Спрос на экологию

Спрос на экологию

Переход автомобильной и топливной промышленности на нормы Евро II шел со скрипом, болезненно и долго. Их, кстати, ввели на Западе в 1995 году, у нас – с апреля 2006-го. А нормы Евро III, которые начнут действовать с будущего года, приняты в Европе с 1998-го.

На сегодняшний день все производимые в России автомобили формально соответствуют стандарту Евро II. Как и топливо, которым мы заправляем машины. Но – увы! – соответствие это именно формальное.

Шутка бюрократии в том, что до сих пор не существует государственных норм, которые регулировали бы соответствие как двигателей, так и топлива евростандартам! Хоть «вторым», хоть «третьим». Существует технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». А вот стандартов, каким должно быть топливо, чтобы выбросы были экологичными, – нет. Получается, что к переходу на нормы Евро III не готовы в первую очередь государственные органы, призванные контролировать экологические параметры топлива и самих автомобилей.

ЗЕЛЕНОЕ ТОПЛИВО

У производителей бензина теоретически в запасе еще год. Минпромэнерго внесло в правительство проект технического регламента, согласно которому с 1 января 2009 года в стране будет запрещено выпускать бензин ниже стандарта Евро III. Тем самым все российские НПЗ обяжут значительно снизить содержание серы в автомобильном топливе: в бензине с 500 до 150 ppm, а в дизтопливе с 500 до 350 ppm.

Более высокие евростандарты восприняты нефтепереработчиками, мягко говоря, без энтузиазма. Ведь многие компании уже частично перешли на выпуск топлива, соответствующего Евро III и даже Евро IV, но спроса на него почти нет. Поэтому вся продукция продается лишь в Москве или вовсе уходит на экспорт. Зато основная масса производимого в России топлива еле-еле дотягивает до Евро II.

В Российском топливном союзе нам привели пример ЛУКОЙЛа, который в духе времени модернизировал Пермский НПЗ. Однако хороший спрос на пермский бензин и «евросолярку» (они дороже на 1–2 рубля за литр) удалось обнаружить... лишь в Европе. Кстати, Китай и страны Центральной Азии с удовольствием покупают только наш «обычный» бензин, далекий от евронорм.

АВТОЗАВОДЫ ГОТОВЫ. И ЦЕНЫ…

Не менее серьезные проблемы встают и перед отечественными производителями автомобилей. Специалисты полагают, что переход со стандарта Евро II на более строгий третий дорого обойдется потребителям.

– Удорожание отечественных автомобилей при переходе на Евро III составит от 500 до 3000 долларов в зависимости от мощности и типа двигателя, – считает директор по связям с общественностью «Группы ГАЗ» Владимир Торин. – Обязательное введение стандарта Евро III в крупных городах вполне оправданно, тогда как в сельском хозяйстве, в армии или на дальних трассах совсем необязательно использовать дорогие автомобили.

Но в любом случае ГАЗ с 1 января будет работать только по новым нормам. Тогда же узнаем и новые цены на «волги» и «газели»...

Из-за перехода на новый экологический стандарт все коммерческие автомобили УАЗ (грузовые, грузопассажирские и микроавтобусы) с 1 октября 2007 года стали на 5 тыс. руб. дороже. Повышение цены компания проведет поэтапно до января 2008 года; в общей сложности УАЗы подорожают на 10–20 тыс. руб.

АВТОВАЗ планирует объединить две модели – «пятерку» и «семерку» – в одну, под названием «Лада-Классика» (впрочем, их и сейчас трудно различить). Это связано как раз с введением Евро III. Обещают, что «европятерки» пойдут по конвейеру уже с декабря 2007-го. Понятно, что обновленная «Лада-Классика» будет дороже исходной модели, но насколько конкретно, в Тольятти пока не знают (или не говорят). По мнению аналитиков, «запас» у компании очень небольшой. Сейчас «пятерка» стоит от 140 тыс. руб., но верхний предел цены на эту и подобные модели – 150–155 тыс. рублей. Будет дороже – резко упадет спрос.

Вынуждены перестраиваться и в Ижевске. В начале октября там вся «классика» прошла сертификацию по новому экостандарту. В конце октября на «Иж-Авто» выпустили опытную партию автомобилей ВАЗ-2104 и ИЖ-27175, соответствующих Евро III. Полный перевод «отечественной линейки» на новый стандарт произойдет 1 января. Кроме того, согласованы графики поставки комплектов «КИА-Спектра», соответствующих Евро III (с декабря). «КИА-Соренто», которые собирают в Ижевске, уже отвечают Евро IV.

Производители самых популярных российских иномарок «Рено-Логан» и «Форд-Фокус» не проявляют никаких признаков волнения. Российский «Фокус» изначально комплектуется двигателями, которые соответствуют «третьему» стандарту. А вот моторы российских «логанов» пока выполняют лишь норму Евро II. Впрочем, все европейские машины «Дачия» оснащены двигателями Евро III и IV. Теперь такие комплектации пойдут и на наш рынок. Как заверили нас в российском представительстве «Рено», серьезного подорожания «Рено-Логан» не будет. Ждите, мол, января и не волнуйтесь...

ОТСРОЧКИ!

Между тем, по нашим сведениям, некоторые автопроизводители пытаются добиться отсрочки или требуют, чтобы закон о Евро III не касался их продукции. Например, это относится к продукции Минского автозавода.

– Весь парк выпускаемых дизельных автомобилей не может в один день выйти на современный европейский уровень. В условиях низких температур Крайнего Севера дизели Евро III не могут работать, – считает Олег Данилов из компании «Белорусавто». – И снимать с производства дизели Евро II, на освоение которых потрачены значительные средства, экономически нецелесообразно. Нельзя допустить, чтобы ради соблюдения буквы закона пострадали экономические интересы Белоруссии и России, остановились конвейеры на ярославском «Автодизеле» и МАЗе...

Спору нет, новые экологические требования – дело жизненно необходимое. Равно как и переход промышленности – топливной и автомобильной – на современные технологии. Вот только даже поверхностный анализ ситуации заставляет усомниться в готовности всей инфраструктуры к технологической революции. В итоге теоретически верное решение правительства может в очередной раз утонуть в различного рода исключениях и дополнениях.

Да и вообще, начинать надо было с тщательной подготовки нормативных актов (см. выше), потом переходить к качеству топлива (есть регионы, где практически 100% – суррогат), а параллельно доводить машины. А то ведь будут стоять в одной вонючей пробке рядом и «чистенькие», и «грязненькие»... И что толку?

ИЗ ВТОРЫХ – ТРЕТЬИ

Чтобы из машины, соответствующей нормам Евро II, получить более экологичную, удовлетворяющую стандарту Евро III, нужно модернизировать контроллер управления двигателем, установить второй датчик кислорода (после нейтрализатора, чтобы контролировать его работу), усовершенствовать систему улавливания паров бензина, использовать более эффективный нейтрализатор отработавших газов и т.д.

Подпишитесь на «За рулем» в