Берегись поезда!

Берегись поезда!

Авторы патента, выданного в США 140 лет назад, объясняли необходимость своего изобретения просто.

– Зачем нужен такой барьер? Да чтобы скотина на рельсы не лезла.

Не повезло – придется переждать два поезда.

БАРЬЕР ДЛЯ СКОТА

Действительно, когда по дорогам дикого Запада перегоняли стада, животные то и дело норовили испытать на прочность буфер паровоза. Сигнальщика с фонарем и набором крепких выражений скотина упорно игнорировала. А вот авторитет барьера признала сразу: раз закрыто – значит так надо!

[caption id="attachment_204367" align="aligncenter" width="150" caption="Для пешеходов и велосипедистов переезды иногда оборудуют специальными барьерами-

замедлителями – бегом тут не пробежишь, будет время посмотреть направо и налево.

"]

Для пешеходов и велосипедистов переезды иногда оборудуют специальными барьерами- замедлителями – бегом тут не пробежишь, будет время посмотреть направо и налево.

[/caption]Появившийся вскоре автомобиль довольно быстро вытурил с дороги мычащих и ржущих старожилов. Сознательность водителей, казалось, обещала быть выше скотской, а потому барьеры стали потихоньку исчезать. Но полного доверия шоферам все же не проявили: вместо заграждений появились шлагбаумы – мигающие, гудящие и прочие. Появились, да так и прижились. Без них цивилизованный водитель время от времени норовит попасть под поезд, как прежде – четвероногие.

«Виг-ваг» – один из последних калифорнийских могикан – сегодня достопримечательность.

Наследственная память – штука сильная. Наверное, именно профессия упомянутого сигнальщика породила его забавную механическую копию. В первой половине ХХ века в США были популярны специальные семафоры Wig-Wag, которые размахивали красным сигналом! Это, бесспорно, привлекало внимание водителей, но требовало специального привода, надежность которого была низка. Были даже «виг-ваги» с двигателем внутреннего сгорания. Сегодня таких, конечно, не осталось, но полюбоваться на переезд, где приветливо машут красным фонарем, в американской глубинке еще можно.

Сигнальщик с флажком или с фонарем сегодня выполняет роль шлагбаума разве что на узкоколейках и заводских ветках.

Впрочем, в электрических собратьях «виг-вагов» – семафорах – красный сигнал, извещающий о приближении поезда, как правило, тоже мигающий. Обычно два огня, установленные либо рядом друг с другом (как у нас), либо по обе стороны дороги (как в Германии), зажигаются попеременно. Это сделано умышленно: ведь даже периферическое зрение автоматически выделяет или движущийся, или изменяющийся во времени объект. Постоянно горящий красный легко и просмотреть.

Этот столбик рядом с путями обозначает место установки контактных башмаков.

ВРЕМЯ СТОЯТЬ

Любого водителя, конечно же, раздражают шлагбаумы: ведь они опускаются задолго до того, как на горизонте покажется поезд. Нельзя ли сократить время ожидания? Все дело в том, что для поезда перед переездом тоже есть семафор (слово «светофор» на железных дорогах не употребляется). Он сигналит красным, если «концевики» шлагбаумов не сработали (то есть переезд почему-либо не закрылся). Вполне очевидно, что такой семафор ставят на расстоянии, превышающем тормозной путь состава. А он измеряется не десятками – сотнями, а то и тысячами метров! Мало того – чтобы вся эта автоматика сработала, необходимо дать команду шлагбаумам еще раньше. В общем, около минуты постоять, увы, придется – а если еще и встречный поезд на подходе? Поэтому немцы теперь устанавливают табло для водителей, которое показывает, сколько составов еще предстоит переждать. Время ожидания от этого не сократится, однако понятно надолго ли глушить мотор. Экология!

Четыре шлагбаума перекрывают дорогу, не оставляя лихачам ни единого шанса «проскочить». Кстати, на этом канадском переезде пути пересекает троллейбусная линия – редкий случай!

Приходилось ли вам видеть переходы, на которых светофор переключают кнопкой пешеходы? А теперь представьте переезд в немецкой глухомани, где автомобили появляются куда реже поездов. На них шлагбаумы всегда опущены, но для водителей тоже есть заветная кнопка. Поднять шлагбаум она не может, но зато быстро свяжется, подобно домофону, с диспетчером. И если путь свободен, шлагбаум поднимается.

В Англии (и вообще в Европе) водители настолько дисциплинированны, что переезды в небольших городках порой обходятся лишь перемигивающимися красными огнями.

В Англии есть переезды, где само устройство шлагбаумов подчеркивает равноправие поездов и автомобилей. Разумеется, речь о малонапряженных ветках, где все делает вручную специальный смотритель. Он поворачивает шлагбаумы, закрывая проезд либо авто, либо паровозу. Простая и ровная схема всего с двумя барьерами.

Когда-то шлагбаумы на переездах были такими длинными, что перекрывали сразу все полосы движения. Но возникла проблема: автомобиль выехал на пути под закрывающийся шлагбаум, а убраться с переезда он уже не успеет.

Если же движение напряженное, то без шлагбаумов – никак. Более того, под ними подвесили сетку, чтобы даже собака не проскочила!

Выход нашли, укоротив «палку». Само собой, тут же нашлись лихачи, нагло преодолевающие закрытый переезд недозволенным зигзагом. В России на них нашли управу, соорудив поднимающиеся из-под земли барьеры, которые при выезде можно придавить колесами, но штурмовать в лоб решительно невозможно. Европейцы поступили гуманнее: поставили вместо двух четыре коротких шлагбаума, работающие с задержкой. Сначала опускаются два «на въезд», потом – еще два «на выезд».

ГДЕ У ПОЕЗДА ХВОСТ?

Когда открывать шлагбаум? В нашем мире автоматики поезд замыкает своим железным колесом контакт, расположенный сразу за переездом. Но как узнать, что мимо контакта прошло последнее колесо состава, если их не одна сотня? На помощь приходит таймер с установленной задержкой в несколько секунд. Каждое следующее колесо сбрасывает его в начало отсчета, и только последнее замыкание становится командой шлагбауму. Правда, если состав остановится на переезде, это может сбить автомат с толку, но водители-то, даже самые несознательные, не поедут на таран. К тому же на этот случай сегодня есть и дополнительные – индукционные датчики, отменяющие преждевременный подъем шлагбаума.

* * *

Переезды, появившиеся еще до рождения автомобиля, стали сегодня одним из раздражителей для водителя: перед ними всегда приходится сбрасывать скорость, а то и вовсе останавливаться на неопределенное время. Но как знать: может быть, через годы, когда рельсы и асфальт окончательно разойдутся на разные уровни, мы еще затоскуем о возможности постоять перед шлагбаумом в ожидании свистка Локомотива, приветствующего Автомобиль...

НАША СПРАВКА

НЕЛЬЗЯ!

В ряде европейских стран при обустройстве переездов запрещено:

делать их на участках, где скорость поездов может превышать 160 км/ч;

организовывать пересечение путей для троллейбусов и трамваев;

строить новые переезды. Напротив, действуют программы замены старых одноуровневых переездов путепроводами из расчета 4:1, то есть один мост вместо четырех переездов.

держать шлагбаумы закрытыми более 10 минут подряд. Если такое происходит, на место выезжает бригада ремонтников.

Подпишитесь на «За рулем» в