пригодились, поскольку электронных карт Монголии просто нет в природе. Зато обычный компас и спидометр работали «на все сто». В сутки мы обычно проезжали по 200-300 километров, в основном стоя на подножках (это не асфальтовые продубасы).

Целью нашего мероприятия было пройти не только степные и пустынные районы Гоби, но и прихватить горную часть с высокими перевалами и многочисленными бродами. При этом мы старались не пользоваться дорогами, по которым шныряют туристы-дальнобойщики на тяжелых эндуро. Не секрет, что Монголия стала весьма популярной у мототуристов всего мира (на пропускных приграничных пунктах всегда можно встретить коллег-мотоциклистов). Нам удалось осуществить свой замысел – в доказательство уникальности избранного маршрута мы обнаружили свои же следы от наших мотоциклов в Южной Гоби, оставленные три года назад!

«Монгольский сфинкс» в долине динозавров

Впрочем, сей факт не очень-то и поражает: ведь в тех местах даже на федеральной трассе, если повезет, за день встретишь только одну-две машины – не более. Чаще в пустыне можно видеть стайки сайгаков. Кстати, однажды мы даже попробовали потягаться с ними в скорости. И почти догнали. Помня, однако, что в Монголии за убийство этого «краснокнижного» животного дают два года тюрьмы, да еще штраф в 10 тысяч долларов (это мы узнали еще при первом посещении Гоби), согласились на ничью.

Дикий верблюд (справа) в стаде домашних животных

Обычно пустыня ассоциируется с морем песка и барханами. Гоби – другая: скалы, небольшие деревья, кустарники, и чаще всего – бескрайние степи. Попадались и дюны, раскинувшиеся на десятки километров в длину, несколько километров в ширину и высотой в десятки метров. Пересечь на мотоцикле такую кучу песка крайне сложно. Да мы и не пытались, проще было объехать стороной. Правда, все же несколько раз забирались в барханы, чтобы сфотографироваться на память.

Девочка и ее живые игрушки

Сердце Гоби – огромная долина, окруженная горами, наполненная песками и изрезанная каньонами. Эти места насыщены историей исчезнувших цивилизаций. О них напоминают курганы и огромные каменные пирамиды. Мы видели сохранившиеся наскальные росписи, изображающие диких животных. Нашли три разных по форме металлических наконечника от стрел лука – возможно, охотника, а может, и воина. Скелеты животных и птиц – здесь дело обычное. Несколько раз пришлось видеть и скелеты человеческие. Кто это и как оборвалась их жизнь – загадка. Но люди здесь жили, охотились, пасли скот, выясняли между собой отношения…

Китайский 175-кубовый мотоцикл с 4-тактным мотором на службе у монгольских кочевников. Цена этого аппарата в местных «мотосалонах» 500 долларов (нам предлагали за 700)

Однажды пересекая горный хребет, мы выехали к озеру. Нас поразила не только красота открывшегося пейзажа, но и скопление двух сотен кочевников на берегу, которые исполняли какой-то религиозный обряд. В центре всего действа перед жертвенным алтарем с тушей барана бил в бубен шаман. Позже мы выяснили – так монголы поклонялись небу. С помощью медитации и бубна шаман достиг транса и начал вещать голосом предков. Через полчаса общения с потусторонним миром «ведущий» потерял сознание. На этом мероприятие и закончилось.

Кстати, участники «мероприятия» приехали кто на коне, кто на мотоцикле, а кто и на автомобиле. Напомню: около пятисот лет назад в стране официально был принят тибетский буддизм. Однако шаманизм сохранился в некоторых районах, в основном на севере страны, до нашего времени. Один знакомый монгол поведал нам о простоте здешнего обряда захоронения: умершего выносят в пустыню, обкладывают камнями. И если даже дикие животные, которых в пустыне немало, и доберутся до погребенного тела, то считается: чем быстрее съели, тем лучше был человек. И еще узнали мы от того же монгола: до недавнего времени было и такое – если кочевник упал с коня и не смог подняться, то он оставался умирать в степи. Правда, подтверждения этому варварскому обычаю мы не нашли.

Два года назад в этот день погиб наш товарищ по команде Андрей Стенин. Он мечтал о путешествии по Алтаю, но не судьба. Это он придумал логотип команды MotoXT. Его мотомайку с прикольной надписью его сайта Ne 2P («Не тупи») мы оставили в горах навечно

Сегодняшние монголы – потомки древних кочевников. Многие из них и сейчас живут в юртах. В качестве гостей мы побывали в нескольких семьях: они пасут скот, воспитывают детей. Живут как и сто, и тысячу лет назад. Но цивилизация не обошла их стороной – рядом с юртой можно увидеть автомобиль или мотоцикл. Не редкость, когда монгол свободно говорит на русском – многие учились в советских техникумах и институтах. Народ очень приветливый, гостю монгол может отдать последнее.

«Степь да степь кругом» – монгольский вариант

Замечу однако: всего не расскажешь – это надо видеть. Ни с чем не сравнимое удовольствие – мы не только покатались на славу, но и узнали много интересного о наших соседях.

Гоби – это не только пески и скалы, но и леса, и речки

Выводы и рекомендации

При отправке техники мы заранее выбрали транспортную компанию. В среднем от Москвы до Иркутска доставка мотоцикла стоит 7 тысяч рублей (все зависит от веса). Из Барнаула в Москву технику отправили из почтового отделения ЖД. Все легко и просто.

Первый гаишник на нашем пути

В путешествии с таким разнообразным климатом, как в Гоби, к подбору экипировки следует подойти серьезно. Мы же традиционно использовали проверенные в деле куртки и брюки для эндуристов – есть защита и множество карманов. Оправдал наши ожидания карбоновый шлем Uvex (эндуро) – малый вес, легкая тонировка визора и козырек – все это устроит любого, даже самого привередливого туриста. На этот раз отказались от кроссовых мотобот (слишком уж жесткие и тяжелые – за 24 дня ноги отсохнут), а выбрали те, что предназначены для водителей квадриков – ATV Forma с подошвой от треккинговых ботинок. В таких сапогах можно не только ехать, но и с комфортом ходить, а при случае и спать. Термобелье в нашем турне оказалось не лишним – в горах очень холодно.

С бензином не было проблем, главное, чтобы его запаса хватало на 300 километров пути.

Благодарим компанию «Мистер Мото» за предоставленную экипировку.

Подпишитесь на «За рулем» в