Российский протекторат

Российский протекторат

Англичане давно свыклись с тем, что иностранцы скупают их промышленные предприятия. Увы, в условиях современной конкуренции многие не в состоянии соревноваться со странами, где рабочая сила дешевле, налоги ниже, а социальные программы еще не стали неподъемным грузом для работодателя. Поэтому британские компании следом за другими переносят производство в страны «третьего мира»… а свои заводы в метрополии без боя отдают иностранцам. Которых в первую очередь интересует высочайший уровень технологии и высокий престиж британских марок.

Не стал исключением и завод LDV в Бирмингеме. Основанный в 1896-м как велосипедный, он с 1919 года выпускает легкие коммерческие грузовики. Неоднократно менял название – свое и продукции (но не профиль!). В послевоенной Англии развозные фургоны «Моррис», по сути, вытянули экономику страны; потом здесь делали не менее популярные машины под марками «Лейланд», DAF…

Не так давно было представлено новое семейство легких коммерческих грузовиков «Максус». Два года подряд они признаются лучшими в Британии в своем классе, что – увы! – не спасло предприятие от угрозы банкротства. Поэтому, по словам генерального директора Стива Юнга, он обрадовался, узнав, что его завод покупает автомобилестроительный холдинг из России. «Группу ГАЗ» интересует не просто 35 гектаров земли и не заводские корпуса LDV; она сохраняет профиль предприятия – к обоюдной выгоде. И первые 100 дней, с тех пор как над административным корпусом взвился российский флаг, не дали англичанам повода для разочарований. Русские не только взяли на себя обязательства по долгам предприятия, но и сумели увеличить выпуск продукции в полтора раза, даже – небывалый для Бирмингема случай – начали набирать рабочих! Большая часть предприятий города как раз озабочена сокращением кадров…

Собственно, никто не делает тайны из причин, побудивших российский концерн к покупке британского завода. Пусть не самого большого, но вполне современного.

Согласно стратегическим планам, мы должны в ближайшие два-три года полностью обновить семейство коммерческих грузовиков «Газель», – объясняет председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон. Собственная разработка обошлась бы примерно в 1 млрд. долларов и заняла четыре-пять лет. Поэтому, когда появилась возможность приобрести современное предприятие (по нашим данным, за 150 млн. долл. – И. М.), где есть оригинальная новая и при этом уже ставшая успешной модель, мы поняли: это наш шанс. Не забудем, ведь мы покупали еще и долю завода на британском рынке! Словом, есть шанс быстро преодолеть техническое отставание…

Каковы планы русских хозяев? Существующий завод постепенно наращивает выпуск машин – через пару лет будут собирать уже 20 тыс. шт. в год (в 2006-м должны были выпустить около 10 тыс.). Эти автомобили будут продавать в первую очередь в Великобритании, но в ближайшее время начнется экспорт и в другие страны Европы. Весной 2007-го линейка автомобилей расширится. В этом году начнется экспорт и в Россию, правда, планы скромные: не более 1000 штук. Стоить машина пока будет от 23 тыс. долл.

Пока… Пока не развернется полноценное производство «максусов» на Горьковском автозаводе. Это случится уже в 2008-м; в перспективе проектная мощность сборочного предприятия составит 50 тыс. машин в год. По расчетам маркетологов, с учетом локализации волжский фургон станет значительно дешевле – от 17 тыс. долл. При этом его появление не означает окончания истории семейства «Газель».

«Максус» и «Газель» – совершенно разные автомобили, не только по технологическому уровню, качеству сборки и цене, – объясняет Эрик Эберхардсон. – Английский фургон – переднеприводный, с несущим кузовом общей массой до 3,5 т; «Газель» – заднеприводный рамный автомобиль полной массой до 5,5 т. Хотя, конечно, будущая «Газель-2» будет создаваться с учетом технологий LDV.

…Двадцать второго ноября 2006 года из Бирмингема

в Россию отправилась первая партия фургонов.

НАША СПРАВКА

Завод в Бирмингеме производит грузовые и пассажирские фургоны полной массой от 2,8 до 3,5 т (две платформы, три варианта высоты крыши, 150 (!) исполнений). Двигатели – дизельные, 2, 5 л (95 или 120 л.с.), производства VM Motori (Италия). В базовой комплектации – гидроусилитель руля, подушка безопасности водителя электричеcкие стеклоподъемники и зеркала. Гарантия в Великобритании – 5 лет или 100 тыс. миль.

Подпишитесь на «За рулем» в