В кругу колец

В кругу колец

Москва. Для одних суетливая и чужая, для других уютная и своя. Огромный мегаполис – как страна в стране. Сколько человек живет здесь в сотнях тысяч домов, не знают даже социологи со своими бесконечными опросами. «В Москве вся сила, брат», – говорит с экрана телевизора герой боевика. «В Москве…» – соглашается новоиспеченный приезжий, еще не осознавший, где находится. Этот город, как огромный организм, кровь которого – его обитатели. Зимой он вместе с ними болеет гриппом, летом – изнывает от духоты, а весной и осенью, вообще ошалевший, – меняет свое настроение каждые полчаса.

Париж. Шарманщики, Эйфелева башня, Монмартр, вековые платаны в Люксембургском саду. Толпы китайских и японских туристов и у каждого на груди по три фотоаппарата. Уставшая Мона Лиза в Лувре и на каждой второй майке или календаре. Уличные артисты, мимо которых почти никто не проходит, почему-то останавливаются и смотрят. Парижане, коротающие обеденный перерыв с бутылочкой молодого вина под мясо с кровью… Арабы, продающие зонтики на каждом углу… Целующиеся на газонах пары. Мсье на автобусной остановке с газетой в руках и французским батоном под мышкой…

Окружная Парижа – La perifeerique («периферик») протяженностью 35,4 километра, конечно, проигрывает в размерах нашему 109-километровому МКАДу, но по оснащенности и удобству – на голову впереди. Каждые пять километров над дорогой «возникает» электронное табло – в часы пик оно сообщает о средней скорости на следующем отрезке трассы и примерно о времени, которое остается до ближайшей развязки. На МКАДе тоже есть такие электронные табло, но, похоже, их используют для другого: чтобы напомнить водителям о максимально допустимой скорости или сообщить о надвигающемся великом празднике – Дне ГИБДД…

Скорость во Франции в основном измеряют стационарные радары – на «периферике», например, их пять. Перед каждым заблаговременно стоит знак, предупреждающий о возможном общении с фотоящиком. «Ящик», при необходимости, делает фото. Их собирают и отправляют нарушителям по почте – штраф за превышение может достигать 3750 евро. Кстати, если кто-то поднимет на беззащитный радар руку или еще что – его ждет штраф в 45 тысяч евро. Бывает, что скорость меряют и передвижные пункты – чаще всего они прячутся в белых «пежо-305», стоящих на обочине. В их багажнике такие же фотоящики, фиксирующие все и вся через специально просверленные отверстия…

В интернете ходит видеоролик, где девушка на спортбайке едет на скорости 250 по окружной парижской дороге в потоке машин. В конце ролика, правда, выясняется, что девушка – немка: «Das IST fantastisch!» – кричит она на радостях… В нашем «рунете» также полно видеодоказательств человеческой глупости – местные придурки одолевают Садовое кольцо на автомобиле за пять минут и четыре секунды или тот же МКАД – за 27 минут.

Но в целом московский стиль вождения отличается от парижского. Точнее – вообще не похож. Обогнать справа для француза – что выпить несвежего вина: нонсенс! Да и вообще кажется, что парижане никуда особо и не спешат. На светофорах трогаются с задержкой секунд в десять, а если им побибикать, удивленно оборачиваются… В Москве с этим строго – «разбудят» в два счета…

В центре Парижа можно встретить полицейских-регулировщиков на роликовых коньках и в белых перчатках. Язвить насчет наших гаишников не буду – попробовали бы эти французы поуправлять служебным VAZ 2106 в валенках!

И все равно столицы похожи – радиальные встречают кольцевые, Сена с привычным для москвичей изгибом пересекает Париж, а Москву кормят сотни ресторанов и кафе, названных на французский манер.

Эти города не вытянутые и не сплюснутые – они круглые. А круг, как все замкнутое, не имеет начала и конца – он вечен.

Подпишитесь на «За рулем» в