Электромобиль - Renault Twizy: бешеная кибитка

«Твизи» не продаются в России, да и в Европе их ареал ограничен южными странами и курортами – мы отправились изучать это чудо в естественной среде. И вернулись с тремя историями в путевом блокноте.
Renault Twizy

КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО

Да, на полтора дня попал в настоящее лето, когда в Москве вновь обещали снег с дождем. В Ибице нас ждали 36… даже не знаю, как их назвать. Тридцать шесть немашин по имени «Твизи» – совершенно роскошное зрелище, как будто оказался внутри коробки на три дюжины яиц. Крупных таких, с голубым отливом и черными полосками. И каждое на четырех колесах.

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ НЕМАШИН ПО ИМЕНИ TWIZY – РОСКОШНОЕ ЗРЕЛИЩЕ. СЛОВНО ОКАЗАЛСЯ ВНУТРИ КОРОБКИ НА ТРИ ДЮЖИНЫ ЯИЦ.

Покатились. Не зря подчеркивают, что разработку «Твизи» поручили подразделению «Рено-Спорт». Только в гонках можно приобрести такое пренебрежение к шуму и тряске, к жесткости тормозов… «Твизи» напоминает карт: тот же прямой контакт с машиной, с дорогой (с каждой ее кочкой, не могу не повторить!), то же чувство скорости, напор ветра, то же ускорение… «Лежачий полицейский», чуть не вытряхнув из машины, вернул чувство реальности. Полноте, какой карт, это же… электромобиль?!

Видимо, надо было изрядно помучиться с формульной системой KERS, чтобы потом уйти в такой отрыв с малышом «Твизи». Никаких границ, давайте сделаем что-то такое… такое… как бы это… Чтобы описать нельзя было. Приходят одни метафоры, вроде бешеной кибитки или шалтая-болтая на батарейках.

Если не жалеть электричество, пытаться держаться вровень с автомобилями и педалью газа пользоваться, как настенным выключателем, батареи хватит на 50 км. Можно выжать и 80, если ехать в темпе инвалидной коляски.

Давайте разберемся. По классу «Твизи» относят к квадроциклам, а по сути это внутригородское средство передвижения на двоих, оснащенное электромотором. Сколь сухо звучит, столь эмоционально едет: я поймал себя на том, что ору за рулем от избытка чувств. Благо в самом ходовом режиме, на 50–60 км/ч, «Твизи» подвывает своей электрической начинкой, словно вагон метро. Да еще ветер, да шины в каждом повороте громко шуршат (странно звучит, но это так). Надеюсь, снаружи звуков было не меньше и прохожие выворачивали шеи благодаря необычному виду «Твизи», а не моему вокалу. Или все-таки надо было ехать в шлеме?

Вперед, малыш, у нас дорога в аэропорт в режиме городской гонки «догони коллегу». Объедем фургончик, увернемся от пешехода, заведем всех окружающих бодрым спуртом со светофора! Осталось всего 8 километров и 15 минут потерпеть этот шум, тряску, дождь. Жаль, что так мало…

ЧТО Я ПИШУ «ТВИЗИ»

Дорогой друг, у меня все хорошо. Каждый день я езжу на работу за рулем, потом на метро. И хотя твоего пробега хватило бы за глаза, не жалею, что у моего автомобиля лишние ДВС, багажник, пять мест и тонна массы. Потому что в отличие от тебя, милый «Твизи», у него есть печка, стекла в дверях и, когда идет дождь, не надо надевать непромокаемую накидку.

Ты не поверишь, но вдвоем можно сидеть не только друг за другом, да и вход-выход не доставляет проблем. Это можно делать даже одновременно!

Ранцевые ремни безопасности укрепляют во мнении: в «Твизи» не столько садишься, сколько надеваешь его на себя. Кстати, крэш-тест на 50 км/ч малыш выдержал, экипаж жив и даже здоров.

Да, я покупаю топливо, но и за твое электричество надо платить. А если в него включить те же налоги, что в бензин и солярку, не думаю, что удастся много сэкономить. К тому же за твои аккумуляторы приходится выкладывать по 50–70 евро в месяц («Рено» сдает их в аренду). Ничто так не охлаждает отношения, как деньги, мой друг: я ведь знаю, что твоя великолепная цена в 6990 евро относится к слабой, 4-киловаттной версии. А если ты помощнее, уже до восьми с половиной тысяч, плюс 250 евро за металлик и 590 за двери. Ну да, это опция, как ни смешно звучит. И пусть без них ты понравился мне даже больше, я понимаю, что калиточки – единственная защита моей фотокамеры. До сих пор удивляюсь, как ее не свистнули по ходу тест-драйва.

В общем, дорогой «Твизи», ты не подходишь мне. Для друга ты слишком непрактичный. Ветреный. Легкомысленный.

Но… Я скоро собираюсь в отпуск. Мечтаю о юге Европы. Увидимся?

КАК Я ПОВЕЗУ ВНУКА

Представь, дед, нам историчка сегодня рассказала, что раньше у твизи были двери, как в доме. Большие, внизу сплошные, наверху со стеклом. Зачем, интересно? И кстати, раньше они не назывались твизи, было неуклюжее слово «офтомобиль» или как-то так. Автомобиль? Ну, я запомню.

И в них ездили по четверо! Как только помещались? Вот мы же с тобой едем вдвоем, а бабушка с Маринкой другой твизи взяли – по-моему, так лучше, чем в один душный офто… ав-то-мобиль набиваться. Они были в два раза больше твизи? А где же их хранили? А как на них ездили?!

Длина 2,34 м и радиус поворота 3,4 м делают «Твизи» не просто идеальным, но зачастую единственно возможным транспортом в городе.

Но самое удивительное, что в те автомобили заливали такую специальную жидкость, она у них внутри горела – и они поэтому ехали. Так разве бывает, дед? Правда, раньше на улице холодно было, может, они так грелись?

Слушай, и эти автомобили, их… покупали! Ага, как колбасу. Мы же с тобой твизи просто на время берем, когда надо. Что, и тележки в магазине раньше покупали? А автомобили зачем покупать?

И вот еще: они гоняли как ненормальные! Представляешь, 120, а то и 170 километров в час. Как будто раньше самолетов и поездов не было! У дома так все равно не разгонишься.

Вот ты на твизи на работу быстро едешь? Больше 60 не набираешь? А раньше зачем было больше – чтобы в эту, как ее, пробку не попасть? Наоборот?

Дед, нам задание дали – в музей сходить, на автомобиль посмотреть. А посидеть в нем можно будет? И прокатиться?! Где, на Автозаводской? Это так специально назвали? Вот здорово!

Приехали? Держи сменку, я вылезаю. Дед, можно я твизи на зарядку поставлю? Ну пожалуйста! А то ты опять забудешь, как в прошлый раз…

РАНЬШЕ В АВТОМОБИЛИ ЗАЛИВАЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЖИДКОСТЬ, ОНА У НИХ ВНУТРИ ГОРЕЛА, И ОНИ ПОЭТОМУ ЕХАЛИ.

Подпишитесь на «За рулем» в