Платные автострады: не от слова «страдать» — журнал За рулем

Платные автострады: не от слова «страдать»

Италия. В древности здесь изобрели бетон, центральное отопление, пиццу и дороги с твердым покрытием. А в ХХ веке додумались сделать их платными, — этому «изобретению» как раз исполнилось 55 лет. Хватило, чтобы привыкнуть.

1

1

Основная, опорная сеть итальянских трасс — платные автострады. Это дороги государственного значения, имеющие не менее двух полос в каждом направлении, разделительные и ограждающие барьеры, четкие указатели, освещение (правда, далеко не везде). И разогнаться здесь можно, благо дороги не петляют между городами и по деревушкам. Разрешенная скорость, как правило, до 130 км/ч.

СКОЛЬКО?

Плата за использование автомобильных дорог рассчитывается в зависимости от категории транспортного средства и пройденного расстояния. Чтобы вычислить стоимость проезда по автомагистрали, надо умножить единицу тарифа на количество пройденных километров. Затем добавляется НДС (20%). Эта самая единица тарифа, в свою очередь, зависит от нескольких факторов — класса транспортного средства, особенностей участка магистрали (горный или равнинный) и т. д. Чтобы не забивать голову деталями, могу сказать, что проехать 1 км магистрали на обычном легковом автомобиле обойдется в 7–9 евроцентов (2,8–3,6 руб.). Так, промчаться по прекрасной магистрали от Флоренции до Милана (305 км) стоит примерно 22 евро (880 руб.).

Платные в этой стране и главные туннели. «Монблан» проложен под знаменитой горой между Францией и Италией, его длина почти 12 км, цена проезда в одну сторону 41,4 евро, туда-обратно — 51,60 евро. «Сен-Бернар» соединяет Италию со Швейцарией; длина около 6 км, стоимость проезда 14,70 евро или 19,90 туда-обратно. «Фрежюс» связывает Италию с Францией; длина почти 13 км, проезд в один конец стоит 41,4 евро, а туда-обратно обойдется в 51,6 евро.

Заплатить придется и за право проехать по Тиммельсйох, самой красивой высокогорной дороге из Австрии в Италию. Ее длина 32 км, перепады высот до 2,5 км. Это удовольствие стоит 12 евро (в оба конца — 14), притом красота вокруг неописуемая.

КАК?

Очень просто: перед въездом на платный участок взять у оператора или автомата билетик, а на выезде оплатить наличными или банковской карточкой. Главное — выбрать правильные полосы для въезда-выезда: белые и синие — для тех, кто платит деньгами или пластиком, желтая предназначена для автомобилей, на которые установлен телепасс — электронный прибор (крепится у ветрового стекла), с помощью которого снимаются со счета деньги за проезд. Без этого прибора выезжать на желтую полосу нельзя!

За попытку бесплатно проскочить по платной трассе оштрафуют минимум на 300 евро. За этим следит дорожная полиция (polizia stradale). Многократное нарушение вообще считается уголовным преступлением. Поэтому обязательно сохраняйте квитанцию до конца поездки!

КТО?

Управляет скоростными (платными) дорогами в Италии компания «Автострада». В ее хозяйстве не только 3000 км итальянских автострад, но еще свыше 2000 км в Бразилии, Чили, Индии. Компанию основали как государственную в 1958 году. В 1964-м открылся первый платный участок автотрассы А1 (Милан — Неаполь) протяженностью 800 км. Кстати, первый телепасс появился на итальянских дорогах в 1990 году; вскоре такую систему ввели в США, Великобритании, Франции, странах Латинской Америки. Сегодня только в Италии свыше 8 млн. владельцев телепассов.

Пункт оплаты проезда на трассе А1. Главное — не перепутать полосу.

Пункт оплаты проезда на трассе А1. Главное — не перепутать полосу.Пункт оплаты проезда на трассе А1. Главное — не перепутать полосу.
Пункт оплаты проезда на трассе А1. Главное — не перепутать полосу.

Несколько лет назад «Автостраду» приватизировали; один из крупнейших акционеров — группа «Бенеттон». Предприятие прибыльное, поэтому среди мелких акционеров тысячи простых итальянцев.

ЕДЕМ?

Несколько полезных советов российским автопутешественникам.

При определении приоритета движения в Италии марка и стоимость автомобиля не имеют значения.

Двигаться в левой полосе по автостраде не принято. После обгона сразу уходите в правый ряд. Не стоит без конца перестраиваться из ряда в ряд. Также не приветствуется обгон справа, не говоря про езду по обочине.

Дорожная полиция следит за соблюдением правил дорожного движения, но ее основная задача — обеспечить это движение, а на мелкие нарушения никто не обращает внимания.

Поездка по бесплатным дорогам Италии потребует в среднем в два раза больше времени, чем по автостраде. Бесплатные дороги есть, они преобладают, но часто бывают однополосными и проходят через многочисленные населенные пункты. Попадаются и узкие серпантины. Но есть у таких дорог один большой плюс: порой открываются такие потрясающие виды, что ни минуты не сожалеешь о лишних километрах и потраченном времени.

А что у нас?

Сегодня в России всего два платных участка (80 км) — на трассе М4 «Дон». В этом году платными станут еще 154 км на трассе «Дон», а под Москвой будет введен новый обход города Одинцово (около 20 км). Хорошо бы организовать там движение как минимум не хуже, чем в Италии.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...