Дороги: В объезд – за деньги

Нам уже который год обещают, что планируемая сеть платных автодорог способна в корне изменить привычную жизнь автомобилистов. Но пока в категорию платных переводят лишь наиболее оживленные участки основных магистралей страны.

Мы решили узнать на собственном опыте, каково будет ехать по трассе «Дон» уже этой осенью, когда на платную основу переведут три ее участка общей протяженностью 115 км. Если конкретно, это вновь построенные обходы городов Богородицка и Ефремова в Тульской области, а также Задонска и села Хлевного – в Липецкой. Новые участки практически достроены (а некоторые даже сданы), но денег за проезд не берут. Пока. Поэтому уже сейчас можно спокойно сравнить, где быстрее и комфортнее ехать – по старым бесплатным дорогам или по новым платным?

НА ВСЕ ДЕНЬГИ

Первый участок – объезд Богородицка: 35 км отличного шоссе с разделительным барьером посредине и разметкой; вдоль трассы выстроились фонарные столбы – правда, света пока нет. Шикарная дорога: можно мчаться со скоростью до 120 км/ч (когда участок будет полностью запущен, говорят, разрешат даже быстрее…) Мы и пролетели весь участок за какие-то 16 минут, привычно не заплатив ни копейки. Но осенью (точную дату пока не называют) тут появятся турникеты, у которых придется достать кошелек.

Вторая платная альтернатива совсем недалеко:обход города Ефремова. Но в конце мая здесь еще полным ходом шли строительные работы и проехать по нему не удалось. Говорят, он ничем не хуже первого: и барьеры есть, и разметка, и свет… Первая категория! Длина – 34 км.

Будущий платный участок трассы М4 в районе Задонска. Красота!

Третий участок – самый протяженный: 52 км; он огибает город Задонск и село Хлевное. Этот готов полностью, а еще интересен тем, что одна его часть (20 км в объезд Хлевного) сдана в эксплуатацию более десяти лет назад и там уже вовсю собирают с проезжающих деньги. За легковой автомобиль надо отдать 20 рублей. Большинство автомобилистов-транзитников предпочитают заплатить за проезд по комфортной и скоростной дороге. Во всяком случае, мы остановились у развилки двух дорог (платной и обычной), недалеко от турникета, и в течение получаса добросовестно считали машины. Водители восьми легковушек из десяти выбирали платный вариант! А почти все, кто сворачивал на бесплатную дорогу, были с местными, «48-ми» номерами!

Новый объезд Богородицка наш GPS-навигатор пока не находит. На самом деле здесь не чистое поле, а современный автобан.

Если вычесть пару минут, потраченных на проезд через турникет, то все 52 км можно преодолеть за 25 минут – на разрешенной скорости!

На всем протяжении трассы «Дон» идет масштабная реконструкция. К 2014 году на всем своем протяжении она получит первую категорию.

НА ХАЛЯВУ

В обратный путь решили двинуть по альтернативным дорогам. Честно говоря, думали увидеть там грязь и разруху, сфотографировать ямы, в которые проваливаются машины… К счастью, ничего подобного мы не нашли: во всех трех случаях бесплатная дорога – вполне приличного качества и везде соответствует требованиям третьей технической категории: асфальтовое покрытие, по полосе в каждую сторону, посредине, как правило, двойная сплошная.

На турникете при въезде участок возле села Хлевное очередей пока нет. Но летом тут проходит до 50 тыс. автомобилей в сутки.

Скорость ограничена ПДД – стандартные 90 км/ч за городом. Но большей частью дорога проходит по территории населенных пунктов, где максимальная разрешенная скорость иной раз – 40 км/ч. Хватает и светофоров, и «лежачих полицейских». Приходится быть осторожным и по другой причине: дорогу то и дело перебегают местные жители, часто нетрезвые.

Немного статистики. Старая дорога через Богородицк насчитывает 32 км (обход – 35 км), на проезд мы потратили всего полчаса. Но по объездной все равно вдвое быстрее. Бесплатная дорога через Задонск, Хлевное и Конь-Колодезь длится 48 км (обход – 52 км), но ехать по ней почти час! Кстати, там у нас местами пропадала мобильная связь – еще одно неудобство. По платной дороге опять получается в два раза быстрее. И безопаснее.

Качество альтернативных дорог неплохое, но проложены они, как правило, через населенные пункты. Хватает и светофоров, и пешеходов-нарушителей

А теперь краткий вывод из результатов нашего небольшого рейда: принципиальных неудобств платные дороги в нашу жизнь не внесут. Наоборот, ехать по ним можно быстро и с комфортом, потому их, без сомнения, выберут те, кто ценит время и безопасность. Для тех, кому важнее халява, всегда существует альтернатива. Вот мы и подошли к самой сути: общество согласится на появление платных трасс, если у них обязательно будут бесплатные дублеры! И если такса за проезд не вырастет до нереальных цифр. Нам обещают, что ее установят на уровне 1 рубля за 1 км для легковых автомобилей, от 2 до 4 рублей – для грузовых (в зависимости от веса). За 115 рублей в сумме я, пожалуй, пока соглашусь объехать населенные пункты и с ветерком полететь в сторону моря…

Правда, уже в будущем году согласно планам дорожников протяженность платных участков на трассе «Дон» увеличится, а в 2014 году, чтобы доехать с комфортом до столицы зимней Олимпиады, придется отдать почти 800 рублей! Считай, бак бензина по сегодняшним ценам. И это если не повысят тарифы. Вот тут я уже крепко подумаю, какую дорогу выбрать…

ПЛАНОВ – ГРОМАДЬЕ

Всего в доверительное управление госкомпании «Автодор» в 2010–2011 годах планируется передать три федеральные трассы. Кроме М4 «Дон» (протяженность – 1517 км) и М1 «Беларусь» (450 км), это М3 «Украина» (489 км). Всего из 3 тыс. км, которые отойдут «Автодору» до 2015 года, платными станут 1412 км (46%). Все доходы планируется направлять на содержание и ремонт подведомственных компании дорог – как платных, так и альтернативных. Уже через пять лет, по оценкам экспертов, «Автодор» сможет отказаться от федеральных субсидий и жить «на свои». А пока общий объем капиталовложений в развитие платных трасс запланирован в размере около 1,5 трлн. рублей, причем большую часть этой суммы составят, естественно, бюджетные средства. Планируются и частные инвестиции, примерно 30–35% всей суммы.

Подпишитесь на «За рулем» в