Сезон экстрима: Зима катит в глаза... — журнал За рулем

Сезон экстрима: Зима катит в глаза...

Около 1000 ДТП ежедневно, по данным ГИБДД, совершается в столице в зимнее время. Снегопад увеличивает эту цифру в полтора-три раза

Шутка о том, что в России каждый год зима наступает внезапно, не теряет актуальности и по сей день. Совсем скоро территория нашей страны в очередной раз будет «неожиданно» завалена снегом. А под ним надолго исчезнет дорожная инфраструктура — разметка, ямы и колодцы, местами и дорожные знаки с фонарями… Проезжая часть превратится в каток, на котором мы будем лавировать, стараясь удержать автомобиль от сносов-заносов и не зацепить собрата по рулю, выписывающего аналогичные пируэты.

Главный закон зимней дороги — особая осторожность, ведь порой очень трудно определить длину тормозного пути на покрытии с отблеском неизвестности — это может быть лед, реагенты или даже вода… Зимние шины — вещь, безусловно, необходимая, но даже они вовсе не гарантируют столь же уверенного передвижения по дорогам, как в летний период. Поэтому настало время переключить «тумблер» в голове на зимний режим, а заодно вспомнить о тех простых правилах, которые избавят от многих неприятностей, и о тех доступных аксессуарах, которые помогут избежать зимних «сюрпризов».

Сезон экстрима

Сезон экстрима

Простые правила для трудной дороги

1. Соблюдайте скоростной режим. Все виражи и пируэты, которые сходили с рук (точнее, с колес) летом, на скользкой дороге могут привести к печальным последствиям. И не забудьте, что на снегу тормозной путь увеличивается втрое против обычного. Поэтому желанию полихачить — однозначное «нет»! 

2. Зимняя дорога редко бывает сухой. Она не терпит резкого вождения. Все операции: вращение руля, переключение передач, работа газом и сцеплением — должны быть максимально плавными. Иначе колеса потеряют сцепление с дорогой, а резкая пробуксовка ведущих колес вызовет занос или снос.

3. Если ваш автомобиль оборудован электронными средствами безопасности вроде антиблокировочной, стабилизирующей или противобуксовочной систем (кстати, вы помните перечень оборудования своей машины?), то в экстремальной ситуации следует тормозить «в пол». Не надо пугаться импульсов на педали и уменьшать усилие нажатия. Электроника сама позаботится о том, чтобы колеса не заблокировались и автомобиль сохранил способность, замедляясь, объехать препятствие. Если же машина не оборудована спасительной электроникой, тормозить надо ступенчато — быстро, но вместе с тем плавно увеличивая усилие на педали. Либо тормозить прерывисто, имитируя работу ABS. Лучший способ торможения — двигателем на более низкой передаче, чем требовалось бы на сухой дороге.

4. Пешеход зимой замечает автомобиль значительно позже. В теплой верхней одежде он хуже слышит и ему труднее следить за движением. Возле остановок маршрутного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуется наледь. Будьте здесь особенно осторожны!

5. На скользкой дороге трогайтесь с места на второй передаче: так меньше вероятность забуксовать.

6. Замерзшие окна ограничивают обзорность, а теплая одежда стесняет движения. Учитывайте это при маневрировании.

7. Оставляя автомобиль на морозе, не пользуйтесь ручным тормозом, включайте передачу: увлажненные колодки могут примерзнуть к тормозным барабанам.

8. Очень полезно найти время и свободную заснеженную площадку, чтобы освежить свои зимние водительские навыки, а если автомобиль новый, тем более надо обязательно прочувствовать, как он будет себя вести в таких сложных условиях.

Прогноз от ГИБДД

Автоинспекция призывает всех, кто еще не сменил летнюю резину на зимнюю, срочно «переобуть» свои автомобили. Впереди ненастная погода, понижение температуры и снег с дождем. «Погодные условия ухудшились, что требует от водителей повышенной бдительности и аккуратности», — заявил начальник отдела пропаганды ДОБДД МВД РФ полковник милиции Владимир Шевченко.

Теплые зимы расслабили жителей больших городов, где зачастую до января снега не было вообще. Но предыдущая чрезвычайно холодная и снежная зима заставила граждан вспомнить о жестоких морозах, заносах и ледяных дорогах. Эта зима обещает быть столь же неприятной. По сведениям ГИБДД, владельцы машин, не сменивших покрышки на колесах, в этот период становятся виновниками большинства ДТП. При этом в законодательстве не прописана норма, обязывающая водителей в зимнее время ездить на шипованной резине, «поэтому инспектора ДПС будут убеждать водителей только словами, рассказывая им о возможных последствиях ДТП на скользкой дороге».

Опытные сотрудники ГАИ напоминают, что также нужно внимательнее следить за уровнем незамерзающей жидкости в бачке стеклоомывателя. В условиях плотного городского движения качество обзора имеет большое значение. Зимой стекла загрязняются быстро, и от работы стеклоочистителя порой очень многое зависит. Если есть возможность, то лучше поменять дворники на зимние с мягкими очистителями. Не забывайте, что в слякоть фары и габариты автомобиля нужно чаще мыть. Свет фар повышает безопасность дорожного движения в среднем на 20 процентов.

Снегопады 2010 года показали слабую подготовку коммунальных служб к содержанию улично-дорожной сети. Основные недостатки — отсутствие должного количества спецтехники по уборке проезжей части от уплотненного слоя снега, отсутствие техники по погрузке и вывозу снега. Поэтому ГИБДД в этом году будет уделять внимание действию всех структур.

Ответит ли за ДТП погода?

Сергей Радько

Сергей Радько

Если ДТП произошло на скользкой и неочищенной дороге, есть ли шансы получить хоть что-то с организаций, ответственных за очистку улиц? Попробуем разобраться с помощью адвоката Сергея Радько.

Теория... ...и практика
Пункт 10.1 Правил дорожного движения обязывает водителя вести свое транспортное средство со скоростью, не превышающей установленную, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеоусловия, в частности, видимость в направлении движения. Именно этот пункт обычно и вменяется в вину водителю, попавшему в ДТП в плохих погодных условиях. После этого шансы обвинить дорожников в ДТП тают до нуля — «сам виноват». Поэтому даже определение об отказе в возбуждении дела, если в нем указано про несоблюдение требований пункта 10.1, необходимо обжаловать.
На месте происшествия документы составляют сотрудники ГИБДД, они вряд ли зафиксируют состояние дороги и метеоусловия Необходимо настоять, чтобы в протоколе, схеме ДТП и прочих документах было отражено наличие на дороге корки льда, снега, наледи и пр., а все документы нужно обязательно прочитать перед подписанием! Состояние дорожного покрытия и всю обстановку на месте ДТП нужно сфотографировать. И записать адреса и координаты свидетелей — их показания впоследствии могут очень пригодиться.
В территориальное подразделение ГИБДД подается заявление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц и организации, ответственных за данный участок дороги (статья 12.34 КоАП). В случае, если вина дорожников будет установлена, шансы водителя отстоять свои права повышаются. С постановлением ГИБДД (органа, уполномоченного следить за обеспечением безопасности дорожного движения) очень трудно будет поспорить. Однако для подтверждения вины дорожников в этой ситуации (и взыскания ущерба) надо доказать противоправность их действий, точнее, бездействия, что в данном случае весьма проблематично.
Пункт 3.1.4 ГОСТа Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию…» устанавливает, что коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной ПДД скоростью и быть не менее 0,3 (без рисунка протектора) и 0,4 (с рисунком протектора). Однако измерять коэффициент сцепления можно только прибором ПКРС-2 (прибор контроля ровности и сцепления). А на вооружении ГИБДД такие приборы есть только в службе Дорожной инспекции и организации движения (ДИОД). Сотрудники этой службы не выезжают на место происшествия, а потому зафиксировать нарушение требований ГОСТа предусмотренным им способом практически нереально. Поэтому надо самим фиксировать ситуацию на дороге.
Пункт 3.1.6 того же ГОСТа устанавливает сроки ликвидации зимней скользкости. Хотя сроки эти сравнительно небольшие (для дорог разных категорий они составляют от 4 до 6 часов), исчисляются они с момента обнаружения скользкости дороги, а это означает, что точно установить время бездействия дорожников практически невозможно.

Даже при всей очевидности ситуации юридически обосновать претензии к дорожникам сложно. Решения судов о взыскании с них компенсаций за ДТП практически неизвестны. Но свои права надо знать.

Безопасность

Безопасность

К зиме готовы?

УГИБДД Москвы уже провело совещание городских служб и подразделений, которое было посвящено взаимодействию и работе в зимний период сезона 2010/2011 гг. Прошлой зимой несвоевременная очистка улиц и дорог привела к увеличению числа ДТП, сопутствующим фактором которых явились неудовлетворительные дорожные условия (колейность, уплотненный слой снега, зауженность проезжей части, формирование снежных валов в нарушение норм).

Службы ГИБДД неоднократно выдавали предписания на устранение выявленных недостатков организациям, отвечающим за содержание улично-дорожной сети в зимний период. Сегодня создан городской штаб по организации уборки территорий города в зимний период. Одна из его основных задач — контролировать наведение порядка на столичных магистралях, улицах и дворах, с тем чтобы обеспечить их хорошую пропускную способность.Столичная автоинспекция планирует провести учения, в которых будет отработана операция «Затор». Это поможет быстрее отреагировать на ухудшение пропускной способности улиц в случае внезапного снегопада. Патрульные машины обеспечат этой зимой сопровождение более 1400 колонн уборочной техники. Дорожные службы Подмосковья также готовы к зимнему периоду.

Серьезных претензий к дорожным организациям не имеется, готовность к зимнему периоду составляет 75–90%. Более 2,5 тыс. сотрудников ДПС ежедневно осуществляют контроль за состоянием дорог Подмосковья, отслеживают прогнозы синоптиков. Уже сейчас заранее посыпаются песчаносолевой смесью мосты и путепроводы на основных магистралях области. К началу зимнего периода при управлении ГИБДД заработает штаб по координации движения автотранспорта на подмосковных дорогах. При экстремальных погодных условиях будут временно закрываться некоторые автотрассы. Подобная практика существует во многих странах. С 13 декабря по 10 января в Москве пройдет общегородской профилактический рейд «Зимние каникулы». Около школ и дошкольных учреждений сотрудники ГИБДД будут помогать обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение учащихся.

Что положить в багажник

Пожалуй, самый необходимый «тандем» зимних аксессуаров — скребок и щетка (часто они объединены в одно целое) для очистки стекол, покрытых инеем и снегом. Так что не забудьте удостовериться, что эти приспособления лежат в вашем багажнике. Продвинутые владельцы могут обзавестись электроскребком. Внешне он напоминает обычный скребок, но в его корпус встроена электрическая спираль, которая нагревается под воздействием тока из бортовой сети автомобиля и способна быстро растопить налет или даже ледяную корку на стеклах и кузове автомобиля.

Еще один важный предмет — небольшая лопата. Прошлая зима показала, что обильный покров мокрого снега к утру может подмерзнуть, так что образовавшуюся «подушку» придется не только отбрасывать, но и скалывать. Поэтому желательно чтобы совок лопаты был достаточно прочным и имел заостренную форму.

Лопата

Лопата

Забуксовать на наших дорогах — дело вполне обычное. Как правило, в таких ситуациях под ведущие колеса подкладывают подручные материалы вроде веток или кусков упаковочного картона. Но надежнее на этот случай возить в багажнике специальные противобуксовочные приспособления — складные (или сворачиваемые) пластиковые или резиновые траки. Есть и более демократичный, но вполне эффективный вариант — пластиковая «колючая» дорожка, которую обычно расстилают перед офисами для вытирания ног.

Выгребать слякоть и выливать воду из резиновых ковриков — дело неблагодарное. Да и микроклимат в салоне грязная талая вода не улучшает, а вот обувь и низ брюк пачкаются. Решением проблемы может стать влаговпитывающий коврик, который способен вобрать в себя пару литров жидкости, сохраняя внешнюю поверхность практически сухой. Потом такой «памперс» просто выбрасывается и заменяется на новый.

201011230834_7_2

201011230834_7_2

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Количество просмотров18361
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: