Смятение рук

СМЯТЕНИЕ РУК

НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ: РУЛЬ ПРАВЫЙ, РУЛЬ ЛЕВЫЙ

Откуда взялось деление на левый и правый руль, история умалчивает, по крайней мере, четкого однозначного ответа на этот счет не существует. Одна из самых красивых версий уходит во времена рыцарских турниров, когда всадники разъезжались друг с другом, оставляя противника слева. Так лучше удавалось прикрывать себя щитом, оставляя свободной вооруженную и наиболее развитую правую руку. Дескать, отсюда пошло классическое левостороннее движение.

Создатели первых автомобилей особенно не церемонились с месторасположением водителя, сажая его то в центре, то справа, то слева. Здесь, видимо, больше влияло компоновочное расположение тех или других органов управления. Автомобиль совершенствовался, ужесточались и правила поведения на дороге. Человечество почему-то разделилось надвое, сведя все мифы и легенды к зеркальному расположению органов управления.

О начавшемся у нас соперничестве лево- и праворульных машин заговорили в начале девяностых. Незаметно появившийся японский "секонд-хэнд" в восточных регионах постепенно вытеснял конкурентов, в том числе и отечественные машины, - он оказался не только дешевле и разнообразнее, но и более комфортным, высококачественным. Довольно быстро очередь дошла и до Центральной России. В верхах отреагировали - заговорили о повсеместном запрете автомобилей с правым рулем, чем вызвали бурю негодования на уже практически ставшим "неправильно-рульном" Дальнем Востоке. Постепенно страсти улеглись, и все осталось по-прежнему: и нашим, и вашим.

Пока сильные мира сего думали над тем, запрещать или не запрещать правый руль, в дальних краях и областях уже выросло не одно поколение водителей, никогда не ездивших с левым рулем. И никто особенно не задумывался над тем, что у них иной сектор обзора, иначе работают руки, вестибулярный аппарат, и в этом "зеркальном королевстве" зачастую действуют несколько иные законы взаимодействия с автомобилем.

Большинство водителей утверждают: в принципе все равно, с каким рулем ездить, дескать, все это - дело привычки. Тем не менее мы решили поставить небольшой эксперимент: собрать нескольких ездоков и посмотреть, насколько быстро они адаптируются, пересаживаясь из машины в машину с разным расположением органов управления. Добровольцы откликнулись быстро.

Подопытная группа оказалась весьма разношерстной и по стажу вождения, и по водительскому характеру. Кто-то вообще никогда не изменял левому рулю, кто-то пересел за правый сравнительно недавно. Профессионалам на этот раз была отведена роль наблюдателей - они лишь фиксировали ошибки водителей.

Эксперимент включал несколько заданий: ознакомительное движение по обычным дорогам, а затем езду по специальной трассе с размеченными узкими "коридорами", а также "змейкой". Причем сначала передним, а потом и задним ходом. Фактор времени решили считать второстепенным - слишком уж разной оказалась манера езды у наших подопечных. По тем же соображениям праворульную механику, которую удалось найти с большим трудом, заменили "японкой" с автоматом - "Калдиной".

Посмотрим, кто же будет собраннее и точнее в этом довольно несложном, на первый взгляд, эксперименте.

ПРАВЫЙ, ПОЕХАЛИ

Миша - владелец "Калдины". Водительский стаж - девять лет, за это время поездил на многих моделях ВАЗа, включая переднеприводные. Праворульным авто управляет последние полгода. По натуре человек уравновешенный, начисто лишенный "духа соревновательности". Его основной принцип на дороге - спокойствие и размеренность во всем.

Наш первый выезд на "родном" для него автомобиле. Под неторопливую беседу спокойно движемся по дороге. Ошибок практически никаких, если не считать слишком вольного обращения с осевой - левая сторона "Калдины" довольно часто оказывается на ее границах. Из разговора выясняется, что наибольшая проблема адаптации как раз именно в этом и заключалась - трудно было правильно выбрать полосу движения. Потом привык.

Столь же неторопливо за 3 мин 40 с мы проезжаем размеченную трассу, где Михаил сбивает лишь один конус и то при движении задним ходом. Выбранная им тактика логична - движение назад только по наружным зеркалам: "чтобы не крутить головой в неудобную сторону".

Далее Борис. На автомобилях ездит несколько десятилетий - как-никак один из старейших работников журнала. На праворульную же "Тойоту" пересел два с половиной года назад и проехал на ней уже без малого 90 тыс. км. Характерец у "старой гвардии" еще тот: то ему не нравится, как выставлены конусы, то отказывается ехать по ознакомительному маршруту, желая сразу отправиться на зачетную трассу. Все же отправляемся в путь.

Невзирая на возраст, водитель гораздо активнее первого - он все время что-то пробует, экспериментирует. Тем не менее мне ничего не остается, как зафиксировать столь же вольное обращение с разделительной и схожую с предыдущим коллегой любовь к езде посередине дороги.

На трассе и того интереснее. Несмотря на то, что здесь затрачено всего 2 мин 26 с, сначала левой стороной сбит один конус при движении вперед, а затем, запутавшись при движении задним ходом, еще шесть. Общий итог: нет достаточного чувства левого габарита, хотя отметим, что длинный универсал в этом смысле тоже не подарок.

Дмитрий. Для него правый руль - событие, за двадцать с лишним водительских лет он оказался за ним в первый раз. Педант и аккуратист, к тому же поклонник больших авто, поэтому в "Калдину" вживается быстро. Удивительно, но на первых километрах маршрута не испытывает никаких проблем с ориентацией в пространстве, зато долго путается в подрулевых переключателях и перенастраивает "... совершенно идиотски расположенное" внутрисалонное зеркало. Дмитрий идеально проезжает маршрут, но на трассе пять сбитых конусов и 4 мин 27 с затраченного времени. Итог таков: машину почувствовал быстро, но в сложной ситуации подвели непривычные габариты и путаница при движении задним ходом. Водитель никак не мог решить, куда смотреть - в заднее стекло или зеркала.

Андрей. Стаж 10 лет. Довольно долго ездил, пересаживаясь с левого руля на правый и наоборот. Последние три года водит редакционные машины с обычной ориентацией органов управления. По натуре холерик и оптимист, активно утверждающий, что расположение рулей и педалей для него несущественно. Действительно, по разминочному маршруту он проезжает быстрее всех и практически без ошибок. В поворотах его даже приходится одергивать, чтобы не лихачил, тем не менее придраться вроде бы не к чему.

На трассе Андрей изо всех сил старался ни на что не наехать, а в результате по времени получилось многовато (5 мин 54 с) и один конус все же зацепил при движении задним ходом. В общем, медленно, но надежно.

ЛЕВЫЙ, НА СТАРТ

Только что купленный редакцией " Форд Фокус" оказался весьма кстати. Незамедлительно сажаем в него последнего из наших подопытных.

Андрей. Манера езды не изменилась, вот только поехали мы как-то напористее и быстрее. Очень показателен и результат: 2 мин 44 с на трассе и два сбитых конуса из-за явной переоценки собственных возможностей. Разница впечатляет.

Дмитрий. Он не стал рисковать и в более привычном автомобиле, потратив 5 минут на трассу и уложив всего два конуса при движении задним ходом. В целом и здесь улучшение, хотя и не столь явное. Тем не менее чувствуется возросшая уверенность и лучшее чувство габаритов.

С нашими "праворульниками" несколько иная ситуация. На обычных дорогах поехали смело, надежно, главное, не злоупотребляя шириной дорожного полотна. А вот на трассе подкачало чувство правого габарита. Оба на "змейке" оставляли слишком маленький зазор до конусов.

Результат: Михаил - 3 мин 25 с и четыре сбитых конуса, Борис - 3 мин и восемь пострадавших. В этих условиях весьма наглядно проявляется возникающее раздвоение: какую же сторону автомобиля принять за точку отсчета?

ЗА ДВУМЯ РУЛЯМИ ПОГОНИШЬСЯ...

Анализируя результаты, мы даже не намекаем на то, чтобы отказываться от правого руля. Ни в коем случае. Экономическая ситуация и сложившиеся реалии пока этому не способствуют. Но это вовсе не значит, что не следует разобраться в тонкостях и нюансах поведения человека за рулем нетрадиционных для России автомобилей. Чтобы анализ был глубоким и доскональным, нужны недели опытов, бригада психологов и т. д. Но даже без этого стоит, наверно, задуматься над тем, что какие-то ощущения, заложенные почти на генетическом уровне, укоренились в нас гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Если у человека в период обучения вождению автомобиля закрепился "в подкорке" определенный механизм взаимодействий с машиной, то подсознательно он будет придерживаться его очень долго. Конечно, водителя можно переучить, заставить делать все иначе, вот только насколько новые знания сумеют потеснить старые? Вопрос сложный. Наш небольшой эксперимент свидетельствует: даже спустя довольно продолжительное время полностью слиться с другим расположением органов управления удается далеко не всем. Более того, нарушаются привычные взаимосвязи, что вызывает путаницу не только в голове, но и действиях водителей. А это уже повод к размышлению.

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в