Бангкок: В городе ангелов

Бангкок – город, в котором стоит пожить. Да, это удручающий мегаполис, на первый взгляд. Но он же – яркий, вкусный, дешевый, лиричный, экзотичный Великий Город. Он способен и свести с ума и зарядить здравым смыслом, и шокировать и умиротворить. Постичь сложную механику здешнего существования, можно вооружившись ноутбуком и камерой.
Тайский автобус – это всегда шедевр декора.

Город можно любить так же, как человека, – не благодаря, а вопреки: не столько за совокупность достоинств, сколько за сложную смесь свойств, присущую именно ему. Именно так тайцы обожают свой Город ангелов. Попробуйте и вы выйти с Великим Городом один на один, без посредников. Высадившись из самолета, большинство наших туристов, отдуваясь, устремляются к кондиционированным автобусам, чтобы поскорее предаться опеке турсервиса. А мы поступим наоборот.

Каосан-роуд – пешеходная зона. Фаранги (белые иностранные туристы) преобладают в толчее этой улицы. Для многих русских туристов стало открытием, что сюда можно приехать по земле и путешествовать самостоятельно. Кстати, многие искренне полагают, что Таиланд – это остров.

Спокойный и чистый по утрам, веселый и музыкальный по ночам, район Каосан, конечно, не для солидных людей, которые сторонятся лишних контактов и готовы отваливать турфирмам немалые деньги за пассивный отдых. А для тех, кого не прельщает гламурный туризм, кто приехал ради активного и достоверного знакомства со страной, – место что надо. Номер в отеле тут может стоить от 100 до 1000 батов (сейчас бат почти равен рублю, так что, научившись ориентироваться в ценах и сравнивая их с московскими, вы быстро убедитесь, насколько дешевле жизнь этого мегаполиса по сравнению с нашим). В среднем сносное жилье на Каосане обходится иностранцу в 150–300 батов, разница в 100–200 батов обусловлена наличием кондиционера.

Что бы вы ни искали, на Каосане это есть! Каосан – это отдельный мир в Бангкоке, со своей особой жизнью. Давайте совершим путешествие по Бангкоку – скажем, у вас в запасе неделя.

Праздничный велосипедист.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: АРЕНДА МАШИНЫ

Проехать на машине 12-миллионный Бангкок из конца в конец сложнее, чем Москву. Движение левостороннее, очень плотное. Но если вы азартный и опытный водитель, то попробуйте взять автомобиль в аренду… на сутки. Этого хватит. Вскоре вы живо пересядете на городской транспорт, как и многие жители Бангкока: они-то давно убедились, что так быстрее! А пока что входите в любую дверь с надписью RENT A CAR и выбирайте. Машины, как правило, хорошие, с чистым салоном, кондиционером и «музыкой», цены вполне гуманные. Заплатите за сутки от 25 до 40 долларов – и вперед, к кипению адреналина!

Основные препятствия на дороге – пешеходы: они так и шныряют среди потока машин, пересекая дорогу, где и когда вздумается. Тайцы за рулем, тем не менее, совершенно спокойны. Привыкайте постоянно оглядываться по сторонам, улыбаться обгоняющим и обгоняемым и усваивайте: главное в жизни – не правила, а человеческое отношение. Зазеваетесь – затрут, конечно. Но затрут так же вежливо и с улыбкой, как и пропустят, если убедительно продемонстрируете свое преимущество. Никто не будет высовываться из окон и орать вслед неприличные слова. Повышать голос вообще не принято – это следует твердо усвоить. А к вечеру вы поймете, что доза выработанного за день адреналина и эффективность перемещения по городу обратно пропорциональны.

Главные улицы заполнены до отказа, но сразу заметно, что водители весьма дисциплинированные.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: АРЕНДА БАЙКА

Сдав машину и вернувшись в отель, вы бесповоротно решаете назавтра покататься по городу на мотоцикле, то есть оказаться в числе тех, кто обгоняет всех.

Найти дверь с надписью RENT A BIKE еще проще, чем автомобильную контору. Цена зависит от модели мотоцикла и срока аренды – обычно около 200 батов в день, при договоре на три дня и более стоимость снижается до 130–150 батов в день. Лучше всего взять мотобайк с автоматической коробкой передач: такой заводится кнопкой на руле и при вождении не требует дергать рычаг ногой.

Конечно, в седле мотоцикла знакомство с городом станет более эффективным. Чтобы не заблудиться, не стесняйтесь просить о помощи полицейских и местных жителей. Те и другие доброжелательны, к ним можно обратиться с любым вопросом. Все проблемы решаются без шума, не спеша и с улыбками. Или… не решаются! Имейте в виду, что по тайским неписаным правилам в любых уличных разборках виноватым неизменно оказывается фаранг, а не таец.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: СЕАНС РЕФЛЕКСИИ

Не удивительно, если сегодня захочется побыть пешеходом. Поняв, сколь утомительна пешая прогулка по главным улицам, начнете искать на карте зеленые пятна. Самое большое – парк Лумпини. Стадионы, спортплощадки, гольф-клуб на его территории – все под пологом густой зелени; сюда не доносится шум города, и даже для смога этот зеленый оазис – надежная преграда. Пруд в центре парка густо покрыт лотосами, по водной глади скользят лебеди, на склонах вокруг пруда и на газонах меж огромных деревьев – чистая густая трава. А по дорожкам чинно разъезжают тайцы на прогулочных велосипедах исключительно розового цвета.

Туристско-парковый транспорт: парковка слонов.

Еще один вид паркового транспорта: многотонный красавец под красным балдахином мерно вышагивает по плитам тротуара. Ах, вы еще не катались на слоне? Вот симпатичные гиганты толкутся под навесом, непрестанно что-то жуя, а трогательные слонята увиваются вокруг мамаш. Щелкают камеры, туристы покупают корм, к которому мгновенно протягивается несколько хоботов. Люди усаживаются на скамейки, укрепленные на спинах священных животных, и погонщики трогают с места, поковыривая у слона за ушами стеком с металлическим наконечником. Из России? Погонщик на чистом русском заводит грустную тайскую песню: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня! Не морозь меня, моего слона!».

Над кронами деревьев вознесся небоскреб, половина высоты которого, этажей сорок, укрыто портретом короля. Пора вспомнить, что Королевство Таиланд – коллекция мировых рекордов. Оно обладает королем с самым длинным в мире именем, он же рекордсмен длительности пребывания на престоле. Столица Таиланда на тайском языке имеет самое длинное в мире название, а в ее центре построен самый высокий в мире отель – небоскреб Байок-Скай. Кстати, Бангкоку нет равных и по концентрации высоток. Здесь же начинается очень длинная улица – Суккумвит, что тянется до самой Паттайи: она сохраняет название и последовательность нумерации строений на протяжении 150 км.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: ПРЕВРАЩЕНИЕ В ПАССАЖИРА

Моторикшами постоянно пользуются не только гости, но и местные жители.

Городской транспорт в Бангкоке существует с конца XIХ века: тогда в городе появилась конка. Чуть позже был пущен трамвай, бороздивший улицы около 70 лет. В 1968 году последняя линия рельсов канула в небытие. Троллейбусов здесь не было никогда.

Такси так дешево, что если даже кататься на нем весь день, вряд ли это выйдет дороже, чем суточная аренда автомобиля. Заранее попросите персонал отеля написать по-тайски название места, куда направляетесь, покажите таксисту адрес и потребуйте включить счетчик. Чаевые составляют 5–10% «натикавшей» суммы (чем меньше на счетчике, тем выше доля чаевых).

Автобусных маршрутов более четырехсот, они работают с 5 утра до 11 вечера, а интервалы движения на основных направлениях – 10–15 минут. Автобусы нескольких категорий: обычные, повышенной комфортности с кондиционером, мини- и микробасы на маршрутах с низким пассажиропотоком. Самые дешевые легко распознать: в окнах нет стекол, а только металлическая решетка или перегородка. Видок пролетарский! Если окна остеклены, внутри кондиционированная прохлада. Диапазон цен на автобусные билеты – от 5 до 30 батов, в зависимости от дальности поездки.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ: НЕМНОГО ЭКЗОТИКИ

Еще есть непривычные такси: мотороллеры (тук-туки) и мототакси – просто мотоциклы, на которых можно прорваться через хаос городского потока к нужному месту. Мототаксисты облачены в ярко-красные или оранжевые жилеты с надписью и номером на спине. Вам вручают шлем, сажают позади водителя – и держитесь!

Известен случай с тайской принцессой, дочерью короля. Опаздывая на светский раут, любимица нации со своим шофером томилась в одной из пробок в центре города, и положение казалось безнадежным. Что делать? Решительная девушка покинула автомобиль и пересела к бойкому байкеру прямо в вечернем туалете! На прием она не опоздала, а отважный наездник стал народным героем.

Самому популярному транспортному средству – тук-туку – в ботаническом саду возведен монумент из цветочных горшков.

Трехколесное такси тук-тук, повозка с трещащим мотоциклетным мотором и нарядным кузовком с лавочками, вызывает восторг у «необъезженных» туристов. Больше двух фарангов европейской комплекции туда не влезает. И с мототаксистом, и с водителем тук-тука нужно договариваться о цене заранее и, разумеется, торговаться. Напустите на себя бывалый вид и спокойно, с улыбкой называйте реальную цену: от 10 батов (вдоль по переулку из конца в конец) до полусотни (по сложному и дальнему маршруту).

ДЕНЬ ШЕСТОЙ: ОСВОЕНИЕ МЕТРО

Метро Бангкока (BTS, или Skytrain) обеспечивает безопасное, недорогое и удобное передвижение в популярных районах города. На станциях чисто, людей немного даже в часы пик. На «небесном поезде» (так переводится Skytrain) никогда не наблюдается такой давки, как в московском метро. Здесь, напротив, это лучший способ избежать сутолоки, пробок и выхлопа от машин – словом, отдохнуть. Метро проложено только в центре города, но на нем можно добраться до большинства основных достопримечательностей. В отличие от любой европейской столицы, здесь поездка на «небесном поезде» – удовольствие недорогое.

Skytrain – монорельсовая система с автоматическим управлением. «Небесным» этот способ перемещения называется потому, что вы в сверкающем разноцветном вагоне летите над городом. На станции BTS нужно не спускаться, а подниматься – на высоту четырех-пяти этажей, а потом по дуге подниматься еще выше, до уровня девятого этажа. Под вами проносятся улицы города, забитые транспортом, вы обозреваете впечатляющие панорамы деловых районов, густо утыканных небоскребами. В вагонах свежо и прохладно, жужжат кондиционеры – стало быть, в жару и духоту убиваете двух зайцев: достигаете цели, а попутно освежаетесь и отдыхаете. При желании можно убить и третьего зайца: исследовать город сверху.

Кроме Skytrain, в Бангкоке есть и более привычное нам подземное метро (MRT). Оно построено в 2004 году, станции отличает современный дизайн под стать наземному хай-теку. В подземке всего одна ветка, огибающая столицу полукольцом. Здесь также действует зональная система оплаты проезда, а чтобы неопытные пассажиры не запутались, используются не карточки, а жетоны.

В электричках предусмотрены бесплатные вагоны... для монахов!

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ: ВОСТОЧНАЯ ВЕНЕЦИЯ

Бангкок стоит на большой реке Чаопрайя, в ее разветвленном устье. Сложная система каналов (клонги), соединяющих естественные русла речной дельты, дала городу еще одно имя – Восточная Венеция. По реке ходят лодки-маршрутки, это тоже городской транспорт. Причем, наряду с мотоциклами, самый быстрый. Экспресс-боты остаются привлекательной альтернативой наземному транспорту и потому, что ходят часто и регулярно (интервал в среднем пять минут), и благодаря своей дешевизне: стоимость проезда на них ниже автобусной.

Курсируют лодки-маршрутки с 7 до 19 часов, за 100 батов можно купить проездной и кататься хоть весь день. Существует также извоз в режиме такси. Для этого используют в основном так называемые длиннохвостки. Они деревянные, узкие, снабжены мотором (как правило, дизельным автомобильным двигателем) и гребным винтом, прикрепленным к длинной консоли-хвосту. Кормчий на такой лодке маневрирует, поворачивая рычагом всю конструкцию.

Лодки-маршрутки регулярно курсируют по реке Чаопрайя и многочисленным каналам.

ПРОЩАНИЕ

Немыслимо покинуть Таиланд, не забравшись на верх небоскреба Байок-Скай. Купив билет, сначала заезжают на скоростном лифте на 77-й этаж, где расположен музей. Здесь в макетах и фотографиях представлена история Бангкока и отдельно – история строительства этого великолепного здания. Продолжаете путь до 83-го этажа – здесь обзорная площадка, которая медленно вращается: время пребывания на ней не ограничено.

Панорама Бангкока с его фантастическими развязками, многоярусными эстакадами, лесом небоскребов и колоссальным потоком машин, с извилистой лентой реки, усеянной множеством лодок, – зрелище потрясающее и днем, и вечером. Столица тайского королевства трудится вовсю, чтобы каждый вовремя попал туда, куда ему надо: школьник – на уроки, влюбленный – на свидание, голодный – в ресторан, принцесса – на раут, клерк – в офис, а турист – куда его душа пожелает!

Смена королевского караула – уступите дорогу!

Подпишитесь на «За рулем» в