Дорожная реформа: фондовый рынок — журнал За рулем

Дорожная реформа: фондовый рынок

В Государственной думе рассматривается законопроект создания в России федерального и региональных дорожных фондов. Как мы заживем при новой системе и приведет ли она к дорожно-строительному буму?

1

1

В этом году в Россию возвращаются федеральный и региональные дорожные фонды, прикрытые десять лет назад (как утверждалось — из-за воровства). Наполняться они будут за счет нового акциза на моторное топливо и масла, транспортного налога и платы за проезд по российским дорогам грузовиков массой более 12 т. Еще в копилку попадут средства от использования имущества на федеральных трассах, передачи в аренду прилегающих земельных участков и присоединения объектов дорожного сервиса. Возможно, прибавятся еще сборы за проезд иностранных автомобилей по российским дорогам.

Систему дорожных фондов придумали не в России: схема, действовавшая в 90-е годы прошлого века, была скопирована с американской. Там она исправно работает больше 70 лет. У нас — всего ничего. Но как только их не стало, финансирование этой сферы сократилось с 2,8% ВВП до 0,8%. На что строить дороги?

Денежная масса

С новым законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты» придется переработать Бюджетный кодекс, КоАП и Закон об автомобильных дорогах. Депутаты намерены принять закон к началу весны, а в Минтрансе, по некоторым сведениям, полным ходом идет формирование структуры, которая сразу преобразится в федеральный фонд. Чтобы он мог заработать уже в первом полугодии.

Базовый объем федерального дорожного фонда (за счет бюджетных ассигнований) составит 338 млрд. руб., в 2013 году — 584 млрд. Деньги поделят поровну между федерацией и субъектами. Плата за проезд грузовиков массой свыше 12 т будет введена с 2012 года и составит от 4,2 до 13,7 тыс. руб. в год (в зависимости от типа транспорта). Эта мера позволит ежегодно пополнять фонд еще на 60 млрд. руб.

Параллельно вводятся чудовищные наказания для тех, кто не захочет платить сбор: от 5 тыс. руб. до лишения прав для водителей и от 40 тыс. до 340 тыс. руб. для владельцев фур. Штрафы, видимо, тоже пополнят фонд.

Раз денег на дороги станет больше — надеюсь, больше станет и новых дорог. Но пока главная цель, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, — привести в нормативное состояние 85% федеральных трасс к 2015 году (сейчас нормативам соответствует лишь треть таких дорог).

Темная сторона

Все вроде здорово, но неприятный осадочек остался. Когда летом прошлого года озвучили идею дорфондов, обещали упразднить налог с владельцев транспортных средств: мол, теперь будут платить те, кто ездит, а не те, кто просто имеет машину. Однако отыграли назад: в большинстве областей налог практически не изменился, а кое-где даже повысился.

Вынь да положь

За три года только из-за нового акциза бензин реально подорожает — даже не на 3, а на 4,5 руб. за литр (некоторые аналитики утверждают, что еще значительнее). То есть автомобилисты из своего кармана выложат на дороги дополнительно почти 300 млрд. руб. А что изменится? Простым созданием фонда эффективность не повысить. Ведь основные проблемы дорожного строительства порождены не столько дефицитом средств, сколько неэффективностью их расходования. А посему — есть серьезные замечания к законопроекту.

Глава Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям М. Шаккум сразу обратил внимание на то, что положения о Федеральном дорожном фонде и региональных есть, а вот кому надлежит финансировать муниципальные дороги — неизвестно. А ведь муниципалитеты у нас владеют половиной (524 тыс. км!) всех дорог.

Иные...

Аналитики Национального антикоррупционного комитета (НАК), изучив закон, пришли к выводу, что принимать документ в сегодняшнем виде просто опасно: слишком много лазеек для темных делишек. Например, согласно статье 179 закона, фонд формируется, в частности, за счет «безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Да это же путь к вымогательству! А кто и как распорядится этими деньгами, как проконтролировать? Или вот еще определение — «иные поступления». И здесь почва для самоуправства и бесконтрольного использования средств. Да еще странный пункт об ответственности водителя тяжелого грузовика «за несоблюдение требований законодательства о внесении платы» за проезд по дорогам. Нет такого закона, который требовал бы от шофера выяснять накануне рейса, внес руководитель его автопредприятия эту плату или нет!

Без присмотра

Если поправки пройдут в нынешнем виде, у сотрудников ГАИ появится отличная возможность для шантажа водителя.

«А еще в законопроекте нет ни слова об общественном контроле за фондами, — считает председатель НАК Кирилл Кабанов. — Невозможно проанализировать обоснованность выделения бюджетных средств, контролировать их распределение и траты».

Словом, депутатам будет над чем поработать. Ведь такой закон, как ни крути, нужен всем автомобилистам, но обязательно справедливый, прозрачный и действенный.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые