Дороги: Москва-2020

Новейшим планам по переустройству Москвы пора приобретать статусы проектов и реальные очертания. На первой большой пресс-конференции их обрисовал заммэра, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов.

Добавим к этому заявления других чиновников из мэрии, и начнет проступать новая карта столицы и программа по развитию Московского транспортного узла до 2020 года, которую уже передали на рассмотрение Правительства РФ.

Одна из основных идей в Москве будущего – эффективный, надежный и быстрый общественный транспорт, которым пользуется большинство жителей столицы. Но заставить москвичей пересесть с автомобиля на общественный транспорт может только чудо.

ТПУ и вокзалы

Этим чудом, по всей видимости, власти считают транспортно-пересадочные узлы. В ближайшем будущем они должны появиться на всех девяти вокзалах города и около отдаленных от центра (близких к МКАД) станций метро.

ТПУ откроется на Савеловском, причем его строительство начнется уже в этом году. Есть здравая мысль – интегрировать пригородное железнодорожное сообщение в систему пассажирских перевозок Москвы. Автобусы будут заходить под крышу ТПУ и через минуту выходить оттуда. Пассажир сам решит, на чем дальше ехать: на метро или наземном транспорте. На Савеловском построят одноэтажное здание. Сделают и специальную полосу для проезда через здание ТПУ легальных такси. Под пересадочный пункт будет выделена первая полоса дороги, примыкающей к вокзалу. Пассажирам, выходящим с вокзала, не придется нести чемоданы до ближайшей остановки за 300–400 метров.

Ранее говорилось о планах постройки 40 пересадочных пунктов по всему городу. Среди станций метро, около которых планируется постройка ТПУ, упоминались «Ясенево», «Водный стадион», «Алтуфьево», «Тушинская». На первый квартал запланированы работы по транспортно-пересадочным узлам «Ясенево», «Водный cтадион», «Жулебино», «Бутово». А три транспортно-пересадочных узла построят одновременно с новыми станциями метро: «Пятницкая», «Новокосино», «Лермонтовский проспект».

Однако, как показывает ТПУ «Планерная», власти строят не совсем то, что нужно городу. Помимо остановок транспорта и парковок в ТПУ находится торговый центр, что только создает дополнительную нагрузку на транспорт и увеличивает пассажиропоток. А если не заводить ТЦ, то как окупать грандиозные постройки? Дилемма.

Умники и умница

Власти Москвы объявляют конкурс на разработку интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Это будет комплекс систем, которые должны оптимизировать работу транспорта, управлять дорожным движением, производить фото- и видеофиксацию нарушений ПДД и мониторинг дорожных условий.

Метрополитения

Метро протянет свои щупальца далеко за МКАД. За ближайшую пятилетку в Москве построят 75 км линий метрополитена. Для сравнения: за все годы в столице было возведено порядка 300 км. Новая станция «Зябликово» Люблинско-Дмитровской линии откроется уже в ноябре-декабре 2011 года. А в сентябре 2012-го планируется открыть «Новокосино» Калининской линии.

К 2012 году в автобусах, троллейбусах и трамваях не будет турникетов, останутся только валидаторы – для фиксации факта поездки. Пока же, уже через несколько месяцев, в транспорте появятся контролеры, а штраф для «зайцев» поднимут со 100 до 1000 рублей.

Все дело – в графике

Как известно, час пик на дороге случается потому, что все дружно отправляются на работу или с нее. Значит, нужно дружный график слегка разбить. Уже изменили режим работы столичные чиновники. На очереди крупные торговые базы. Остальным предприятиям торговли предложено перейти на ночной режим приема товаров, чтобы грузовые машины не создавали помех остальному транспорту.

Москва было сказала «нет» монорельсам – мол, нерентабельная история. Сегодня концепция меняется: новую монорельсовую дорогу от станции метро «Теплый Стан» до торгово-гостиничного комплекса «Славянский мир» на 41-м километре МКАД предполагают возвести уже в 2013 г. Протяженность трассы – 3,7 км. Маршрут пройдет по краю Профсоюзной улицы и пересечет МКАД.

Одна из основных идей в Москве будущего – эффективный, надежный и быстрый пассажирский транспорт, которым пользуется большинство жителей столицы. В ближайшее время планируется закупить более 500 автобусов и около 200 троллейбусов.

МКАД

МКАД все же станет шире. Не исключено, что на две полосы - как с внешней стороны, так и с внутренней. А там, где это невозможно, построят дороги-дублеры.

ЧТК

Несмотря на приостановленное строительство, объекты, которые уже были возведены в рамках проекта, будут использованы. Но как без дороги используешь многоуровневую – в шесть надземных и один подземный уровень – парковку на 4 тыс. машин, которую уже возвели в районе станции «Партизанская»?! До метро тут полтора километра... И уж коли выделено на ЧТК 20,895 млрд рублей, то в этом году будет построен участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Начатое в дособянинские времена строительство закончат, а затем кольцо станут прокладывать «по другому маршруту».

Мнение эксперта

Джо Старк, директор по транспортным решениям IBM:

– Как показывает мировой опыт, решить проблемы трафика, в том числе и московского, можно только силами экспертного совета. В него должны войти и представители городских властей, и эксперты в области движения, и лидеры в сфере высоких технологий. Именно с помощью последних можно отладить существующую транспортную систему

Председатель некоммерческого партнерства «Интеллектуальные транспортные системы – Россия» Владимир Крючков:

– Создание интеллектуальной транспортной системы Москвы обойдется в 27,7 млрд рублей. Большая часть необходимой суммы, 23,79 млрд рублей, будет выделена из бюджета столицы, 1,99 млрд – из федерального бюджета и 1,33 млрд – из средств Московской области. Из внебюджетных источников планируется привлечь всего 600 млн рублей. Деньги направят не только на ИТС, но и на модернизацию транспортной системы всего региона.

На мой взгляд...

У нас всегда изобретают колесо. Транспортная политика в развитых странах более 20 лет основывается на работе интеллектуальных транспортных систем (ИТС), едином информационном пространстве. И программа по развитию Московского транспортного узла, которую презентует мэрия, также должна опираться на эти технологии. Но не нужно забывать, что главное – умное планирование городского хозяйства на будущее. Ведь если в конце 90-х годов на пределе своей емкости работали 45% дорог Москвы, то сегодня – 80%.

Елена Шитикова, редактор

Подпишитесь на «За рулем» в