Личное мнение: бесплатный сыр

Один из руководителей правительства выступил с инициативой: по причине недостатка средств в казне строить платные дороги без положенной бесплатной альтернативы.

О возможности появления в России платных дорог при отсутствии бесплатных дублеров на открытии 5-го Тихоокеанского экономического конгресса во Владивостоке упомянул первый вице-премьер Игорь Шувалов. Чиновник был осторожен: «Это пока дискуссионная тема. В любой стране, которая занимается масштабным строительством дорожной сети, финансирование осуществляется как за счет бюджетных средств, так и на основе чередования с частными вложениями». Это понятно и бесспорно. Но далее Шувалов пояснил, что «в качестве темы для дискуссии эксперты предлагают рассмотреть возможность отмены требования законодательства о том, что платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу».

Что это за эксперты, чиновник не рассказал, но и того, что он заявил, было достаточно: немедленно разразился скандал. С протестами выступили не только представители общественных движений автомобилистов и многие депутаты Госдумы, но даже и государственные чиновники самого высокого ранга. Что показательно, первым откликнулся один из руководителей госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. При том что госкомпания – основной дорожный оператор, который от имени правительства заключает все концессионные контракты на строительство и содержание платных дорог в РФ. Вроде бы должен быть заинтересован в массовом появлении шлагбаумов на дорогах, так нет же…

«Госкомпания «Автодор» работает в соответствии с законом, по которому у платной дороги обязательно должен быть бесплатный альтернативный дублер, – объясняет свою позицию Кельбах. – Это основа нашего подхода. Ни по одному проекту, который мы курируем, иной подход не является предметом рассмотрения».

Против «безальтернативной» идеи высказался на сочинском инвестиционном форуме и министр транспорта России Игорь Левитин: «У нас закреплено законом наличие альтернативной бесплатной дороги, и мы будем этого придерживаться».

Собственно, реакция транспортных чиновников была предсказуемой. Они непосредственно «сидят на земле» и понимают, что любой дорожный проект социален по своей сути. Дорога связывает не просто абстрактные точки А и Б на карте, но реальные города и конкретных людей, потому любой перекос тут чреват последствиями. Достаточно вспомнить недавний скандал со строительством дублера трассы Москва – Санкт-Петербург. Кто слышал еще полтора года назад, что есть в Подмосковье Химкинский лес? А теперь, пожалуй, весь мир знает, хотя реально это всего лишь несколько чахлых рощиц вперемежку со свалками…

Кстати, заявление г-на Шувалова не первый пробный шар такого рода. Год тому с подобным же выступил один из руководителей Минэкономразвития – и тут же был обруган и заклеймен. Так зачем же понадобился демарш первого вице-премьера? Неужели нельзя предвидеть реакцию публики? Ведь есть же действующий федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Он четко говорит: решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято только при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда. Именно на эту норму и ссылаются министр транспорта и руководитель компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»).

Иного подхода не должно быть. В противном случае возможен ряд рисков, в первую очередь социального характера. За примерами далеко ходить не надо. Сегодня даже при наличии бесплатных альтернативных участков хорошего качества население воспринимает идею платных дорог неодобрительно. И никакие положительные «примеры из зарубежной жизни», ссылки на опыт других стран не убеждают. Если даже депутаты периодически выступают с законопроектами о запрещении платных дорог, то что уж говорить об обычных людях…

Впрочем, водители на той же трассе «Дон» выбирают, как правило, скоростной платный участок совершенно добровольно и осознанно: так удобнее и быстрее. И при существующих расценках не слишком накладно. Поворчали – заплатили – поехали. Но они же будут категорически против, если их лишат выбора.

Кстати, в США и странах Европы, где есть платные дороги (в Бельгии, Германии, Люксембурге и Финляндии их нет), обязательно имеются объездные маршруты. Исключение составляют мосты и тоннели, за проезд по которым придется платить в любом случае. Все эти моменты прописаны в соответствующих законах. А вот страны, где разрешено строить платные дороги без дублеров и на опыт которых ссылался г-н Шувалов, пришлось поискать. Оказалось, такие государства существуют. Их два: Китай и Казахстан.

Правда, хотя в Китае безальтернативные платные трассы (кстати, их всего несколько) тоже строились за счет бюджета, через 15 лет эксплуатации они станут обычными, бесплатными дорогами.

Со своей стороны, я предложил бы распространить на нашу страну другой, более известный китайский опыт. В Поднебесной за коррупцию в крупных размерах полагаются самые жестокие наказания, в том числе и смертная казнь. За последние годы под вышку там подвели немало высших чиновников, в том числе мэров, губернаторов и членов правительства. Если перенять эту практику, может, тогда и у нас не будут столь остро стоять вопросы бюджетного дефицита, так странно возникшего на фоне нефтяного благополучия?

Подпишитесь на «За рулем» в