Убрать сухим или мокрым: профессия снегоуборщик

Ну как там, снег уже пошел? Январь все-таки… Пока глобальное потепление не зашло слишком далеко, машины-снегоуборщики без работы не останутся.

Когда снег засыпает дороги день за днем, с ним надо что-то делать. Это люди поняли уже очень давно: первый патент на снегоуборочный плуг был выписан в 1840 году. В материале, поначалу в дереве, конструкция воплотилась лишь 22 года спустя. А что, до этого междугороднее сообщение зимой прерывалось? Нет, конечно, просто колеса заменяли полозьями, кареты – санями, а снег вместо того, чтобы убирать, уплотняли катками на гужевой тяге.

Первые самобеглые снегоуборщики (они были как с паровым мотором, так и с бензиновым) появились в 1913 году. С тех пор пошло-поехало племя разномастных зимних машин, загребающих снег механическими руками, отбрасывающих его плугом, разрезающих шнеком или распыляющих огромными «вентиляторами». Это что касается сухой уборки. А химия дала коммунальщикам еще и «влажную», которую все мы клянем за слякоть, разъеденную обувь, проржавевшие кузова и мутные стекла.

Что же, давайте посмотрим, чем и где убирали и убирают снег. Пока еще не забыли, что это такое.

В Японии традиционно любят малые формы. Вот и укрепили плужок на малютку «Кавасаки-Муле» с брезентовой кабиной. Оранжевые «антенны» по краям плуга не ловят радиосигналы, а просто помогают оператору не задеть легковые машины на парковке, которую он, собственно, и убирает.

Даже такого малыша, как «Сузуки-Джимни», сумели превратить в снегоуборщик! Установили комплект Sno-Way с электроприводом, позволяющим прямо из кабины поднимать и опускать отвал в рабочее положение. Разумеется, при выборе автомобиля сыграл роль его полный привод, обеспечивающий необходимую тягу.

В городках с узенькими улочками тягача для плуга лучше, чем малютка «Мультикар», не придумаешь. На снимке видны две конструкции отвала. Первый – самый универсальный: он может сгребать снег на любую сторону либо раздвигать, как встарь. Но лошадиных сил тут намного больше, а о комфорте оператора и говорить нечего!

Шнековый снегоуборщик на базе трактора «Катерпиллер» занимается, казалось бы, сизифовым трудом: расчищает снег... в Антарктиде! Здесь проложено единственное в своем роде ледовое шоссе к Южному полюсу, по которому можно добраться до пупа Земли на обычном джипе (делались даже попытки прокатиться на велосипеде). А для этого под колесами должен быть лед или очень плотный снег. Все насыпавшееся сверху – в сторону!

Несмотря на скромные габариты, снегоуборщик «Ошкош» – весьма солидный агрегат. Его шнеки легко перемалывают даже слежавшийся снег, справляются с метровой высоты сугробами, а мощный вентилятор отбрасывает снежную струю на десятки метров. Правда, перед нами не грузовик и даже не автомобиль, а узкоспециализированный аппарат. Впрочем, именно такие и обладают самой высокой эффективностью по сравнению с «приспособленцами».

Готовь сани летом… Но это не сани и даже не детская песочница, а воссозданная модель снегоуборочного плуга на гужевой тяге. Если лошадке удавалось протянуть такое сооружение, наполненное камнями, по свежевыпавшему снегу, его остроконечный нос раздвигал снег в стороны, образуя проход и формируя сугробы по сторонам. Главной в такой уборке была ее регулярность. Как, впрочем, и сегодня.

Неужели в Милуоки снег в кузов пикапа-самосвала собирают лопатами? Совсем наоборот! В кузове соль, и ее разбрасывают на дорогу. Но все равно это вчерашний день. Оправдать технологию «от руки на глаз» может лишь чрезвычайность ситуации «внезапно снег выпал»! По науке положено сыпать от 10 до 40 г на квадратный метр. И не соль, а специальный реагент. Для этого изобретены дозаторы, управляемые компьютером.

Такой агрегат для мокрой уборки снега называется снеготаялкой. У нас подобные снегоплавильные пункты тоже появляются; эти – мобильные, в виде обычных полуприцепов. Снимок сделан в одном из американских аэропортов. Мощная струя талой воды говорит о высокой производительности. Главное, чтобы ливневая канализация справилась.

Снегоуборочные плуги широко применяются и поныне, иногда в довольно экзотическом исполнении. Этот конвой в штате Миссури обошелся всего двумя тягачами вместо трех обычных. Секрет в особом прицепе с плугом, колеса которого могут быть развернуты так, что он едет почти боком, сгребая снег под нож второго снегоуборщика. Хитрая система помогла сэкономить на зарплате водителя и отчасти на топливе.

Подпишитесь на «За рулем» в