Стоимость комфортного города

Одни считают платную парковку в центре спасением, другие – грабежом. Генеральный директор «Московского парковочного пространства» Правительства Москвы Сергей Мариничев, выступая от лица первых, попытался оправдать драконовские меры городских властей.
Сергей Мариничев - Генеральный директор «Московского парковочного пространства» Правительства Москвы

«Для россиян автомобиль – роскошь»

В России не совсем верное понимание автомобиля. Его воспринимают не как средство передвижения, а как роскошь, как показатель социального статуса. Существует стереотип, что на общественном транспорте ездят одни неудачники. Наша цель – данный стереотип сломать, доказав, что это и быстрее и дешевле в сравнении с автомобилем. Поэтому, покупая машину, человек должен учитывать, где он будет ее ставить и во сколько обойдется парковка наряду с другими тратами: страховкой, техосмотром и т.д. Люди готовы переплачивать за комфортный автомобиль, но почему-то не готовы платить за комфортный город. Я сам, например, не езжу в центр на машине, а оставляю ее на перехватывающей стоянке возле «Планерной» и сажусь на метро.

Каждый город при решении транспортных проб­лем использует одни и те же способы: либо плата за парковку в центре, либо за въезд в центр, либо и то и другое. На днях я вернулся с конференции в Барселоне – там вообще запрещена парковка на улично-дорожной сети в центре. Кен Ливингстон (мэр Лондона с 2000 по 2008 год) облегчил транспортную ситуацию в английской столице, введя плату за въезд в город на личном транспорте. Но не это ограничение было главным, а то, что он также сделал комфортным и дешевым общественный транспорт. То же сейчас делается и в Москве – закупаются новые автобусы, проводится Wi-Fi.

«До 200 рублей не дойдет»

Нынешняя цена соразмерна стоимости парковки в других странах. Но тариф может меняться. После окончания пилотного проекта будет понятно, сколько люди готовы платить. Сейчас автомобилисты, не желающие привыкать к новой системе, оставляют машины за пределами платной зоны, но постепенно они поймут, что по-другому уже не будет, и вернутся. Если результаты покажут, что остается много свободных мест, то цена может быть уменьшена, а если желающих окажется чересчур много, то цены повысятся. Причем тарифы будут разниться в зависимости от территории – чем ближе к Кремлю, тем дороже. Предел, выше которого цены не поднимутся, станет определяться статистически. Конечно, есть и такие люди, которые готовы платить по 200 рублей в час в подземных паркингах, но это потому, что они не могут найти места на улично-дорожной сети, а с введением платы найти место будет гораздо проще. Так что до таких цен не дойдет.

«Только безналичный расчет»

Оплату наличными, которую некоторые требуют, мы вводить не собираемся. Во-первых, это большие траты на инкассацию, во-вторых, возможность коррупции, в-третьих, за безналичным расчетом будущее. А вот количество паркоматов увеличим – это стало ясно уже после первой недели. Мы думали, что людям удобнее рассчитываться через смс-сообщения, но оказалось, что у многих это вызывает проблемы. Так что будем расширять сеть паркоматов. Те разногласия, которые были с операторами мобильной связи, блокировавшие снятие денег через сообщения на короткий номер, сейчас уже устранены.

«Жителям центра машина не нужна»

Люди считают, что если у них квартира в центре, то и место перед домом тоже принадлежит им. Нам нужно менять это мнение. На Манхеттене, например, только 19% жителей имеют автомобиль, потому что он им просто не нужен – они могут добраться до работы либо пешком, либо на общественном транспорте. У нас же жители центра, наоборот, имеют несколько автомобилей, потому что с точки зрения российской психологии считается странным, если ты можешь позволить себе квартиру в центре и не можешь позволить машину. В ЦАО зарегистрировано 225 тысяч автомобилей, а машиномест, по нашим подсчетам, можно разметить только 50 тысяч. Представляете, какая диспропорция! То есть если предоставлять места всем жителям, то в центр больше вообще никто не въедет. Как решать этот вопрос? Пожалуйста, паркуйтесь во дворах. Те, кому не хватило там места, на ночь могут ставить машину в зоне платной парковки бесплатно, а префектура ЦАО оборудует дополнительную парковку именно для местных жителей, правда, всего на 120 мест.

«Разметку сделаем поуже»

Количество парковочных мест на улично-дорожной сети увеличить очень трудно, особенно в центре – он все-таки не резиновый. Но мы пытаемся. Так, сейчас ведется разговор о том, чтобы изменить ГОСТы на дорожную разметку, сделать парковочные места уже – не 2,5 метра в ширину, как сейчас, а от 2 до 2,2, как во многих других странах. Конечно, чем шире место, тем удобнее выходить из автомобиля, но другой возможности увеличить количество мест не существует. Мы будем создавать подземные паркинги, но для этого инвесторам нужно понять, будут ли они пользоваться спросом. Такие выводы можно сделать только по итогам пилотного проекта. При бесплатной парковке на улицах платные паркинги просто нерентабельны, и в них не хотят вкладываться. Вот построили недавно на Чистых прудах шестиуровневый паркинг, теперь он терпит убытки, а люди все также хаотично паркуются на улицах.

Российские деньги летят на Кипр?

Блоггер Евгений Шульц попытался выяснить, куда идут деньги, которые платят москвичи за парковку. Оказывается, ООО «Городские мобильные системы», на счет которого поступают платежи, учреждено кипрской компанией. Уставной фонд «ГМС» минимален – 10 000 рублей. Сразу возникли подозрения в том, что не все платежи, проходя через оффшорную компанию, добираются до городского бюджета.

Сергей Мариничев:

– Через счет ООО «Городские мобильные системы» никакие деньги не проходят. Мы проводили конкурс на аренду короткого номера, с помощью которого будет оплачиваться парковка, и эта компания выиграла его, предоставив нам короткий номер «7757» по самой низкой цене. Все ее функции ограничиваются предоставлением аренды номера, переводом платежей она не занимается. Операторы мобильной связи перечисляют деньги сразу на казначейский счет Департамента транспорта. Евгений Шульц заблуждается, ведь та система перечисления средств, о которой он говорит, применяется для контентных услуг, а не мобильных платежей.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Вопрос о том, куда идут деньги водителей, даже после объяснения остается открытым: почему нельзя было заключить договор непосредственно между мэрией и операторами сотовой связи, а понадобилось привлекать столь сомнительного вида компанию?

Освободить же центр от неправильно стоящего транспорта можно и менее радикальными мерами. Непонятно, что мешает властям эффективно бороться с нарушениями правил остановки и стоянки без введения платных зон. Ведь все инструменты для этого давно существуют. А когда за парковку предлагают платить по 10 000 в месяц, хочется поспорить, что все-таки автомобиль из средства передвижения становится роскошью, а не наоборот.

Подпишитесь на «За рулем» в