Сколько литров с гектара?

Сколько литров с гектара?

Нефтяной кризис приучил современный автомобиль ездить даже – извините! – на дерьме. Нет, мы не имеем в виду разбодяженный разными присадками паленый бензин – речь идет о высококачественном топливе, синтезированном из… гм-м-м, этого самого, в буквальном смысле слова. Такие заводы сейчас растут как грибы в самых разных регионах. Причем не гнушаются поисками альтернативы даже такие «подсевшие на нефть» мировые концерны, как «Шелл». Нет сомнений: через несколько лет в резервуарах АЗС можно будет найти и биоэтанол, и «санфьюэл» (напомним: словом sunfuel обозначают синтетическое жидкое топливо, полученное из биомассы или органических отходов, а synfuel – то же самое, но синтезированное, например, из ископаемого природного газа).

А коли так – стоит заранее прикинуть, во что обойдется езда на новых альтернативных топливах.

Стоимость производства альтернативного топлива в количестве, содержащем один киловатт-час энергии.

ТОПЛИВО ВМЕСТО ЕДЫ?

Сам по себе технологический процесс получения синтетического жидкого топлива (а оно, вне всяких сомнений, – самое удобное для практического применения) не слишком сложен и не слишком дорог даже сегодня. Потому и появляются экспериментальные заводы по перегонке биомассы из того самого дерьма без кавычек. Все вроде бы хорошо, пока речь идет о заправке относительно малочисленного парка. Но что будет, если топлива понадобится столько же, сколько сегодня бензина, и даже больше (не забудем о стремительной автомобилизации таких гигантов, как Китай и Индия)? Отходов может не хватить, а выращивание биомассы специально для переработки в горючее всегда будет делом дорогим и хлопотным. Вспахать, посеять, вырастить, убрать – и все это на гигантских площадях!

Столько легковых автомобилей гольф-класса сможет обеспечить топливом один гектар в течение года.

Может, все же сориентироваться на водород и топливные элементы, как на движущую силу авто будущего? Профессор Ульрих Бюнгер утверждает, что если «засеять» поле не сырьевой культурой, а солнечными батареями или ветряками, то с гектара можно будет снять в 10 (!) раз больше энергии, чем даст «выращенное» топливо. Учитывая высокую эффективность топливных элементов, этой энергии хватит, чтобы заправить водородом в 20 раз больше легковых авто! Единожды установив панели фотоэлементов, не придется думать об уходе – разве что пыль сметать.

Этот завод перегонит в топливо все, даже цветы.

Есть и другие экзотические проекты получения даровой энергии. Например, американский инженер Энтони Мамо предложил соединить области с традиционно повышенным и пониженным атмосферным давлением длинной трубой с турбиной на конце. Его расчеты показали: даже при разнице давлений на входе и выходе в 0,03 бар через 200–300 км в трубе будет дуть сверхзвуковой ветер – вот вам сотни мегаватт «от гидрометцентра»!

В Пенсильвании тем временем вывели бактерии, которым очень нравятся фекалии. Настолько, что они в благодарность выдают электрический ток, достаточный для освещения туалета. А если заселить этими крошками всю канализацию мегаполиса, то троллейбусы и трамваи в нем станут вообще бесплатными! Другие микроорганизмы – для другого рода отходов, но с тем же эффектом открыли Чарльз Милликен и Гарольд Мэй из штата Южная Каролина…

ФИНАНСЫ И РОМАНСЫ

Самым дорогим источником биоэнергии на сегодня является рапс: каждый полученный из него гигаджоуль обходится в 16,7 евро. Почти вдвое дешевле сахарная свекла – 9,2 евро/ГДж. Некий лорд Рукер уже открыл в Уиссингтоне (Англия) завод по перегонке ее в биоэтанол. 70 млн. литров спирта получатся тут из 110 000 т свеклы. Еще примерно вдвое дешевле обойдется энергия из древесных опилок.

А теперь посмотрим на график, где нет непонятных гигаджоулей, а есть привычные цены на топливо (в энергетическом эквиваленте литра бензина – то есть цена не именно литра, а такого количества, которое даст столько же энергии, сколько литр бензина). Расчет сделан при стоимости нефти в 100 долларов за баррель, но без учета налогов на топливо, которые в каждой стране свои.

Именно из-за отсутствия этих налогов новые топлива получились несколько дороже бензина. Не дери правительства с автолюбителей три шкуры, топливо из опилок уже сегодня стоило бы не дороже обычного!

Казалось бы, водород пока явно дороговат, особенно полученный с помощью солнечных батарей. Из таблицы видно, насколько дороже обойдется пробег 100 км автомобилем гольф-класса с учетом различных технологий. Видите: если не сжигать летучий газ в цилиндрах, а получать из него электричество в топливных элементах, то поездка за сто верст обойдется всего-то на 30 евроцентов дороже! Не считая, правда, разницы в цене самого автомобиля…

Подпишитесь на «За рулем» в