Утиль — дело тонкое! — журнал За рулем

Утиль — дело тонкое!

25 апреля Минпромторг в третий раз запустил программу утилизации

Утиль

Утиль

Начать третий этап было несложно. Правительство выделило деньги (5 млрд руб.), большинство дилеров подтвердили свое участие в ней (даже несмотря на проблемы с возмещением потерь при продаже автомобилей со скидкой). А спрос на сертификаты по-прежнему превышает предложение. Напомним, сертификаты номиналом 50 тыс. руб. предназначены лишь для покупки произведенного в России автомобиля в обмен на сдачу в утиль любой машины старше 10 лет. Будут оформлены последние 100 тысяч «бонусов», и история с утилизацией закончится. С учетом среднего срока исполнения заказа (110 дней) все произойдет в течение года.

На предыдущих этапах было потрачено 36 млрд рублей. Выдано 500 тысяч утилизационных сертификатов. Всяческих нарушений и сбоев в системе хватает. Минпромторг постоянно проводит сверку выписанных свидетельств и заказанных автомобилей и ежедневно возвращает в систему несколько десятков аннулированных документов. Еще на рынке осталось 30–40 тысяч так называемых вторичных сертификатов — «отказные» свидетельства, которыми по разным причинам не захотели воспользоваться их владельцы. Предполагается, что эти сертификаты будут возвращены в Минпромторг и в дальнейшем повторно выданы на тех же условиях. Так что пока на полмиллиона выданных сертификатов гражданами получено около 375 тысяч автомобилей. Эксперимент, напомним, охватил все города с населением выше 250 тыс. человек.

— Не скажу, что было просто, но в итоге все же получилось. Моя «восьмерка» была еще на ходу, но десять лет — это возраст, — рассказывает автовладелец Сергей Ежов. — Поэтому я собрал все документы, приехал в салон, утилизировал автомобиль и получил сертификат, а вместе с ним скидку в 50 тысяч на новый Chevrolet Lanos. Возни было много, приходила мысль плюнуть. Пришлось подождать и машинку, но зато дешевле вышло.

Тем не менее многие автолюбители, принявшие участие в госпрограмме, называют ее между собой «программа по борьбе с пробками»: рабочую машину нужно сдать, а в течение 3–6 месяцев ходить пешком, ожидая новое авто.

По договору продавец в течение 150 дней обязан предоставить машину покупателю. Но часто бывает, что время уходит, а автомобиля все нет. Для того чтобы вернуть свой сертификат, человек должен расторгнуть договор с дилером и заплатить неустойку — то есть выкупить свой же «бонус».

А бывает, что дилеры при продаже автомобиля по программе завышают цены или навязывают покупателю ряд дополнительных услуг. Поскольку любой суд длится не менее 3 месяцев, автолюбителю проще согласиться на условия дилера, чем оставаться без автомобиля.

Но и дилерам непросто. В Минпромторге входящие документы рассматриваются от 30 до 60 дней. Не всякий продавец может на столь долгий срок изъять из оборота, в общем-то, немалые деньги. Автопроизводители же предъявляют жесткие условия — могут начислять пени (до 36% годовых) за каждый день просрочки оплаты, а в некоторых случаях даже приостанавливают отгрузку машин. Поэтому многие региональные дилеры программу покинули. Актуальный список продавцов по каждому региону можно найти на специальной странице на сайте Минпромторга, там же размещен и перечень аккредитованных компаний-утилизаторов.

Не сказать, что государству невыгодна вся эта суета. На каждый вложенный в программу рубль госбюджет получил не менее 2 рублей в виде налоговых поступлений. Дополнительный налоговый доход с каждого произведенного автомобиля составил более 100 тысяч рублей. Создана система пунктов утилизации. Но больше всех программа оказалась интересна, как и следовало ожидать, АВТОВАЗу: доля продукции волжского автозавода составила 83% от общего количества автомобилей разных марок, реализованных по программе утилизации. Из «иностранцев», собираемых в России, лидирует Renault Logan. Да и остальные предприятия не остались внакладе. Как ни пафосно это звучит, но программа позволила им сформировать программу на год вперед, а в период кризиса сохранить рабочие места и даже выйти на прибыль.

Утиль

Утиль

ВЛОЖЕННЫЙ В ПРОГРАММУ РУБЛЬ ПРИНОСИТ В ГОСБЮДЖЕТ НЕ МЕНЕЕ 2 РУБЛЕЙ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

В любом случае дело сдвинулось с мертвой точки, в рамках программы сегодня можно приобрести собранные в России автомобили 81 модели 19 марок (в том числе с этой весны: Lada 2104 производства Ижевского автозавода — до этого получить скидку можно было лишь на машины производства АВТОВАЗ, а также Volkswagen Polo Sedan, собранные в Калуге).

Некоторые фирмы даже решили установить дополнительную к стандартной скидку по программе утилизации. Так, Renault Logan и Sandero можно купить выгоднее на 100 тысяч рублей или оформить кредит с нулевой ставкой.

Правительство Республики Татарстан и компания Sollers разработали совместную программу по предоставлению дополнительных скидок от 30 до 60 тыс. на новые автомобили Fiat, производимые в Татарстане и участвующие в государственном эксперименте.

Покупатели Citroen С4 и Peugeot 308 также получают дополнительную скидку от производителя — концерна PSA — в 50 тыс. руб.

О собственных программах утилизации объявили и некоторые дилеры. По таким программам оформление документов происходит за два-три дня, а ждать автомобиль приходится не более двух недель.

Дело идет шикарно. Жалко, осталось недолго. В Германии, например, после отмены государственной поддержки продажи упали на 30%...

Утиль

Утиль

Мнение эксперта

Андрей Дементьев

Андрей Дементьев

Замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев:

— Программа утилизации старых автомобилей уже не является спасением рынка. Кризисные времена прошли, и отмена эксперимента с 2012 года не окажет большого влияния на продажи. У этой программы есть свой стимулирующий эффект — это дополнительный процент роста рынка, но не единственный источник его существования.

Татьяна Натарова, директор по коммуникациям Nissan в России:

Татьяна Натарова

Татьяна Натарова

— Программа утилизации оказывает минимальное влияние на объемы продаж Nissan. Ведь программа охватывает только те модели, которые производятся в России. Модели, выпускаемые на заводе в Санкт-Петербурге, — Teana, X-Trail и Murano — дорогостоящие, и размер премии, предусмотренной за сдачу старого автомобиля, несуществен для покупателя.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые