Исполнение желаний

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АВТОПРОБЕГ НА ЛУНУ

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО - ВРЕДНО НЕ МЕЧТАТЬ!

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Россия всегда славилась своими кулибиными и артамоновыми, но почти никогда не признавала пророков в своем отечестве. Сотням изобретателей, пишущим в редакцию, иногда нужно хотя бы одно - чтобы их выслушали! Даже в чопорном Лондоне на этот случай есть Гайд-Парк - влез англичанин на трибуну, высказался, глядишь, стало легче. У наших же один путь - в забвение. Мы открываем новую рубрику, в которой найдется место как необычным устройствам, так и незаурядным собеседникам с их сумасбродными идеями... Название рубрики - "Автопробег на Луну".

Приглашаем в наш "автопробег" всех, кто не приемлет формулу "Все придумано до нас".

ПОЧТИ ВЕЧНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Лень - двигатель прогресса. Можно даже сказать - вечный двигатель прогресса. Однако даже ей не под силу материализовать вечное движение в нечто осязаемое. Голубая мечта всех поколений изобретателей - перпетуум мобиле - неизменно остается за гранью досягаемости...

Убедившись, что без "подталкивания" извне упрямые вечные двигатели работать не хотят, изобретатели начали поиски вечных (читай - бесплатных) источников энергии. В результате появились "почти вечные двигатели", работа которых осуществляется в полном соответствии с заветами Ньютона, Фарадея и Архимеда.

Двигатели, о которых пойдет речь, действительно могут работать без бензина и солярки. Более того, все они прошли экспертизу и запатентованы - желающие могут ознакомиться с соответствующими авторскими свидетельствами. Недостаток у них один - крайне низкий коэффициент полезного действия (КПД). Обидно, но не смертельно: в конце концов, КПД паровоза тоже составлял всего лишь несколько процентов... Да и что такое КПД применительно к вечному двигателю?

На рис. 1 представлен тепловой двигатель, защищенный авторским свидетельством СССР № 1455040. Оригинальный ротор имеет радиальные выступы в виде секторов из капиллярно-пористого материала с тангенциально расположенными отростками. Ротор установлен на такой высоте, что уровень воды смачивает отросток, но не достигает основания соседнего по ходу вращения сектора.

Принцип работы двигателя очевиден. Погруженный в воду отросток впитывает ее, увлажняя при этом "свой" сектор. Масса намокшего сектора увеличивается, вызывая поворот ротора. В воду опускается отросток следующего сектора, в то время как предыдущий высыхает на воздухе. В результате обеспечено непрерывное однонаправленное вращение ротора.

Своего рода топливом для такого двигателя служит вода, которую по мере испарения придется подливать - других затрат не потребуется. Ясно, что "Волгу" такой двигатель не потянет, а вот в качестве "вечного" увлажнителя воздуха или просто игрушки вполне сойдет.

Термомагнитный двигатель (а. с. № 2002109) представлен на рис. 2. На немагнитном роторе 1 закреплены немагнитные стержни 2, концы которых жестко соединены с пластинами 3 из ферромагнитного материала. Вдоль каждого стержня перемещается магнит 4, соединенный пружиной с ротором. По разные стороны двигателя находятся нагреватель 5 и охладитель 6.

Работает двигатель так. Пластины, оказавшиеся в зоне нагрева, нагреваются до точки Кюри, вследствие чего магниты под действием пружин прижимаются к немагнитному ротору. Возникает весовой дисбаланс, и ротор поворачивается по часовой стрелке. Нагретые пластины охлаждаются и вновь притягиваются к магнитам, в то время как охлажденные нагреваются. В результате вращение идет непрерывно.

Для желающих внедрить подобный двигатель в гараже или на даче разработчик приводит данные некоторых подходящих материалов.

Обязательное условие для работы такого двигателя - наличие какого-либо естественного нагревателя (песок в пустыне, раскаленная труба, гейзер), а также охладителя (вода и т. п.). Чем эффективнее будет осуществлена теплопередача через указанные пластины, тем выше КПД двигателя. Реальная область применения - привод элементов автоматики или детских игрушек.

Самый экзотический двигатель приведен на рис. 3 (а. с. № 1742507). Авторы предлагают использовать его для питания электроэнергией небольших автономных установок типа метеорологических станций, расположенных в малодоступной местности, пустыне и т. п. Основой конструкции является... арабский кувшин! По-научному его называют сосудом из полупроницаемой керамики.

Двигатель прост до неприличия. В его корпусе две камеры - нагревания 1 и охлаждения 2. Заливаемая в верхнюю полость вода нагревается солнцем. Под действием разности температур, непрерывно возникающей в природе, вода испаряется с поверхности кувшина и конденсируется на дне корпуса. Неконденсирующийся газ сжимается и вытесняет конденсат наверх. Турбина приходит во вращение, вода стекает обратно и т. д.

Скептики презрительно заметят, что мастерские по ремонту арабских кувшинов пока что не пришли на смену автосервисам. Ну и ладно. Впрочем, интересно, смогут ли наши кулибины заставить подобные конструкции выполнять хоть какую-то работу по хозяйству?

Будем благодарны тем читателям, которые найдут возможность в письмах или через Интернет сообщить свое мнение о рубрике "Автопробег на Луну".

Подпишитесь на «За рулем» в