В стране льда — журнал За рулем

В стране льда

В стране льда

БЫЛИ СБОРЫ НЕДОЛГИ

Самое комфортное время для посещения Исландии — июль и август (средняя дневная температура по стране — плюс 15), поэтому на классический летний отдых рассчитывать не приходилось. Мы выбрали август, и под ухмылки родственников и коллег (мол, по-ехали бы лучше в Турцию!) стали готовиться...

Путеводителя не только на русском, но даже и на английском в Москве не нашли. Оно и понятно: по статистике, Исландия — одна из наименее посещаемых российскими туристами стран Европы. В Интернете кое-что отыскалось, но тоже немного.

Выбор турагентств, занимающихся Исландией, в Москве тоже не слишком богат, но цены разнятся более чем в 1,5 раза. Для справки: несмотря на то, что в Москве есть посольство Исландии (миленький особнячок в тихом центре), визы туда оформляет посольство Дании (наверное, на правах бывшей хозяйки «страны льда»: Исландия получила независимость в 1944 году).

Водопады, в общем-то, видели все — но такое их количество и разнообразие, как здесь, вы едва ли найдете где-то еще.
Водопады, в общем-то, видели все — но такое их количество и разнообразие, как здесь, вы едва ли найдете где-то еще.

Из множества предложенных туров мы выбрали два дня в Рейкьявике и восемь дней по кольцевой дороге, опоясывающей остров, за рулем арендованной машины. Перелет предлагают на выбор почти в любую европейскую столицу, но предпочтение отдается Скандинавским странам: ближе к Исландии, да и стыковки удобнее. Однако — попасть на сам остров можно только самолетами компании IcelandAir, всем другим «влет» закрыт. Грузовые рейсы осуществляются подразделением той же IcelandAir…

Встречаются «города», где живет 300–500 человек, и все же они считаются городами, а не поселками.
Встречаются «города», где живет 300–500 человек, и все же они считаются городами, а не поселками.

ССС — САМАЯ СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА

Вылетев из Осло и увидев через пару часов в иллюминаторе черную, безжизненную землю, загрустили было: «Зачем мы сюда поехали?» Однако аэропорт Кефлавик (находящийся в одноименном городе в 60 км от Рейкьявика) оказался большим и шумным, вопреки нашим ожиданиям увидеть полное захолустье. Нас никто не встречал, не провожал и не опекал. Как было условлено еще в Москве, на одной из стоек туркомпаний, прямо в аэропорту, забрали приготовленный для нас пакет с картой страны, подробным планом каждого дня, ваучером на все гостиницы по маршруту и другой полезной информацией.

Исландия встретила солнечной и ясной погодой, но портил ее сильнейший, пронизывающий до костей ветер. Пришлось надевать свитера, куртки и даже шапки (невольно вспомнилась покинутая утром Москва, изнывавшая от 30-градусной жары). Погрузившись в автобус (оплаченный из Москвы), который отходит каждые 15–20 минут, поехали в Рейкьявик, в гостиницу. По дороге миновали постамент с искореженной в аварии «Тойотой-Ярис» с подписью Drive in Iceland carefully — «Рулите в Исландии осторожно». Хорошенькое начало.

Вода в этом озере горячая в любое время года. А вы купаетесь — в дыму и паре…
Вода в этом озере горячая в любое время года. А вы купаетесь — в дыму и паре…

Рейкьявик — самая северная столица Европы, а заодно и самая горячая; она славится ночными клубами и бурной ночной жизнью. Размеренный и тихий в будни, центр Рейкьявика вечером в уик-энд наполняется пестрой, а порой и экзотической публикой — полупьяная молодежь, целующиеся на газонах гомосексуалисты, накрашенные трансвеститы, немолодые длинноволосые рокеры на мотоциклах, семейные пары с колясками вперемешку с толпами туристов и другим местным людом. Воистину — город контрастов!

По нашим наблюдениям, примерно 40% рынка занимает «Тойота» — «европейцы» довольно редки. Но несколько раз встретилась наша «Нива», а однажды — «копейка». А в одном месте видели маленький автосервис с табличкой «LADA».
По нашим наблюдениям, примерно 40% рынка занимает «Тойота» — «европейцы» довольно редки. Но несколько раз встретилась наша «Нива», а однажды — «копейка». А в одном месте видели маленький автосервис с табличкой «LADA».

Что стоит смотреть в Рейкьявике? Кукольные особнячки центра города, памятник викингам (похож на собрание алюминиевых рогов). Главный собор, основное строительство которого закончено в 1980-х годах, галерею современного искусства, «Перлан» — городское водохранилище, совмещенное с туристическим объектом и смотровой площадкой. Ну и, конечно, разнообразные музеи. Стоит посетить один из ресторанов центра, где вам предложат и кусочек китового мяса, и немножко мяса птички паффин (национальный символ Исландии), что-нибудь эдакое из акулы и рюмочку местного «исландского шнапса» — бренневина. Обед из этих штучек обойдется вам примерно в 200 евро на двоих — Исландия не просто дорогая, а очень дорогая страна!

Не скроем — Рейкьявик забавен, мил, но не ради него стоит посещать страну. Самое притягательное в Исландии — ее природа, которая начинается прямо за порогом столицы. Пересекли мы этот порог на машине, аренду которой заказали еще в Москве — «Тойота-Аурек» (1,4 л, 2007 года выпуска).

ЗА ПОРОГОМ

Природа здесь уникальна — в прямом и точном смысле этого слова. Фьорды! Гейзеры! Геотермальные зоны! Места, где земля под вами реально дымится! А еще здесь можно увидеть целое озеро, в котором плавают айсберги! Настоящие, отколовшиеся от древних ледников. А вы катаетесь на амфибии посреди голубого царства айсбергов… Кстати, ледники занимают значительную часть страны — они простираются на десятки километров.

Мы проехали по Исландии более 2000 км, и не было дня, когда бы не увидели хоть что-то нас удивившее. Заметим, что один из нас побывал в сорока странах, и его поразить трудно.

Каковы особенности местных «автопробегов»? Движение привычное, правостороннее. Ориентироваться довольно легко — везде расставлены указатели, правда, на исландском языке. Скорость в населенных пунктах ограничена 50 км/ч, а в крупных городах — местами до 30. Кстати, насчет «крупных»: население Исландии — 300 тыс. человек, из них 170 тыс. живут в Рейкьявике. Во втором по величине городе, «северной столице» Акюрейри — 15 тысяч.

За пределами городов разрешена скорость 90 км/ч (некоторые разгоняются и до 120, но не более). К быстрой езде подталкивает пустынность дорог — можно ехать 10–15 минут и не встретить ни одной машины: авторай после московских пробок. Но иногда мы встречали неспешные караваны из пяти-шести машин. Думали, большая компания едет на пикник. Оказалось, все проще: первая машина держит 90 км/ч, а другие не хотят ее обгонять. Законопослушные исландцы не любят слишком быстрой езды, хотя в Исландии нет столь привычных для россиян стационарных постов ДПС-ГАИ. Вообще полицию мы почти не встречали, впрочем, как и аварии.

Мы старались не нарушать скоростной режим, хотя и машина, и дороги позволяли ехать под 200. Шоссе в провинции двухполосные, а многочисленные мосты, как правило, однорядные. Разъезжаются так: кто первым подъехал, тот сначала и проедет. А если одновременно? Без проблем: исландцы очень вежливы и доброжелательны. Никто не будет ссориться из-за очереди — пропустят, да еще и улыбнутся.

Основные трассы содержатся в отличном состоянии, хотя немало и грунтовок. А вот железных дорог нет и, скорее всего, никогда не будет. Если вы захотите съехать в сторону, обязательно нужен полноприводный автомобиль, иначе по горному району, пересеченному мелкими реками без мостов, не проехать. В такой местности стоит остерегаться камнепадов и «слепых» поворотов. И еще — овец, причем повсеместно. Они вольно пасутся вдоль дорог и частенько на них выбегают.

Привычных нам придорожных кафе в Исландии не водится. Поесть можно на некоторых заправках и в кафе-ресторанах, расположенных в городках. Скромный обед из двух блюд — около 50 евро с человека: дорого. Поэтому многие автотуристы предпочитают закупать провиант в сетевых супермаркетах Bonus по более доступным ценнам.

А вот алкоголь в обычных магазинах не продается (разве что двухградусное пиво). Вино, водку (бутылка — 45 евро), коньяк и более крепкое пиво отпускают в специальных магазинах.

Заправки попадаются регулярно, литр 95-го стоит 1,6 евро (для сравнения: в Австрии в это время он стоил 1,2 евро). Зато помыть машину можно бесплатно: для этого почти на каждой заправке отведено место, оборудованное шлангами со щетками на конце.

В Исландии ездят на хороших машинах. Преимущественно — на японских. По дорогам колесит множество кемперов со всей Европы (в основном из Германии, Италии, Франции ), попадающих туда паромом. Российских туристов мало, хотя однажды видели микроавтобус с московскими номерами.

А жаль, что россиян там почти нет. Набор удовольствий в Исландии простирается от уютного комфорта до экстрима. Мы упомянули гейзеры, водопады, горячие озера и айсберги. А ведь есть еще удивительной красоты тихое озеро Миватн со стаями разнообразных птиц. Есть еще одно «птичье царство» — Вестманнаэйярские острова. Есть и возможность покататься на очаровательных исландских пони. А из китовой столицы страны — порта Хусавик — можно выйти на кораблике в море и, если повезет, увидеть там китов. А еще — прогуляться на лыжах и снегоходах по ледникам или полюбоваться горными пейзажами.

Хотите попробовать воду, которую пили мамонты? Достаточно отколоть кусочек от ледника, замерзшего гораздо раньше, чем человек произошел от обезьяны.

Заповедный, труднодоступный, изрезанный фьордами полуостров Исафьордюр привлекает нетронутой, первобытной природой. Любители острых ощущений смогут испытать себя — искупаться в нескольких километрах от Северного полярного круга. Велик соблазн слетать из Исландии на денек в Гренландию — «потоптать загадочную ледяную мантию».

Трудно перечислить все интересное. Лучше увидеть — хотя бы один раз. Запомнится на всю жизнь.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые